Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Первыми процессуальные аспекты мотивации первыми отразили ученые-бихевиористы в исследованиях процессов научения. Американский исследователь Б.Скиннер разработал основные понятия бихевиористского подхода к научению (стимул, реакция и подкрепление). Он же стал автором метода мотивации известного как модификация поведения. Данный метод создавался для использования не только в науке управления персоналом, но, прежде всего, в психологии и медицине, что связано со спецификой всего бихевиористического направления менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.2. Бихевиористский подход в теориях мотивации
1.3. Теория оперантного обуславливания
2. ПРОЦЕСС модификации поведения работников
2.1. Понятие и сущность модификации поведения
2.2. Стратегии модификации поведения
2.3. Графики подкрепления. Ситуационное управление поведением
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
3.1. Опыт применения метода в зарубежных компаниях
3.2. Программа повышения уровня безопасности труда «Туттава»
3.3. Применение методики модификации поведения в ОАО «КИСМ»
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.2. Бихевиористский подход в теориях мотивации
1.3. Теория оперантного обуславливания
2. ПРОЦЕСС модификации поведения работников
2.1. Понятие и сущность модификации поведения
2.2. Стратегии модификации поведения
2.3. Графики подкрепления. Ситуационное управление поведением
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
3.1. Опыт применения метода в зарубежных компаниях
3.2. Программа повышения уровня безопасности труда «Туттава»
3.3. Применение методики модификации поведения в ОАО «КИСМ»
Список используемой литературы
Проблема мотивации является одной из основных задач для любого руководителя, в чьем подчинении находится хотя бы один работник. Как использовать потенциал работника таким образом, чтобы и компания, и ее сотрудник оказались в выигрыше? Ответить на этот вопрос уже несколько столетий пытались многие ученые, внесшие значительный вклад в развитие экономики, менеджмента и управления персоналом. Было создано множество теорий и направлений, с различных точек зрения рассматривавших вопросы мотивации и стимулирования. Однако процессы мотивация настолько сложны, что неизвестно, возможно ли их понимание в рамках лишь одной концепции. Следствием является параллельное существование разработанных в разное время теорий мотивации. Все множество концепций относится к одному из двух основных направлений, получивших название содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории отвечают на вопрос «что является причинами того или иного поведения работников?», а процессуальные – «как происходит процесс мотивации?». Очевидно, что эти вопросы не противопоставляются, наоборот, дополняют друг друга. Поэтому деление теорий весьма относительно, а все попытки их четкого определения до сих пор не выглядели успешными [3, стр. 75].
Первыми процессуальные аспекты мотивации первыми отразили ученые-бихевиористы в исследованиях процессов научения. Американский исследователь Б.Скиннер разработал основные понятия бихевиористского подхода к научению (стимул, реакция и подкрепление). Он же стал автором метода мотивации известного как модификация поведения. Данный метод создавался для использования не только в науке управления персоналом, но, прежде всего, в психологии и медицине, что связано со спецификой всего бихевиористического направления менеджмента.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятие метода модификации поведения, его теоретического и практического аспектов. Предстоит рассмотреть историю возникновения данного метода в процессе развития различных мотивационных теорий. Будут освещены основные понятия методики модификации поведения и этапы ее внедрения, определены виды стратегий модификации и выявлены наиболее оптимальные из них.
Также будут рассмотрены примеры практической реализации программ, основанных на методике модификации поведения.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Мотивация – это процесс активизации внешних и внутренних сил, формирующих поведение работника, по-другому это процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия [3, стр. 78]. Процесс мотивации отражает сложную взаимосвязь между внешними факторами, внутренними психическими состояниями и поведением работникам. Внешние факторы определяются как внешние стимулы, вызывающие побуждение, или непосредственно мотив действия (угроза, наказание или поощрение, исходящие от руководителя). В данном случае речь идет о внешней мотивации, в которой внешние стимулы играют роль главных раздражителей. Но побуждение может порождаться и изнутри, в случае, когда внутренние психические состояния сами по себе могут выступать в роли стимулов поведения и формировать достаточно устойчивые и долговременные мотивы (желания, интересы, аттитьюды). В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Различия между внутренней и внешней мотивацией существенны для управления. В организациях с явно выраженным директивным управлением, основанным на власти и подчинении, в большей степени используются средства внешней мотивации. В то же время термин «консультативное управление» (термин Р.Лафйкерта) [3, стр. 153], опирающееся на информационную поддержку, использует средства внутренней мотивации.
