Молодежь на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:45, реферат

Описание

Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в

последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется

тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой

безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем

возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой

Содержание

Введение………………………………………………………………3


1. Рынок труда……………………………………………………….4

1. Характеристика рынка труда……………………………………..4

2. Безработица………………………………………………………..5

3. Дискриминация на рынке труда………………………………….8

2. Рынок труда и молодежь…………………………………………..12

2.1 Молодежь на рынке труда………………………………………..12

2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………….16

3.Решение проблемы занятости молодежи………………………….19

3.1 Программы поддержки молодежи……………………………….19

3.2Правовое регулирование молодежной политики………………..19

3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи

и трудовой занятости……………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 46.10 Кб (Скачать документ)

"свободной"  экономике налицо: это быстро  растущий  слой  предпринимателей  и

лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,  более  2/3  из  них

составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные  сдвиги в спросе  на

рабочую  силу  являются  скорее  отражением  кризиса  в  экономике,   а   не

структурной перестройки. И тем  не  менее  рынок  трансформирует  отраслевую

структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет  спрос

рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно  в  тех,  которые

быстрее коммерциализировались.

      Если  существующие  в  настоящее   время  тенденции  в  воспроизводстве

квалифицированных кадров не изменятся,  то  в  ближайшей  перспективе  можно

ожидать роста безработицы  среди  неквалифицированного  населения,  и  прежде

всего,   среди   молодежи–выпускников     общеобразовательных    школ,    не

продолжающих дальнейшего  образования,  не  имеющих  профессии  или  должной

квалификации.     Поэтому      необходима      рациональная      организация

общеобразовательного    и    профессионального     образования     молодежи,

согласованного как  с развитием национальной  экономики,  так  и  с  мировыми

тенденциями на рынке  труда.

     В последнее  время все большее число   молодых  людей  считает   получение

полноценного   образования   необходимым   условием   достижения   желаемого

социального статуса  и более высокого материального  положения,  определенной

гарантией от безработицы.  Профессиональное  обучение  становится  важнейшим

элементом  инфраструктуры  рынка  труда,  который  поддерживает  качественно

сбалансированный  спрос  и   предложение   труда,   во   многом   определяет

эффективность мер  по реализации молодежной политики  занятости.  Вот  почему

при  сокращении  подготовки  квалифицированных  кадров  в  ПТУ   и   средних

специальных учебных  заведениях  прием  студентов  в  вузы  из  года  в  год

увеличивается.

      Большое   значение  имеет  развивающаяся   в  службе  занятости  система

профессионального   обучения   незанятого   населения.   Она    способствует

профессиональной   адаптации   высвобождаемых   работников   и    незанятого

населения,   повышению   их   конкурентоспособности    на    рынке    труда.

Профессиональное  обучение  безработных  осуществляется  по  трем   каналам:

переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение  квалификации.

          По мере  развития  рыночных  отношений  и  конкуренции,  ускорения

перестройки отраслевой структуры занятости  ценность  общеобразовательной  и

социальной   подготовки   работника   неизбежно   возрастет.    Это    будет

способствовать  увеличению  занятости   молодежи   на   учебе.   Мировой   и

отечественный    опыт    подтверждают     устойчивую     тенденцию     роста

продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления  в  активную

трудовую деятельность. Одновременно изменяются и  требования  нанимателей  к

рабочей  силе.  От  тактики   быстрой   максимизации   сиюминутной   прибыли

предприниматели переходят  к долговременной  стратегии  получения  устойчивых

доходов в  условиях  конкуренции,  поэтому  в  перспективе  у  них  появится

потребность в расширении  найма  молодой  рабочей  силы.  В  противоположном

направлении  будет  действовать  фактор  роста  цены  рабочей  силы   и,   в

особенности,  профессионально  подготовленной.  Поэтому  уровень   занятости

среди молодежи будет  зависеть от общей  ситуации  на  рынке  труда.  Тем  не

менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и  меньшими  темпами,  чем  у

зрелых работников. 

               2.2 Подготовка молодежи к выходу  на рынок труда

Рыночная  трансформация  казахстанской  экономики   приводит   к   изменению

положения  личности  в  сфере  занятости.  Личность   становится   субъектом

рыночных  отношений,   осуществляет   самостоятельный   профессиональный   и

экономический выбор,  несет  ответственность  за  его  последствия  в  виде:

размеров заработной платы, условий труда, возможностей  для  развития  своих

способностей и  профессиональной карьеры. 
 

