Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:25, реферат

Описание

Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности (пример, автомобилестроение, производство бытовых приборов).
Олигополия – это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом

Содержание

1. Сущность и основные признаки монополизма…………………………….3
2. Монополия естественная и искусственная. Монополистические союзы.……………………………………………………………………………...5
3. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…………………9
4. «Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование…………………..12
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

мон и кон.docx

— 36.71 Кб (Скачать документ)

     Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров  под влиянием спроса, предложения  и конкуренции.

     Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы  способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию  тот более конкурентным считается  рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует  так много фирм, что любая из них в частности никак не может  повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой  рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в  условиях целиком конкурентного  рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы  имеют возможность влиять на условия  реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут  между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность  реализуется, целиком конкурентной уже не считается. 

     По  масштабам развития конкуренция  может быть:

     - индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

     - местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

     - отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

     - межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

     - национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

     - глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

     По  характеру развития конкуренция  подразделяется:

     - 1) на свободную

     - 2) регулируемую.

     В современной экономической науке  выделяют четыре модели рынка, а соответственно и видов конкурентной борьбы:

     - Совершенную (чистую) конкуренцию,

     - Монополистическую конкуренцию,

     - Олигополию,

     - Чистую монополию.

     Последние три вида конкуренции объединяются в общее название – «несовершенная конкуренция». 
 
 
 
 
 

4. «Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование

     Очевидно, что монополия не руководствуется кривой издержек для определения оптимальной точки производства. Точка максимальной прибыли зависит всецело от положения кривой спроса. Если растет спрос, то увеличиваются как объем продукции, так и цена, даже если издержки при этом сокращаются.

     У монополии, в отличие от фирм, при совершенной конкуренции нет необходимости производить продукцию по низшим издержкам, использование ею ресурсов не обязательно является наиболее эффективным.

     Монополия реализует свою продукцию по цене, которая заведомо превышает равновесную цену при свободной конкуренции, и производит всегда меньше, чем фирма в условиях такой конкуренции. Таким образом, монополия ведет к потерям количества товара и накладывает на покупателя дополнительное бремя в виде более высоких цен.

     Монополия имеет возможность использовать свою сверхприбыль в интересах технического прогресса, вкладывать капитал в  наиболее эффективные технологии. Но нет автоматической гарантии, что  монополия именно так и поступит. Для этого требуется создание дополнительных стимулов, в частности  со стороны государства. Вместе с  тем сверхприбыль монополии позволяет  ей расходовать средства на более  точное прогнозирование спроса, использование  более широкого варианта технических  средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей. Монополия, в отличие  от мелкого предпринимателя, работает на заведомо известный рынок, который  ей в значительной мере подконтролен и потому намного меньше рискует. При таких условиях использование  критерия максимизации прибыли становится намного более реальным, чем для  небольших конкурирующих между  собой фирм. Эти и другие преимущества монополии позволяют ей подавлять  потенциальных конкурентов, грозящих нарушить ее монопольное положение, и главное - не допускать их на свой рынок.

     Препятствия для входа на рынок - обязательное условие существования монополии. Они могут быть естественными  и искусственно созданными. Наиболее важным естественным барьером служат технические преимущества, определяемые крупным масштабом производства. Но даже если издержки монополии достаточно велики, естественным барьером для  входа на рынок служат первоначальные затраты входа.

     Современные экономисты считают, что распространение  монополии снижает экономическую  эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам5.

     Во-первых, объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной  конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

     Во-вторых, являясь единственным продавцом  на рынке, монополист не стремится к  снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами  выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских  разработках и использовании  новых достижений НТР.

     В-третьих, барьеры для вступления новых  фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие  на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться  на монополизированные рынки.

     Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную  власть.

     В Российской Федерации система регулирования  монополий только формируется и  предусматривает лишь комплексное  воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие  на отдельные стороны хозяйственной  деятельности.

     а) методы регулирования.

     Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

     - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

     - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

     б) органы регулирования естественных монополий их функции и их полномочия.

     - органы регулирования: органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

     Существует  несколько причин экономического регулирования.

     - обеспечение баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  регулируемые предприятий (финансовые  результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов)

     - определение структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных типов  потребителей

     - стимулирование предприятий к  сокращению издержек и излишней  занятости, улучшению качества  облуживания, повышению эффективности  инвестиций и т.д.

     - создание условий для развития  конкуренции (например, обеспечение  открытого равного доступа конкурентов  к информационным сетям)

     Органы  регулирования выполняют ряд  функции, которые определены Федеральным  законом. Во-первых, они формируют  и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

     Органы  регулирования естественных монополий  вправе:

     - принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.

     - направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.

     - принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.

     - принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

     1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. – М.: Дело ЛТД. 2003 – 863 с.

     2. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Академа. 2006. – 570 с.

     3. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – Спб.: Питер. 2004. – 491 с.

     4. Козырев В. М.  Основы  современной  экономики. – М.: Гардарики. 422 с.

     5. Современная  экономика: Учеб. пособие // Под ред.  О. Ю. Мамедова. – М.:  Зевс. 2007. – 548 с. 
 
 
 
 
 


Информация о работе Монополия и конкуренция