Мотивация деятельности персонала в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "Жировой комбинат". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
• Анализ организации стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА 6
1.1. Роль и значение мотивации персонала 6
1.2. Методы стимулирования персонала 11
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ" 22
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "Жировой комбинат" 22
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат" 29
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда на ОАО "Жировой комбинат" 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 4

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 97.57 Кб (Скачать документ)
 

Источник: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. -  №1

     Большое внимание в литературе сегодня уделяется  так же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования  позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие демотивирующее воздействие17.

     Как достаточно важные отмечены следующие  мотивационные формы:

  • Хороший моральный климат в коллективе,
  • Карьера,
  • Хорошие условия труда,
  • Оплата путевок,
  • Социальные отпуска.
  • Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;
  • Игнорирование идей и инициативы;
  • Отсутствие чувства причастности к компании;
  • Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста;
  • Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ  ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ  ОАО "ЖИРОВОЙ  КОМБИНАТ" 
 

2.1.  Общая характеристика  деятельности ОАО  "Жировой комбинат" 

     Открытое  акционерное общество "Жировой  комбинат" является в настоящее  время частным предприятием.  Организационно-правовая форма предприятия    - открытое акционерное   общество. Если несколько лет назад в  собственности государства был  определенный пакет акций, то в настоящее  время оно не осуществляет никакого контроля над деятельностью предприятия  качестве акционера.

     ОАО "Жировой комбинат" является одним  из крупнейших предприятий пищевой  промышленности Свердловской области. На протяжении всего своего существования  комбинат производит и реализует  продукцию масложировой промышленности. Основными направлениями деятельности предприятия является выработка  майонеза, маргарина, растительного  масла, мыла.

     История комбината начинает свой отсчет с 1959 года, когда была пущена первая очередь, рассчитанная на выпуск маргарина и  саломаса. Постоянно ориентируясь на расширение ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, комбинат развивался. В 1971 году построен мыловаренный цех, в 1996 году вступили в строй цеха по фасовке растительного масла, производству майонеза и горчицы. В  период перехода к рыночной системе  хозяйствования на предприятии была сделана ставка на техническое перевооружение предприятия, на совершенствование  и автоматизацию производственных процессов. В 1996 году на эти цели было израсходовано 12,7 млрд. руб., а в 1999 году эта сумма составила - 23,8 млрд. руб. Многие работы по технической реконструкции, разработке, изготовлению и ремонту  оборудования осуществляются собственными силами - работниками механического  цеха, конструкторского отдела, служб  главного механика, главного энергетика и других не менее важных подразделений. Правильным тактическим ходом стало внедрение самых современных технологий, основанных на последних достижениях науки и техники. Все это позволило комбинату решить две основные задачи. Во-первых, добиться высокой эффективности поточного, массового производства и тем самым сделать свою продукцию недорогой, доступной покупателю с любым достатком. Во-вторых, использование высокого уровня техники, компьютерного управления процессами, жесткое соблюдение всех технологических тонкостей, строгий бактериологический контроль, позволило создать конкурентоспособную, высококачественную, экологически чистую продукцию мирового уровня.

     Сегодня ОАО "Жировой комбинат" является одним из крупнейших российских предприятий  своей отрасли, входит в пятерку  крупнейших российских предприятий  отрасли. Это современное, динамично  развивающееся предприятие с  большим потенциалом и перспективами.

     Правовое  положение ОАО "Жировой комбинат",  права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским  кодексом РФ и законом "Об акционерных  обществах". Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общим  собранием акционеров выбран совет  директоров во главе с генеральным  директором. Организационная структура  управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию  управление персоналом можно осуществить  эффективно при минимуме управленческих уровней. 

     ОАО "Жировой комбинат" обладает высоким  техническим потенциалом. Продукция  вырабатывается на высоко автоматизированных поточных линиях известных иностранных  фирм. Для изготовления полимерной тары также используются передовые  технологии и импортное оборудование. Оборудование, необходимое производству поставляется из-за рубежа, главным образом из Германии.

     Номенклатура  продукции предприятия включает майонезы, маргарины, подсолнечное масло, кетчуп, горчица, жиры, мыло. В целом  ассортимент продукции  включает в себя около 50 наименований. Структура  сбыта предприятия в 2002 году представлена на рис. 3.

     Ежемесячный выпуск продукции составляет  2 тыс. тонн майонеза, 40 тонн подсолнечного  масла, до 2000 тонн маргарина,  400-450 тонн мыла.  
 

     

     Источник: Составлено автором по данным ОАО "Жировой комбинат"

     Рис. 3. Структура сбыта  продукции ОАО "Жировой  комбинат" 

     В 2002 году у предприятия наблюдался рост производства маргарина, майонеза,  жиров и туалетного мыла. Наибольший прирост произошел по туалетному мылу, что обусловлено усовершенствованием  технологии производства данного продукта и повышением потребительского спроса на него.

