Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:12, курсовая работа
Классическое определение мотивации в менеджменте. Теории мотивации трудовой деятельности. Ценностные ориентации работников в процессе труда. Мотивация и стимулирование как методы управления трудом. Классификация типов мотивации работников. Методы мотивации труда.
.
Введение 3
1. Мотивация и стимулирование персонала…………………………………...4
1.1. Мотив труда…………………………………………………………….............4
1.2. Виды мотивов труда…………………………………………………………....5
1.3.Потребности…………………………………………………………….……….5
1.4.Вознаграждение (стимулирование)…………………………………….……...7
2.Типы мотивации работников………………………………………………….8
3.Цели мотивации…………………………………………………………....…….8
4.Современный российский подход к проблемам мотивации персонала……………………………………………………………………………9
5.Теории мотивации………………………………………………………….…..10
5.1.Содержательные теории мотивации………………………………………......10
5.1.1. «Иерархия потребностей» А. Маслоу……………………………………...11
5.1.2.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда………………….12
5.1.3.Двухфакторная теория Ф. Герцберга(мотивационно-гигиеническая)……15
5.1.4. Теория СВР К. Алдерфра……………………………………………………16
5.2. Процессуальные теории мотивации………………………………………….17
5.2.1.Теория ожиданий и предпочтений В. Врума………………………………..17
5.2.2.Теория справедливости (равенства) С. Адамса…………………………….19
5.2.3 Модель Портера-Лоулера……………………………………………………20
6. Формирование эффективного мотивационного механизма
в организации……………………………………………………………………..23
6.1.Сущность мотивационного механизма………………………………………23
6.2. Технология формирования мотивационного механизма в организации….23
6.3. Элементы внешней и внутренней среды, воздействующие на мотивацию труда персонала организации…………………………………………………………...24
6.3.1. Влияние на мотивацию факторов внутренней среды…………………….24
6.3.2.Воздействие на мотивацию факторов внешней среды……………………25
7. Методы мотивации ……………………………………………………………26
7.1. Административные методы…………………………………………………..26
7.2. Экономические методы……………………………………………………….27
7.3. Социально-психологические методы………………………………………..27
Заключение 29
Список литературы 31
Социальные
Безопасность и защищенность
Физиологические (материальные)
Рисунок 2. «Пирамида» Маслоу
2.Потребность в безопасности (в нашем случае включает в себя и потребность уверенности в будущем). Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем. Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа, социальные гарантии, а также различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и др.).
3.Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности выражаются в многолетней привычке работы в определенном коллективе, дружеских отношениях с коллегами по работе. Часто, даже при недостаточной оплате своего труда, работники не покидают своего места работы в поисках лучшего именно в силу хорошего удовлетворения социальных потребностей.
4.Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих.
5.Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека.
Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях, следующий: «Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие.
Несмотря
на то, что теория А. Маслоу дала весьма
полезное для различного рода руководителей
описание процесса мотивации, последующие
экспериментальные исследования подтвердили
ее далеко не полностью. Основная критика
в адрес этой теории сводится к тому, что
ей не удалось учесть индивидуальные отличия
людей. Не получила полного подтверждения
и концепция наиважнейших потребностей.
Удовлетворение какой-либо одной потребности
не приводит к автоматическому задействованию
потребностей следующего уровня в качестве
фактора мотивации деятельности человека.
5.1.2.Теория
приобретенных потребностей
Д. МакКлелланда
Модель
мотивации, созданная Дэвидом
Потребность во власти проявляется как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей. В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между потребностями в признании (уважении) и самоактуализации. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей. Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти - это совсем необязательно карьеристы, рвущиеся к власти в негативном понимании этих слов. Анализируя различные способы удовлетворения власти, МакКлелланд в своей работе «Два лица власти», вышедшей в 1970 году, отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия... Положительный, или социализированный, образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать».
Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. По теории Маслоу эта потребность также находится где-то посередине между потребностями в уважении и самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. МакКлелланд пишет об этом: «Неважно, сколь развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет награждать его за то, что он делает».