На основе комплексного исследования  Алматинским центром  занятости  выявлены

проблемы занятости  молодежи:

   -диспропорциональность  на молодежном сегменте рынка  труда, 

   -причины незанятости  безработной молодежи, 

   -конкурентоспособность  основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ,

   школ-интернатов,  учебно-производственных  центров   и   детских   домов,

   учащиеся  ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном  выходе на рынок  труда   с

   точки зрения  профессионально-квалификационной  подготовки  ,  ценностных

   ориентаций  в сфере труда и социально-психологической  ориентации на  рынке

   труда города, 

   -факторы успешной  профессиональной карьеры, 

   -проблема  координации деятельности социальных  институтов, решающих задачи

   профессионального  самоопределения и занятости  молодежи, 

   - несоответствие  действующей в городе системы  психолого-профориетационной

   работы новым   экономическим  реалиям  и   другие  особенности  молодежного

   сегмента  рынка труда.

Как показало  исследование, молодежь не получает знаний о современном  рынке

труда, о правилах поведения на рынке труда,  слагаемых  построения  успешной

профессиональной  карьеры о своих правах  и  обязанностях  в  сфере  трудовых

отношений. Молодежь не  готова  конкурировать  и  быть  субъектом  на  рынке

труда. 
 

При первичном выходе на рынок труда у молодежи  преобладают  идеалистические

представления о  будущей  профессии,  трудовой  и  профессиональной  карьере,

которые  с  первых  шагов  на  рынке  труда   разрушаются   и   приводят   к

возникновению сложных  социально- психических состояний  (тревога;  состояние

депрессии, влияющее на  коммуникативную  сферу  и  сопровождаемое  ощущением

безысходности, комплексом вины ) в условиях  невозможности  трудоустройства.

Столкновение  с  трудовой  реальностью  приводит   к   переориентации   либо

деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица  негативно  влияет

на социально-психологическое  развитие  молодых  людей  и  часто  приводит  к

исчезновению взгляда  на труд  как  средство  личной  самореализации,  а  сам

процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. 
 

Вместе  с  тем,  положение  молодежи   на   рынке   труда   определяется   и

деятельностью  образовательных  учреждений  города,  которые  через  процесс

подготовки  и  воспитания  задают  профессионально-квалификационный  уровень

подготовки своих  выпускников,  формируют  ценностные  ориентации  на  труд,

модель поведения  на рынке труда и в сфере  трудовых отношений. 
 

В настоящее время  в системе непрерывного  образования  молодежи  отсутствует

целенаправленная,   систематическая   психолого-профориентационная   работа,

которая должна содействовать  личности в профессиональном  самоопределении  с

учетом не только потребностей и возможностей, но  и  с  учетом  ситуации  на

рынке труда;  отсутствует  система  комплексного  взаимодействия  социальных

институтов, призванных решать  задачи  профессионального  самоопределения  и

занятости; отсутствует  подготовка  специалистов  для  оказания  качественных

психолого-профориентационных   услуг    молодежи    с    учетом    специфики

образовательного   учреждения   (школа,   детские   дома,   школы-интернаты,

профессиональные  учебные заведения разного уровня подготовки). 
 

В современных социально-экономических  условиях  рациональный  путь  решения

проблемы подготовки специалистов в  области  профессиональной  ориентации  -

это подготовка данных специалистов из  числа  безработных  граждан,  имеющих

высшее образование, но чьи профессии устарели или  существует избыток  данных

профессий на рынке  труда города, района. 
 
 

|                                                                        |

|                                                                        |

|                                                                        |

|                                                                        |

|Глава 3. Решение  проблемы занятости  молодежи                           |

|3.1 Программы поддержки  молодежи.                                       |

|Отраслевые органы  социальной сферы активно участвуют  в формировании     |

|системы государственной  поддержки становления и развития  молодежи, их   |

|программы учитывают  специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь |

|отличается от  всех социальных групп не только  возрастом, но и тем, что  |

|ей присущи особые  социальные функции, связанные  со вступлением в жизнь. |

|Органы, курирующие  традиционные отрасли социальной  сферы, не могут в    |

|полной мере обеспечить  условий для эффективного исполнения  молодежью ее |

|ролей в связи  с тем, что те еще не сформированы.                        |

|Это обстоятельство  вызвало потребность в округе  в специальном органе    |

|управления, ведающем  сферой жизнедеятельности молодежи.  Начиная с 1992 |

|года в Казахстане  стали возникать органы по  делам молодежи в            |

|муниципальных образованиях  округа.                                      |

|Деятельность Комитета  характеризуется стремлением создавать             |

|специфическую нормативно-правовую  базу, формы и механизмы деятельности  |

|сети учреждений, отвечающие целям комплексного  обеспечения              |

|жизнедеятельности  и становления молодежи округа, тем самым формируя     |

|единую систему  работы с молодежью. Эффективность  такой деятельности во  |

|многом зависит  от качества взаимодействия Комитета  с ведомствами,       |

|курирующими различные  отрасли социальной сферы, органами  по делам       |

|молодежи местного  самоуправления и молодежными  общественными            |

|объединениями. Без  их активного участия, совместных  инициатив,          |

Информация о работе Молодежь на рынке труда