Как уже было сказано выше, процессы мотивации сложны и не всегда предсказуемы. Очевидно, что для понимания их одной универсальной теории недостаточно. Все множество разработанных когда-либо теорий мотивации принято разделять на две большие группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на тезисе о наличии причинно-следственных связей между внутренними психическими факторами и поведением работника. Основная задача подобных теорий – обосновать причины определенной формы активности людей, и, как следствие, их поведения, т.е. основным объектом изучения являются внутренние стимулы сотрудника, в качестве которых выступают потребности. Теория мотивации в данном случае исходит из понимания потребностей личности.
Среди наиболее известных содержательных теорий мотивации – пирамида потребностей А. Маслоу, теория потребностей ERG К.Альдерфера, «теория Х – теория Y» Д. Макгрегора, теория гигиенических факторов и факторов мотивации Ф. Герцберга. Содержательные теории мотивации предполагают, что знание основных потребностей работников поможет им выбрать наиболее правильный способ стимулирования.
Процессуальные теории занимаются изучением не структуры и содержания потребностей, а самого механизма мотивации, отображаемого как последовательность «цель – действие» [5, стр. 87]. Основные процессуальные теории: теория ожиданий Врума, теория справедливости, комплексная модель Портера-Лоулера, теория подкрепления мотивов.
Для более полного понимания метода модификации поведения работников необходимо рассмотреть подробней некоторые из процессуальных теорий мотивации.
Согласно теории ожиданий основным мотивационным источником служит уверенность человека в большой вероятности удовлетворения потребностей и достижения цели.
Ключевыми понятиями теории являются: результат, валентность и ожидания.
Результат — это любое связанное с потребностью следствие поведения. На рабочем месте такими результатами являются заработная плата, продвижение по службе, сохранение рабочего места или увольнение, удовлетворенность своими достижениями и вкладом в общую работу, уважение со стороны коллег, усталость, стресс, потеря здоровья и т. д.
Валентность результата — это сила предпочтения индивида в отношении данного результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некий вероятный уровень желательности. Этот уровень отражает отчасти субъективную удовлетворенность результатом (результатами). Валентность может изменяться от – 1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).
Ожидания результата — это субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы.
Привлекательность поведенческой альтернативы зависит от ожиданий и валентности результатов, связываемых с данной альтернативой. Числовое выражение привлекательности поведенческой альтернативы может быть подсчитано путем умножения ожидания каждого вероятного результата на его валентность с последующим сложением всех случаев. Работник согласно теории ожидания выбирает ту поведенческую альтернативу, привлекательность которой максимальна. Основные элементы модели и взаимосвязи между ними представлены на рис. 1.
Рис.1. Мотивационная теория ожиданий |
Согласно теории ожидания, для достижения поставленных целей все три фактора должны быть высокими. В случае если хотя бы один из факторов близок к нулю, мотивация также будет нулевой. Задача менеджера — добиться, чтобы сотрудники четко понимали, что размер вознаграждения основывается на результатах и способностях работников, необходимых для выполнения задания на высоком уровне.
Одной из лучших процессуальных теорий признана комплексная модель Портера – Лоулера. В данной теории увязаны затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. При этом вознаграждение изучается с позиции его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с усилиями. Помимо этого, успешная мотивация исходит из того, что результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот [5, стр. 90].
Выше были кратко рассмотрены основные процессуальные теории мотивации, имеющие и на сегодняшний день большое влияние на формирование науки управления поведения персонала. Однако первыми процессуальные аспекты мотивации отразили психологи-бихевиористы в своих исследованиях процесса научения. Далее будут более подробно освещены основные достижения бихевиористов в разработке теории мотивации сотрудников.
