Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации. Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул». Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации. Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала. Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на примере ОАО «Челны Холод». Проанализировать результаты исследования на основании которых сделать выводы и предложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ И АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ………………………………5
1.1 Понятие, механизмы и способы мотивации и
стимулирования……………………………………………… .8
1.2 Теории мотивации и их классификация.................................................7
1.3 Методы стимулирования и мотивации трудовой
деятельности…………………………………………………..14
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Челны Холод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Челны Холод»……………………..17
2.2 Оценка системы мотивации и стимулирования ……………………..21
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Челны Холод»……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..32
Понятие внешнего вознаграждения равнозначно понятиям «поощрение» и «премирование», т.е. выданное непосредственно организацией, а не возникшее в процессе работы и не являющееся результатом деятельности. К внешним вознаграждениям относят заработную плату, пособия, льготы, продвижения по службе, похвала, дополнительны отпуск, оплата страховки и любые другие дополнительные выплаты.
Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий.
В основе каждой процессуальной теории лежит поведение людей с учетом их восприятия и познания. В этих теориях анализируется распределение человеком усилий для достижения какой-либо цели, и его выбор конкретного типа поведения.
Мы уже знаем, что поведение личности во многом определятся потребностями, однако поведение является еще и функцией восприятия и ожидания, которые связаны с конкретной ситуацией. На поведение оказывает влияние и понимание возможных последствий выбранного типа поведения.
Рассмотрим три основные процессуальные теории мотивации:
Теория ожиданий.
Основную мысль теории ожиданий составляет надежда человека на то, что выбранный им тип поведения приведет его к удовлетворению потребностей.
Под «ожиданием» понимается оценка, с которой личность оценивает вероятность данного события. В теории ожидания подчеркивается важность трех взаимосвязей с соответствующими им ожиданиями:
Затраты труда – результаты
Результаты – вознаграждение
Вознаграждение – удовлетворенность
В связи с тем, что у разных людей разные потребности, конкретное вознаграждение оценивается ими по-разному. Именно поэтому задачей руководства является сопоставление предлагаемого вознаграждения с потребностями сотрудников, а также приведение их в соответствие.
Для эффективности мотивации необходимо установление твердого соотношения между достигнутым результатом и вознаграждением за него. Вознаграждение следует давать лишь за эффективную работу.
Необходимо, также правильно сформировать уровень ожидаемых от подчиненных результатов (он должен быть высоким, но вполне достижимым, реалистичным).
Теория справедливости.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно подходят к определению отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям, соотнося его, затем, с вознаграждениями других людей, которые выполнили аналогичную работу. Если в процессе сравнения выявлен дисбаланс или несправедливость, то человек может войти в состояние психологического напряжения. В таком случае следует мотивировать это сотрудника, снять возникшее напряжение и исправить дисбаланс.
Как правило люди восстанавливают баланс изменением уровня затрачиваемых усилий, либо попыткой изменения уровня получаемого вознаграждения.
Комплексная теория или модель Портера-Лоулера.
В модели разработанной Л.Портером и Э. Лоулером фигурируют пять переменных
Достигнутый результат во многом зависит от того, какие усилии приложил сотрудник для его достижения, от его способностей и особенностей, а также от того на сколько сотрудник осознает свою роль в процессе работы.
На уровень приложенных усилий оказывает воздействие ценность вознаграждений и степень уверенности в том, что эти усилия действительно приведут к определенного уровня вознаграждению.
Достигнутый результат может повлечь как внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы), так и внешнее вознаграждение (премию).
Удовлетворение является результатом внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости.
Таким образом модель Портера-Лоулера является комплексной теорией, которая включает элементы теории ожидании и теории справедливости. Основной вывод этой теории состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.
Мотивация персонала с позиции содержательных теорий.
Содержательные теории основаны на определении внутренних мотивов, побуждающих людей к определенного рода действиям.
