Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:45, реферат
Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в
последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется
тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой
безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем
возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой
Введение………………………………………………………………3
1. Рынок труда……………………………………………………….4
1. Характеристика рынка труда……………………………………..4
2. Безработица………………………………………………………..5
3. Дискриминация на рынке труда………………………………….8
2. Рынок труда и молодежь…………………………………………..12
2.1 Молодежь на рынке труда………………………………………..12
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………….16
3.Решение проблемы занятости молодежи………………………….19
3.1 Программы поддержки молодежи……………………………….19
3.2Правовое регулирование молодежной политики………………..19
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи
и трудовой занятости……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24
"свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и
лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них
составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на
рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не
структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую
структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос
рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые
быстрее коммерциализировались.
Если
существующие в настоящее
время тенденции в
квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно
ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде
всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не
продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной
квалификации. Поэтому необходима рациональная организация
общеобразовательного и профессионального образования молодежи,
согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми
тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение
полноценного образования необходимым условием достижения желаемого
социального статуса и более высокого материального положения, определенной
гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим
элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно
сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет
эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему
при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних
специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год
увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система
профессионального обучения незанятого населения. Она способствует
профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого
населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам:
переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения
перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и
социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет
способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и
отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста
продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную
трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к
рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли
предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых
доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится
потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном
направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в
особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости
среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не
менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у
зрелых работников.
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению
положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом
рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и
экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде:
размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих
способностей и
профессиональной карьеры.
На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены
проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность
на молодежном сегменте рынка
труда,
-причины незанятости
безработной молодежи,
-конкурентоспособность
основных потоков учащейся
школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов,
учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с
точки зрения
профессионально-
ориентаций
в сфере труда и социально-
труда города,
-факторы успешной
профессиональной карьеры,
-проблема
координации деятельности
профессионального
самоопределения и занятости
молодежи,
- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной
работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного
сегмента рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых
отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке
труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере,
которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к
возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением
безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства.
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо
деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к
исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам
процесс нормальной
социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и
деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс
подготовки и
воспитания задают профессионально-
подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд,
модель поведения
на рынке труда и в сфере
трудовых отношений.
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует
целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа,
которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с
учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на
рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных
институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и
занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных
психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики
образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты,
профессиональные
учебные заведения разного
В современных социально-
проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации -
это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих
высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных
профессий на рынке
труда города, района.
|
|
|
|
|Глава 3. Решение
проблемы занятости молодежи
|3.1 Программы поддержки
молодежи.
|Отраслевые органы
социальной сферы активно
|системы государственной
поддержки становления и
|программы учитывают
специфику молодежной
|отличается от
всех социальных групп не
|ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. |
|Органы, курирующие
традиционные отрасли
|полной мере обеспечить
условий для эффективного
|ролей в связи
с тем, что те еще не
|Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе |
|управления, ведающем
сферой жизнедеятельности
|года в Казахстане стали возникать органы по делам молодежи в |
|муниципальных образованиях
округа.
|Деятельность Комитета
характеризуется стремлением
|специфическую нормативно-
|сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения |
|жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя |
|единую систему
работы с молодежью.
|многом зависит
от качества взаимодействия
|курирующими различные
отрасли социальной сферы,
|молодежи местного самоуправления и молодежными общественными |
|объединениями. Без
их активного участия,