Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:25, реферат
Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности (пример, автомобилестроение, производство бытовых приборов).
Олигополия – это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом
1. Сущность и основные признаки монополизма…………………………….3
2. Монополия естественная и искусственная. Монополистические союзы.……………………………………………………………………………...5
3. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…………………9
4. «Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование…………………..12
Список использованной литературы…………………………………………17
Монополия
и конкуренция
План:
1. Сущность и основные признаки монополизма…………………………….3
2. Монополия
естественная и искусственная. Монополистические
союзы.………………………………………………………………
3. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…………………9
4. «Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование…………………..12
Список
использованной литературы…………………………………………17
1. Сущность и основные признаки монополизма
В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения (Рис. 1)1:
1) собственно монополию,
2) олигополию,
3) монопсонию,
4)
олигопсонию.
Формы рыночного господства
рыночное господство продавцов рыночное господство покупателей
-
монополия
-
олигополия
Рис. 1. Формы рыночного господства.
Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности (пример, автомобилестроение, производство бытовых приборов).
Олигополия – это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %. (пример, рынок товаров химической промышленности).
Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены (Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы, или профессиональный спорт).
Олигопсония — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. (Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании).
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%);
б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.
Суть
своекорыстных действий монополиста
сводится к тому, что, намеренно сокращая
количество своих продаж и создавая
тем самым искусственный
2. Монополия естественная и искусственная. Монополистические союзы
Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.
Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы. Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.
Искусственной
монополией называется ситуация, при
которой нет причин для естественной
монополии, но в отрасли существует
всего одна фирма, так как один
предприниматель некоторым
Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.
В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.
Последовательность предложенных организационных форм в действительности соответствует истории (и логике) развития капитала-монополии. Напомним, что именно выделение данного капитала в качестве самостоятельного, воспроизводящегося на собственной основе, привело к качественным изменениям в экономической системе, привнесению в нее начал регулирования, подрыву господства рыночной экономической организации, развитию контрактной системы как самостоятельной формы экономической организации и укрепления внутрифирменной иерархии за счет концентрации производства и капитала.
Исторически первой формой капитала-монополии, сложившейся и самостоятельно воспроизводящейся именно на монополистической основе, является картель (картельное соглашение).
Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка (квот производства и проч.). Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными.
Следует
заметить, что картельная форма монополистического
образования оказалась
Другой формой, в которой существовал капитал-монополия, был синдикат. Это - объединение юридически самостоятельных предприятий, которые теряют коммерческую самостоятельность, так как сбыт продукции идет через единую сбытовую контору - синдикат. Здесь капитал-монополия представлен соглашением, которое ограничивает самостоятельность и суверенитет всех его участников. Можно утверждать, что это соглашение подпадает под характеристики контрактных, но оно не является только соглашением. Потеря коммерческой самостоятельности - это, возможно, первый реальный шаг к объединению разных капиталов в одну структуру (внутрифирменную).
Необходимо заметить, что крупнейшие российские монополистические капиталы до 1917 года были представлены именно формой синдиката (“Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон” и т. д.)2.
Следующей организационной формой капитала-монополии стал трест. Это - объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы. Фундаментальная трансформация рыночных отношений во внутрифирменные совершилась!
Американские
крупнейшие фирмы, обеспечившие переход
к поточно-массовому
Несмотря
на очевидные плюсы
Преодолеть оба указанных недостатка можно было только отказавшись от трестовской формы организации. На месте трестов стали образовываться концерны. Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, личной унией, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения, - контроль.
В
концерне выделяется головная компания,
у которой находятся все нити
зависимостей. Данная организационная
форма соединяет в себе и централизованное
начало (контроль), и оперативно-хозяйственную
самостоятельность
Такая
организационная структура в
большей степени восприимчива к
достижениям научно-
Концерн включает в себя сложные нерыночно-рыночные связи. Критерием выбора той или иной формы трансакции во внутрифирменном обороте концерна является сопоставление издержек, которые несет в себе каждая из трех возможных форм экономической организации, из которых руководство концерном и осуществляет конкретный выбор. Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.
Конгломерат
- это концерн, фактически потерявший
свое отраслевое лицо, когда отдельные
бизнесы в компании никоим образом
не связаны между собой (ни технологически,
ни организационно). Такая форма организации
крупного капитала-монополии, по нашему
мнению, является гораздо менее устойчивой
по сравнению с концерном. Именно поэтому
конгломераты недолговечны, преходящи,
подвижны.
3. Монополия и конкуренция: модели современного рынка
Конкуренция
- соперничество между
Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются4:
1.
Количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий,
имеющих права юридического
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3.
Дифференциация товаров (
4.
Участие фирм в контроле над
рыночной ценой.
Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.