Применение описанных потребностей в практике управления хорошо иллюстрируется на двух сравнительных примерах, полученных в результате исследований мотивации персонала, проведенных в 2001-2003 годах в одном из подразделений Московского метрополитена и в одном из московских банков.
Исследования, проведенные в течение 2001-2003 годов в подразделениях метрополитена рис.3 и рис.4 в отделении одного из московских банков, показывают, что общей закономерностью, которая прослеживается у всех групп респондентов, является наличие ярко выраженных материальных потребностей, но не менее важное место занимают гарантии безопасности.
У
всех категорий респондентов сильны
социальные привязанности сотрудников
как к работе на своем предприятии
, так и в отношениях с сослуживцами. Это
свидетельствует о высоком корпоративном
духе, царящем в организациях. Всем категориям
работников свойственны мотивы самоуважения,
что объясняется психологическими особенностями
людей, ценящих свой труд, и в несколько
меньшей степени мотивы самовыражения
через труд всех своих способностей и
достоинств.
Наиболее
важное значение для сотрудников
имеет потребность в
Потребность в самовыражении показывает, что работа для большинства не является главным и важнейшим делом жизни, хотя определенные составные части этой потребности важны для каждого из опрошенных работников.
Наименьший процент сотрудников обладает потребностью сделать карьеру, несмотря на то, что многие имеют высшее образование, а часть учится в институтах. Это можно объяснить тем, что руководство банка не стремится проводить ротацию кадров и использовать свои внутренние резервы при освобождении вакансий более высокого порядка.
Однако
потребности высшего порядка (власть,
успех, причастность) превышают потребность
в самовыражении, и, следовательно, сотрудники
банка - люди активные, знающие, что они
хотят от жизни, это обстоятельство является
важным мотивирующим фактором, и руководству
следует более тщательно наблюдать за
желаниями каждого конкретного работника
в отдельности.
5.1.3.Двухфакторная
теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая)
Эта модель мотивации была предложена во второй половине 50-х годов XX века. Она основана также на потребностях людей. Группой исследователей под руководством Герцберга был проведен опрос 200 инженеров и служащих лакокрасочной фирмы о том, как они себя чувствуют после выполнения служебных обязанностей - хорошо или плохо и могут ли они это подробно описать. Выводы, сделанные Герцбергом, позволили ему выделить две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации.
К
первой группе относят внешние факторы
по отношению к работе, которые
снимают неудовлетворенность
Ко
второй группе относятся внутренние
факторы, присущие работе, которые называют
мотивирующими факторами или
«мотиваторами». Это такие факторы,
как успех, продвижение по службе,
признание и одобрение
Теория
мотивации Герцберга имеет
5.1.4.
Теория СВР К. Алдерфера
К. Алдерфер, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:
1. Потребности существования («С» в аббревиатуре СВР) - физиологические и потребности в безопасности.
2. Потребности взаимосвязей («В») включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей.
3. Потребность роста («Р») побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т. п.
Эти
группы потребностей сопоставимы с
выделенными Маслоу, но отличаются
тем, что движение от потребности
к потребности происходит не только
снизу вверх, но и в обе стороны.
Наверх, если удовлетворена потребность
нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется
потребность более высокого уровня. При
этом неудовлетворенная потребность более
высокого уровня усиливает действие потребности
более низкого уровня, и человек переключается
на удовлетворение этих потребностей,
даже если они были полностью удовлетворены.
Движение с более высокого уровня на более
низкий Алдерфер называет фрустрацией,
то есть разочарованием, крушением надежды
на удовлетворение. Пока проверить на
практике теорию Алдерфера не удается,
но полезность его концепции заключается
в обогащении представлений о процессе
мотивации и расширении перспектив поиска
его эффективных форм.
5.2.
Процессуальные теории
мотивации
В отличие от содержательных теорий мотивации, базирующихся на потребностях людей и связанных с ними факторов, определяющих их поведение, процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения своих целей, и какой конкретный тип поведения он при этом выбирает. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям, поведение личности является также функцией ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного данной личностью типа поведения.
В
настоящее время различных