Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "Жировой комбинат". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
• Анализ организации стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА 6
1.1. Роль и значение мотивации персонала 6
1.2. Методы стимулирования персонала 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ" 22
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат" 22
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат" 29
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда на ОАО "Жировой комбинат" 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 4
Построение
эффективной системы мотивации
требует изучения теоретических
основ мотивации и применяемых
в настоящее время систем стимулирования.
1.2.
Методы стимулирования
персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных7. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления8. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы10. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала11.
Приведенная
схема классификации методов
стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1.
Экономические стимулы всех
2.
Управление по целям. Эта
3.
Обогащение труда - эта система
в большей степени относится
к неэкономическим методам и
означает предоставление людям
более содержательной, перспективной
работы, значительной
4.
Система участия в настоящее
время существует в
В
рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные методики
и системы стимулирования персонала.
1.3.
Теоретические основы
стимулирования персонала
В
современном обществе мотивация
основывается на знаниях и механизмах
психологии. Первыми ориентироваться
на психологические характеристики
деятельности человека начали ориентироваться
содержательные теории мотивации, возникшие
вскоре после теорий "кнута и
пряника" и ей подобных. С того
времени теории мотивации стремятся
к как можно большей степени
учета различных потребностей и
мотивов деятельности людей, постоянно
пытаясь выявить новые и
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Наиболее распространенными
Само –
выражения
Уважения
Социальные
Безопасности и
защищенности
Физиологические
Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу
Теория Мак Клелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.
Основными
процессуальными теориями мотивации
являются теория ожиданий (основным
стимулом людей к деятельности является
определенное ожидание результатов
или вознаграждения, поэтому мотивацию
нужно осуществлять путем создания
у людей соответствующих
На формирование потребностей влияют следующие факторы:
Применяемые
в современной хозяйственной
практике системы стимулов достаточно
разнообразны и зависят от множества
условий как объективного характера
(экономическое положение в
Между тем, жизнь не стоит на месте и "...тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает"12. Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы13. Основные формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.
Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации14.
На наш взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
В публицистической литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования15.
Так, к примеру, в статье Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику (табл.1) 16
Таблица 1
Система
создания мотивационно-стимулирующих
условий труда
Функция
привлеченного
Человека |
Позиционер | Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник [собственник рабочей силы] | Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] | заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал | Предприниматель [хозяин дела] | профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник Фирмы | Фирма в целом | самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель | Менеджер | самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега | Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] | самоопределение
к конструктивному |
Рационализатор | Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] | заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива | Коллектив | самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь
оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог | готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
Информация о работе Мотивация деятельности персонала в менеджменте