Мотивация персонала в организации

Автор работы: 6****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание

В процессе трудовой деятельности человек выполняет целесообразную, необходимую для собственного выживания деятельность, ориентируясь как на воздействие внешнего окружения: работодатель, организация, так и на внутренние установки личности, находящиеся в непосредственной связи с внешней средой. Если процесс трудовой деятельности определяется необходимостью получения средств для выживания, то человек мотивирован исключительно биологическими потребностями. Однако на практике это не так.
Дело в том, что современный человек по уровню оплаты труда и своим предпринимательским возможностям значительно определил своих предшественников, поэтому нередко

Работа состоит из  1 файл

Мотивация персонала в организации.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать документ)

    В процессе мотивации сигнальный раздражитель носит специфический характер: в  качестве такого раздражителя выступает  зафиксированная в психике модель оптимального способа поведения, включающая соответствующий баланс и последовательность усилий. Осуществляя это, работник ожидает того, что наступит стабильный эффект – желаемый результат приложенных усилий. Так, однажды приведшее к успеху предприятие становится предприятием как стабильно действующей организации по извлечению тех или иных благ.

    Эмоциональное переживание, возникающее при ожидании работником некоторого желаемого события  и отражающее предвосхищаемую вероятность  его реального осуществления, есть надежда. Так, директор предприятия  ощущает надежду, начиная новое  предприятие либо приступая к своим обязанностям впервые. Отсутствие надежды свидетельствует либо о недостаточности желания достичь успеха в деле, либо о низкой оценке вероятности наступления успеха [19].

    Если  ожидание желаемого события неоднократно оправдывается, желание превращается в уверенность. В этом случае мотиватор выступает уже как установка, то есть как готовность, предрасположенность работника, возникающая при предвосхищении им возникновения определенного стимула и обеспечивающая устойчивый характер протекания активности по отношению к данному стимулу.

    Предвосхищение  стимула при наличии стабильной ситуации ведет к предвосхищению результата. Данное предвосхищение у  сотрудников формирует определенный интерес. В свою очередь, осознание  интереса приводит к формированию мотивировки активности работника. Мотивировка представляет собой сознательное объяснение и оправдание тех или иных усилий. Если данные усилия составляют систему, оказывающую влияние на состояние организации, мотивировка превращается в ее идеологию. Отсюда обычно формируются  идеалы и нормы в организации [27].

    Так, групповые  нормы являются самым сильным  фактором влияния на сотрудника, принадлежащего к определенной группе, особенно формальной, то есть к организации. Только при  условии сообразования своего поведения с нормами группы личность может рассчитывать на ее поддержку и признание, а также на принадлежность к группе.

    С позиции  организации нормы могут иметь  положительный характер – поддерживающий цели и задачи организации и поощряющие поведение, направленное на их достижение, и отрицательные – поощряющий негативное отношение и поведение группы в организации.

    Для производственных отношений не свойственен прямой и полностью открытый характер взаимоотношений. Практика показала, на работе каждый работник предпочитает играть определенную роль, наиболее близкую к чертам его характера. Не смотря на это, в организации существует такой феномен, как групповая мотивация [20].

    Групповая  мотивация представляет собой единое поле и является осознанной (в разной степени для разных групп), структурированной и выраженной. Это поле регулируется как спонтанно, под воздействием внешней среды, так и организационно. Обычно выделяют три аспекта организованной регуляции:

    модально-репрессивный, регулирующий наличие в поле мотивации отдельных мотивов на следующих уровнях: ощущений (чувств, влечений группы), представлений (образов, видения задач и потребностей), понятий (концепции и идеи в группе). При регулировании возможны перемещение мотива с одного уровня на другой (его активация), ослабление или усиление мотива, расщепление одного мотива на несколько более конкретных или сведение несколько неопределенных в один,

    процессуально-функциональный, регулирующий процесс преобразования мотивов на каждой стадии: осознание  побуждения, принятие мотива, реализация мотива, закрепление мотива, актуализация побуждения. Основная задача регулирования – облегчить и ускорить формирование определенных мотивов в группе,

    системно-структурный, регулирующий иерархизацию или структуризацию мотивации в группе, а также разрешение конфликтов между различными мотивами, побуждениями и целями.

    Тем не менее, группы в организации состоят  из конкретных индивидов, у которых  формируются социальные потребности, например, как было отмечено, быть допущенным и принадлежать к некоторой группе. Когда, таким образом, социальные потребности становятся доминирующими, индивид, работник стремится к построению значимых отношений с другими. При этом рано или поздно человек начинает стремиться быть более чем членом группы, у него возникает потребность в уважении, самоуважении и признании другими [29].