     Вся продукция вырабатывается по передовым  технологиям, утвержденной нормативно-технической  документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2002 году предприятие завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".

     При постоянном улучшении качества и  внешнего вида продукции и с вводом нового оборудования растет уровень  продаж основных видов продукции  ОАО "Жировой комбинат", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны  зарубежных и отечественных производителей. 
 

 

     Источник: Составлено автором по данным ОАО "Жировой комбинат"

     Рис. 4. Динамика выпуска  продукции ОАО "Жировой  комбинат" по видам  продукции 

     Предприятие динамично завоевывает рынки  сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в Уральском регионе, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований майонез предприятия занимает — 90% рынка продукта в г. Екатеринбурге и Свердловской области.

     В 2002 году у предприятия произошел  прирост  объема производства на 7 %, объема реализации на 5 % по сравнению  с уровнем прошлого года.  Объем  продаж на одного работающего вырос  на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной  численности сотрудников на 30 человек. Объем среднегодовой стоимости  активов в 2002 году увеличился, как  за счет роста среднегодовой стоимости  основных средств, так и за счет роста  среднегодовой стоимости   оборотных  активов.  Рост балансовой прибыли  составил 3,963 млн. руб. или 5,0 %, уровень  рентабельности реализованной продукции  существенных изменений не претерпел.  Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на 2 %, составив в 2002 году 82,05 коп.

     Анализ  финансовых результатов по данным Отчета о прибылях и убытках ОАО «Жировой комбинат», показал, что в первом квартале 2002 г. прибыль комбината  от продаж меньше примерно в три  раза чем в аналогичном квартале  2001 г., что было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2002г. прибыль комбината оказалась больше чем за четвертый квартал 2001 г. Превышение результатов за отчетный период 2002г., по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).            

     На  предприятии целенаправленно осуществляется техническое перевооружение и реконструкция  действующих цехов, внедряется новая  техника, модернизируется оборудование, ведется строительство производственных объектов. В 2001 г. инвестировано в  развитие производства около двух миллионов  долларов. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют  наращивать показатели прибыльности предприятия  и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2003 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется  израсходовать более 60 процентов  чистой прибыли предприятия.

     Несмотря  на широкий ассортимент выпускаемой  продукции. "Жировой комбинат" не останавливается на достигнутом. Изменение рыночных условий, рост конкуренции, повышение требований потребителей к качеству товаров, поступающих в торговлю, вызывает необходимость системно заниматься вопросами расширения ассортимента вырабатываемой продукции, делать ее более привлекательной для покупателя по внешнему виду. Так в 2000 - 2001 гг. освоено производство новых видов продукции 10 наименований.

     Большое внимание уделяется контролю технологических  процессов и отбору высококачественного  сырья. Строжайший и постоянный бактериологический контроль, использование лабораторного  комплекса стоимостью 150 тысяч долларов гарантируют абсолютную безопасность товара, его безукоризненное соответствие стандартам, что обеспечивает продукции  предприятия высокое качество. В 2001 году лабораторией комбината были получены аттестаты аккредитации аналитической  лаборатории в системе СОАЛ, испытательной  лаборатории в системе сертификации ГОСТ Р, что свидетельствует о высокой технической компетентности лаборатории.

     В целом можно сказать, что предприятие  занимает довольно большую долю на рынке масложировой промышленности, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий. Данное преимущество позволяет эффективно и без дополнительных затрат получать максимальный финансовый результат от реализации продукции основного производства. Ориентируясь на работу  с постоянными клиентами, комбинат наладил прочные коммерческие связи, что позволяет в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую деятельность. В связи с наладкой производства самых разнообразных сортов и модификаций продукта, реализация осуществляется в различных сегментах рынка и таким образом удовлетворяются потребности широкого круга покупателей.

     Между тем, для  дальнейшего развития предприятия  существенное  значение имеет  использование  его кадрового потенциала,  повышение  эффективности системы управления персоналом и стимулирования производительности работы коллектива.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ стимулирования  персонала на ОАО  "Жировой комбинат" 

     В управлении персоналом ОАО "Жировой  комбинат"   применяются следующие группы методов:

  • Административно- организационные методы управления:
    1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
    1. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении  текущей деятельностью предприятия. 
  • Экономические методы управления:
    1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
  • Социально-психологические методы управления:
    1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания,  ведения корпоративной рекламы,  широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.
    2. Стимулирование  труда работников посредством  гарантированного предоставления   социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.

      Основной  акцент в системе стимулирования персонала  сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с КЗоТ РФ комбинат самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и  должностных окладов, а также  формы материального поощрения. Комбинат  ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о введении новых и изменении установленных условий оплаты труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца.

Информация о работе Мотивация деятельности персонала в менеджменте