Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:16, курсовая работа
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной производительной силе общества ¾ человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают воздействие на сознание людей.
положительна, причем абсолютный размер числа прямо пропорционален ценности;
когда результат отвергается, валентность отрицательна; когда результат
безразличен, игнорируется, то валентность равна нулю.
Категория валентности одного и того же результата очень различна у разных
людей. Кроме того, для
получения положительной
состоящего из ряда более мелких результатов, не обязательно, чтобы она была
положительной по каждому из них. Высокая положительная валентность одних
результатов может перекрывать
отрицательную валентность
результат будет иметь положительную валентность.
Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия
приведут к достижению определенного результата. Обычно степень ожидания
результата действия основана на прямом опыте, анализе сходных ситуаций, от
самооценки, способности оценить обстановку. Числовая интерпретация категории
ожидания варьируется в диапазоне от нуля до единицы. Если человек считает, что
результаты ни в чем не зависят от его действий, ожидание равно нулю; если он
считает, что результаты полностью зависят от его действий и только от них,
ожидание равно единице.
Процесс мотивации выглядит следующим образом (рис. 3.1.)[13].
Прилагая некоторые усилия для устранения возникшей потребности, человек
формирует для себя ожидания результатов первого уровня, и способен
корректировать свои усилия согласно этим ожиданиям. Достигнутый результат
первого уровня оценивается через валентность: если она отрицательна,
происходит возврат назад, приложение иных усилий, поиск иного пути достижения
результата первого уровня; если она положительна, формируются ожидания
результатов второго уровня. Появление результатов второго уровня вызывает их
оценку через валентность с точки зрения того, насколько они могут
удовлетворить потребность. Если они могут удовлетворить ее, то она
удовлетворяется и процесс завешен; если не могут, то снова прилагаются
усилия, процесс возобновляется.
|
3.2. Теория постановки целей
Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется
той целью, которую он ставит перед собой, так как в сущности ради ее
достижения он и осуществляет свои действия. При этом предполагается, что
постановка целей – это сознательный процесс.
В общем базисная модель, описывающая поведение человека в процессе постановки
целей, выглядит следующим образом. Человек осознает и оценивает события,
окружающую обстановку, возникающие потребности; на основании этого он
сознательно определяет для себя ряд целей, к достижению которых намерен
стремиться, и, исходя из поставленных целей, выполняет работу, осуществляет
определенные действия. Достигнув цели (результата), он получает
удовлетворение потребностей.
Между характеристиками целей и характеристиками исполнения работы
просматривается достаточно определенная зависимость. Теория постановки целей
полагает что уровень исполнения работы может зависеть от следующих четырех
характеристик целей[14].
Сложность цели отражает степень профессионального мастерства,
квалификации, уровень затраты усилий, необходимых для ее достижения. Существуют
непосредственная связь между сложностью цели и выполнением работы. Обычно более
сложные цели приносят в относительном выражении более значительные результаты.
Исключение составляет случай, когда цели непомерно завышены, достижение которых
данным работником нереально. Повышение целей может вызвать и рост активности
труда, и его результатов, но лишь до того момента, пока они остаются реально
достижимыми.
Специфичность отражает качественную ясность цели, то есть то, насколько
определенно она задана. Опыт показывает, что четкие и конкретные цели приводят
к лучшим результатам, чем цели широкого смысла, но с расплывчатыми границами и
содержанием.
Приемлемость цели отражает степень, в которой человек воспринимает эту
цель как свою собственную, при том, что цель сформулирована не им самим
(руководством). Человек может не принимать внешние цели, если выгода от их
достижения неочевидна.
Приверженность человека цели отражает, какого уровня (сколько) усилия
человек реально готов затратить для ее достижения, и насколько настойчивым он
будет. Эта характеристика цели играет важную роль на этапе осуществления
действий по ее достижению. Если реальные трудности по ее достижению будут
существенно отличаться от того, какими они представлялись на стадии постановки
цели, то именно от уровня приверженности зависит, не разочаруется ли человек в
цели.
Последним шагом процесса мотивации признается достижение цели и
удовлетворенность работника результатом (использованным для устранения
потребности). Значение этого шага состоит также в том, что он не только
завершает цепочку процесса мотивации, но и является исходным для осуществления
следующего цикла мотивации[15]
В теории констатируется, что удовлетворенность или же неудовлетворенность
достигнутой целью определяется двумя процессами: внутренним и внешним.
Внутренние процессы в основном связаны с тем, как человек субъективно
оценивает полученный им результат с точки зрения соответствия его поставленной
цели. Внешние процессы, влияющие на удовлетворенность, это реакции на
полученный работником результат со стороны окружения (руководства, коллектива).
В практической реализации у теории постановки целей просматривается ряд
сложностей:
§ она не обладает унифицированностью для всех людей, так
как у разных людей существует различная сила целевой ориентации, своя степень
целенаправленности;
§ нет однозначного определения того, кто и как должен
ставить, формулировать цели: должны ли они быть заданы руководством, или же
они должны определяться теми, кто достигает их.
3.3. Теория равенства
Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую
оценку своим действиям. При этом справедливость связывается с равенством,
оценивается в сравнении с оценками, которые получают действия других. Если
человек считает, что руководство компании относится к нему так же, как и к
другим, без дискриминации,
адекватно вознаграждает
оценивает ее по тем же критериям, что и деятельность других, то он ощущает
удовлетворение от работы. Естественно, это сказывается и на уровне трудовой
активности.
Влияние данного момента во взаимоотношениях организации, коллектива и
работника лежит в основе одной из теорий мотивационного процесса – теории
равенства.
Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется
объективная информация, например, величина заработной платы, сравнение
осуществляется человеком на основе его субъективного восприятия и своих
действий, и действий тех людей, с которыми он проводит сравнение
[16].
Человек определяет на основе субъективных критериев: 1) значимость для себя
всех форм полученного поощрения и 2) значимость, величину тех издержек,
которые он, опять-таки по его мнению, понес при осуществлении трудовой
деятельности. Аналогично по своим критериям он оценивает 3) поощрение и 4)
издержки тех лиц, с которыми он сравнивает себя. Сопоставляя эти четыре
показателя, он приходит к выводам относительно справедливости распределения
нагрузок и поощрений в организации.
Следует особо подчеркнуть, что здесь не имеется в виду фактическое, реальное
равенство, например, сумм денежных вознаграждений работников, или объемов их
обязанностей. Имеется в виду, распределены ли справедливо, то есть
равномерно, соответственно усилиям, обязанности и поощрения с субъективной
точки зрения работников. Не столь важно реальное равенство, важно, ощущают ли
его наличие работники. В связи с этим применяются некоторые методы, способные
искусственно сформировать ощущение равенства у людей.
Встает вопрос, что будет делать работник, если считает, что неравенство имеет
место? В управленческой практике есть мнение, что неравенство толкает людей
на увеличение активности труда и рост результатов, а состояние равного
распределения сокращает мотивацию. Это верно не во всех случаях. Например,
равенство плохо тогда, когда общий уровень активности, исполнения трудовых
действий низкий; оно будет провоцировать сохранение этого уровня. Когда же
общий уровень высокий, субъективное
осознание работниками
поддерживать его.
Есть несколько вариантов реакции работника на ощущение им неравенства[17]:
§ Работник может попытаться добиваться справедливого
распределения поощрений усилением своей трудовой активности. Однако в этом
случае он неизбежно почувствует, что вместе с ростом поощрения растут и его
издержки, в размерах, которые с его точки зрения издержкам других не
соответствуют.
§ Работник может потерять мотивацию, считая, что его труд
поощряют и оценивают неравно и несправедливо. Это может привести к решению
сократить прилагаемые усилия, что приведет к снижению эффективности и
качества труда, сокращению трудовой активности. Теряется стремление к
созидательным, с точки зрения целей организации, действиям. Неравенство в
данном случае приводит к выраженным отрицательным последствиям.
§ Работник может предпринять попытку увеличить поощрения,
то есть начать добиваться роста заработной платы и требовать иных
дополнительных стимулов, в том числе и нематериального характера, для
поддержания трудовой деятельности на текущем уровне.
§ Работник может произвести переоценку своих возможностей,
решить, что завышал оценку своих способностей. При этом понизится уровень
самооценки, уверенности в себе.
§ Может быть предпринята довольно оригинальная попытка
воздействовать на поощрения и нагрузки тех лиц, с которыми сравнивает себя
работник. Доступными ему способами влияния он может пытаться заставить этих
лиц увеличить усилия, затраты, или добиваться сокращения их поощрений.
§ Работник может изменить для себя объект сравнения, решив,
что лицо или несколько лиц, с которыми он сравнивается, находятся в особых
условиях (личные связи и т.п.).
Заключение
Активизация деятельности персонала фирмы, подразумевающая развитие в ней
компонентов усилия, старания, настойчивости и инициативы, является главной
составляющей частью функций менеджера по управлению персоналом. Вопрос об
активизации деятельности тесно связан с вопросом об оценке и повышении уровня