Согласно известной теории Маслоу, все потребности человека разделяются на 5 групп
Расположив потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показал, что первоочередного удовлетворения требуют потребности низших уровней, т.е физиологические и потребности в безопасности. Чтобы потребность следующего уровня стала мощным фактором определяющим поведение человека, необходимо удовлетворить потребность более низкого уровня (причем не обязательно полностью). Менеджер, для определения активных потребностей, которые движут подчиненными, должен постоянно наблюдать за ними.
Д. Мак-Клелланд выделил три уровня потребностей:
потребность в причастности. Налаживание дружеских отношений, оказание помощи другим.
По Ф. Герцбергу существует две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
Первую группу составляют гигиенические факторы: социальные отношения, условия труда, вознаграждение,стиль руководства организации, социально-психологический климат на предприятии;
Во вторую группу входят факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для использования теории Герцберга, менеджер должен составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов, дав сотрудникам возможность самостоятельного определения тех, которые они предпочитают.
Даже в отличном
коллективе высокопрофессиональных специалистов,
работающих на благо общих целей,
в созданных необходимых для ра
Представим существующие методы мотивации трудовой деятельности в виде схемы (рис.1).
Сегодня многие компании занимаются разработкой серьезных комплексных программ мотивации персонала, которые далеко не всегда работают эффективно, поскольку не учитывают особенности отдельных сотрудников. К примеру нецелесообразно мотивировать активного предприимчивого человека надбавкой за выслугу лет.
Удовлетворенность работой является результатом соотношения мотивирующих (признание, рост, достижения, ответственность) и поддерживающих (деньги, условия, инструменты для работы) факторов.
При отсутствии обеих групп факторов работа становится невыносимой. Только поддерживающие факторы приводят к неудовлетворенности от работы. А только мотивирующие – к ситуации, когда сотрудник любит свою работу, но не может ее себе позволить.
Работа приносит максимальную удовлетворенность только когда присутствуют обе группы факторов.
Рис.1 Методы мотивации трудовой деятельности.
Основной задачей
создания системы мотивации является
выработка и закрепление
Создание оптимальной системы мотивации предполагает применение обоих направлений с учетом конкретной ситуации, сложившейся на предприятии.
Основные принципы проектирования системы мотивации труда:
Эффективность. Результатом системы мотивации должно стать увеличение степени удовлетворенности, что в свою очередь приводит к активизации деятельности сотрудников для достижения корпоративных целей[11,с.116].
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
2.1 Краткая характеристика ОАО «Челны Холод»
ОАО "Набережночелнинский
Общество является правопреемником по всем правам и обязанностям ОАО "Татарское республиканское объединение "Холод" в соответствии с разделительным балансом.
Полное фирменное наименование общества: ОАО "Набережночелнинский хладокомбинат", сокращенное фирменное наименование ОАО "НЧХК".
Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, которыми могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные.Уставный капитал общества составляет 26.575.383 руб. и состоит из 26.338.783 обыкновенных акций и 236.600 привилегированных. Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций общества одинакова и составляет 1 (один) рубль каждая.
Предметом деятельности общества является:
- Производство мороженного,
рыбы соленой, горячего и
- Оптовая реализация мяса
и мясных продуктов, масла
- Предпринимательская
- Розничная торговля
- Осуществление операций
по приему, хранению и термической
обработке продовольственных
- Оказание платных услуг работникам общества.
- Открытие магазинов по
реализации товаров народного
потребления и промышленных
- Проведение и участие
в выставках, выставках-
- Рекламная, справочная, информационная, консультативная и правовая деятельность.
- Осуществление бартерных
сделок (операций), как с отечественными,
так и с иностранными
ОАО "Челны
Холод" является одним из ведущих
предприятий города и региона, которое
располагает современным
Основная задача ОАО «Челны Холод» - это обеспечение жителей города и Республики Татарстан высококачественными молочными изделиями. Для достижения поставленных целей ОАО «Челны Холод» выделило приоритетные доходные направления развития: