Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной производительной силе общества человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к России. Происходят трансформации в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда.
Введение 3
1. Значение, содержание 3
2. Современные теории мотивации 5
3. Стимулирование труда 8
4. Мотивация трудового поведения 12
5. Практика и приемы мотивации и стимулирования 14
6. Мотивация и стимулирование ОАО ГМК Норильский Никель 20
Список литературы 22
Содержание :
Введение
1. Значение, содержание
2. Современные теории
мотивации
3. Стимулирование труда
4. Мотивация трудового
поведения
5. Практика и приемы мотивации и стимулирования 14
6. Мотивация и стимулирование ОАО ГМК Норильский Никель 20
Список литературы
Введение
Mотивация труд стимул
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной производительной силе общества человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к России. Происходят трансформации в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда.
1. Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности
Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Упрощенно, в теории менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:
наличие необходимости трудиться,
объективные (физиологические)
наличие профессиональной квалификации и способностей,
наличие мотивации.
При рассмотрении мотивации работника предполагается, что у него уже в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.
Мотивация совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей
О мотивах труда можно сказать, что они формируются, если:
- в распоряжении общества
(или субъекта управления) имеется
необходимый набор благ, нужных
для удовлетворения
- для получения этих
благ необходимы трудовые
- трудовая деятельность
позволяет работнику получить
эти блага с меньшими
Мотивы труда разнообразны.
Они делятся по потребностям, которые
работник стремится удовлетворить
посредством труда, по тем благам,
которые требуются для
2. Современные теории
мотивации и возможности их
использования в разработке
2.1 Описание теорий мотивации
В настоящее время существуют две группы теорий мотивации: содержательных и процессуальных. Содержательные теории восходят к началу XX в. и связаны с представителями школы научного менеджмента, такими, как Фредерик У. Тейлор, Фрэнк Гилбрет и Гарри Л. Гантт. Вслед за ними появились «школа человеческих отношений», а затем содержательные теории мотивации Маслоу, Герцберга и Альдерфера. За содержательными теориями последовали процессуальные. Основанные главным образом на когнитивной концепции ожидания, процессуальные теории теснее всего связаны с работами Врума, Л. Портера и Эда Лоулера. Позже наибольшее внимание при изучении трудовой мотивации стало уделяться теории справедливости.
В настоящее время группа
содержательных и процессуальных теорий
уже стала укоренившимся
2.2 Содержательные теории трудовой мотивации
Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей потребностей (мотивов) и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются «статичными», поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение; тем не менее, эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности.
Первоначально считалось, что
единственным стимулом к деятельности
являются деньги (научный менеджмент);
несколько позже стали
2.3 Процессуальные теории трудовой мотивации
Процессуальные теории исследуют когнитивные предпосылки, которые затем реализуются в мотивации или действиях, и, что более существенно, их взаимосвязь друг с другом. Понятие «ожидание» из теории познания вносит существенный вклад в понимание сложных процессов, связанных с трудовой мотивацией.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
- руководителя, который при
определенных условиях
- сотрудника, который уверен,
что при определенных условиях
ему будет выдано
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
2.4 Теории справедливости
В последние годы появились теории справедливости, привлекшие к себе внимание многих исследователей. Хотя и некоторые авторы выделяют данные теории в отдельную категорию «современных теорий мотивации», по своей сути их необходимо относить к процессуальному подходу к мотивации трудовой деятельности.
Разработку теории справедливости
как теории трудовой мотивации обычно
приписывают социальному
Несправедливость возникает в ситуации, когда человек чувствует, что отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы оказывается не равным соответствующему соотношению у других работников.
Справедливость возникает в ситуации, когда оценка трудового вклада и полученной отдачи в отношении себя и других людей основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится, -- вот некоторые переменные, которые человек воспринимает как вклад в выполнение работы. Полученная отдача заключается главным образом в различных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, статус, повышение по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой. В сущности, это отношение основано на восприятии работником того, что он дает (вклад) и получает (отдача), по сравнению с тем, что соответственно отдает и получает другой человек.
3. Стимулирование труда.
Сущность, значение и
виды стимулов трудовой
3.1 Стимулы
Как уже говорилось мотив формируется только тогда, когда у субъекта управления есть блага необходимые для удовлетворения потребностей работника, т.е. вознаграждение.
Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий. Однако грань между контролированием и стимулированием условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.
Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.
По виду потребностей или потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией в замен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.
3.2 Система стимулирования труда
3.2.1 Материальное денежное стимулирование
Деньги - это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Применение теории потребностей Маслоу к заработной плате позволяет сделать вывод о том, что она удовлетворяет многие потребности различного типа - физиологические, потребности уверенности в будущем и признании.
Однако многие отечественные
ученые и специалисты отмечают, что
заработная плата плохо, а зачастую
вообще не связана с конечными
результатами труда. Отрыв оплаты от
личных трудовых усилий работников вызывает
замещение в их сознании трудовой
основы заработной платы потребительской,
т.е. они определяют ценность вознаграждения
не личным трудовым вкладом, а тем, что
можно приобрести за полученную заработную
плату, а это ведет к ослаблению
и гашению стимулирующей
С точки зрения простоты
и доступности наиболее подходящей
для многих работников являются повременная
повременно-премиальная
Системы основанные на сдельной оплате труда, тоже достаточно просты и понятны. Но они трудоемки с точки зрения ведения расчетов, требуют специалистов-нормировщиков, большого документального оформления с учетом изменений в технологии, массы первичных платежных документов (нарядов, рапортов) и т.п. Однако сдельная оплата труда лучше других систем оплаты стимулирует производительность труда. Зависимость очень наглядная: выпустил больше единиц продукции - больше и получил. Что же касается недостатков, то главный состоит в том, что в погоне за увеличением выработки работник порой забывает о качестве, губит оборудование.
3.2.2 Материально-социальные стимулы
К ним относят:
- создание необходимых
условий
- возможность ухода от
монотонного к более
- стимулирование свободным
временем. В результате недостатка
свободного времени многие
Информация о работе Мотивация на примере ОАО ГМК "Норильский Никель"