Бихевиористский подход наибольший вклад внес в психологию, однако смежные отрасли науки, к которым можно отнести социологию, управление персоналом, организационное поведение, также получили благодаря результатам исследований бихевиористов новые направления и перспективы развития.
Бихевиоризм возник в начале XX века и стал направлением, утвердившем в качестве предмета изучения поведение (англ. «behavior») как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основателем направления принято считать Джона Уотсона, статья которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) стала манифестом новой школы.
Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные объективному внешнему наблюдению, независимые от сознания «стимул-реактивные» отношения.
Основателем инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который назвал эту форму научения «методом проб, ошибок и случайного успеха».
На первый план в исследованиях ученых - бихевиористов выдвигалось научение, которое рассматривалось как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул – реакция» (S - R) принималась за единицу поведения. Согласно теории бихевиоризма знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и, наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем её стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Этот метод получил название модификация поведения. Основной вклад в разработку данной теории и изучение закономерностей образования инструментальных условных рефлексов внес Берес Фредерик Скиннер. Ученый выдвинул теорию, основанную на принципах поведения. Эта теория описывает влияние на поведение его следствий, именующихся наградой или наказанием. Скиннер, в большей степени работал с животными, особенно с лабораторными крысами, но много писал о выводах, которые вытекают из теории бихевиоризма для людей. Его модель научения животных и детей пользуется широким признанием, но выводы, которые он сделал о людях, в психологическом сообществе, на данный момент, принято считать спорными. И все же теория Скиннера повлияла на психологию, возможно, больше чем любая другая из современных теорий. Исследователь сфокусировал внимание на ситуационных факторах, которые определяют поведение. Результаты его исследований стали основой теории оперантного обуславливания.
Скиннер разработал основные понятия бихевиористского подхода: стимул, реакция и подкрепление. Автор выделил два вида стимулов: обусловленные и необусловленные [3, стр. 78]. Обусловленные стимулы (S0) выступают начальной причиной поведения определенного рода (приказ, просьба, угроза). Подкрепляющие (S1), в свою очередь, усиливают реакцию (вознаграждение, одобрение, наказание), направляя процессы мотивации и научения в нужное русло. Действие стимула (S0) вызывает реакцию (R1), в результате образуя то или иное поведение. Образовавшееся поведение устанавливается связь S0 – R1 , которая должна быть подкреплена другим стимулом (S1). Результатом этого будет новая, более предсказуемая и желаемая реакция (R2). Таким образом, оперантное обуславливание представляет собой процесс S0 R1 S1 R1.
В целом подход концентрирует внимание на наблюдаемом поведении организационной системы и его последствиях. При этом особо выделяется то, что Скиннер назвал оперантом, или познанным поведением (R2), в отличие от реактивного поведения (R1). Исследования показывают, что оперантное поведение — функция его последствий. Иными словами, закрепляется то поведение, которое каким-либо образом вознаграждается или поощряется.
Исследования Б. Скиннера имели широкий научный резонанс, но в организационной практике до конца 60-х годов использовались сравнительно мало. Только в начале 70-х годов, развивая многие из скиннеровских идей, был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения (behavior modification).
Фундаментом, на который опирается модификация поведения в организации, безусловно, является вся совокупность знаний, накопленных в ходе исследования мотивации, и, прежде всего это целевая теория мотивации, теория подкрепления и теория ожиданий.
Термин «модификация поведения» используется в различных научных отраслях: психологии, психиатрии, социологии, управлении персоналом, менеджменте и т.п., что связано с широким диапазоном возможностей применения данного метода. В настоящее время данной методике соответствует следующее определение:
Модификация поведения – исследовательская процедура, применяемая в бихевиористской психологии и социологии с целью формирования желаемого типа поведения.
Как правило, в психологии модификация поведения осуществляется в искусственных экспериментальных условиях с помощью специально разработанной системы стимулов, формирующих у подопытных индивидов набор положительных поведенческих реакций, осуществляющих изменение поведения в нужную сторону. Процесс модификации поведения в терапевтических целях складывается из следующих шагов:
Информация о работе Модификация поведения работника в организации