    Многие  исследования подчеркивают, что во многих случаях люди стремятся к  причастности для подтверждения  своих представлений. Работники, имеющие  сходные убеждения, стремятся сблизиться, тем более в тех случаях, когда сильные соединительные ожидания не оправдались. В этом случае они стремятся достичь некоторого простого понимания по поводу того, что случилось и того, во что они не верили. Было замечено, что когда работники обижены, утомлены, несчастливы и ни с кем не связаны, они хотят оказаться рядом с таким же. Такие исследования подтверждают, что сильные неформальные рабочие группы в индустриальной системе являются реакцией на скуку, угнетение, бесполезность. Таким образом, обогащая работу на предприятиях, неформальные общения и воздействуя на высшие потребности можно добиться существенного снижения влияния агрессивно спаянных неформальных групп на ситуацию на предприятии. Однако не следует стремиться к исчезновению неформальных групп вовсе.

    Удовлетворение  потребности в уважении создает  ощущение собственной значимости, престижа, власти. Индивид начинает чувствовать, что он может изменить внешнюю  среду. Иногда такой мотив может  привести к незрелому, разрушительному  поведению (производственные конфликты).

    Возможность оказывать влияние и побуждать  к действиям составляет существо еще одного мотива деятельности –  власти. Тогда как сама власть бывает двух видов  - власть положения и  власть личности. Индивиды, могущие  оказывать влияние на поведение других с использованием служебного положения реализуют власть положения, тогда как люди, чье влияние на других обусловлено их индивидуальными качествами и стилем поведения, обладают властью личности [22].

    Мотив власти может проявляться у тех работников, которые чувствуют некую свою невозможность достичь уважения и значимости у других. Такие индивиды могут всю свою деятельность посвятить стремлению избавиться от слабости, которая часто ощущается, но не распознается. Такие индивиды часто страдают комплексом неполноценности и, соответственно, компенсации.

    Таким образом, работник в организации детерминирован в своем поведении как биологическими мотивами, которые заставляют его  ставить в качестве цели своей  деятельности сохранение рабочего места  и получение минимально необходимого денежного содержания, так и небиологическими мотивами, например, целью достижения уважения со стороны окружающих, целью самореализации, целью власти (не ради денег, а ради реализации возможности оказывать влияние на поведение других индивидов).

    Для адекватного  регулирования поведения индивидов  в организации менеджерам данной организации необходимо учитывать  в своей деятельности оба вида мотивов персонала. При этом конкретный механизм стимулирования персонала  к труду или собственно процесс мотивации, может иметь своей теоретической и методической базой труды ведущих ученых по данной проблеме, собственный опыт, собственные исследования потребностей работников [26]. 

1.2 Законы функционирования  мотивации 

    Мотивация, процесс ее реализации, подчиняется определенным закономерностям, выражающимся в последовательности элементов данного процесса, установившихся зависимостях  и устойчивых, проверенных практикой явлениях (рис. 1.3).

    Рисунок  1.3 - Некоторые законы функционирования мотивации

    Стремление  к более полному удовлетворению низших потребностей (физиологические  и безопасность) подразумевает снижение стремления к удовлетворению высших потребностей (социальные потребности).

    Все потребности  могут развиваться от некоторой  нулевой точки, когда потребность  отсутствует, до достижения высшей точки, которая индивидуальна для каждого  человека. На некотором уровне удовлетворения физиологических потребностей индивид  переключается на иные потребности. Дальнейшая мотивировка потребностями физиологического свойства не приводит к увеличению степени удовлетворения этой потребности. Более того, в определенной точке высокое стремление удовлетворить физиологические потребности приводит к снижению уровня других потребностей. То есть, чем дольше и полнее индивид стремится удовлетворить базовые потребности, тем значительнее снижается его стремление к удовлетворению потребностей высших [25].

    Индивид удовлетворяет полностью лишь несколько потребностей, другие потребности удовлетворяются частично.

    Основной  проблемой реализации потребностей является вопрос о том, какая потребность  превосходит другие. Это вовсе  не означает того, что один уровень  потребностей может быть полностью  удовлетворен до того, как следующий уровень станет более определяющим для поведения индивида. Чаще всего получается так, что полное удовлетворение может быть только на каком-либо уровне реализации потребностей, тогда как на другом уровне (даже «лежащем ниже») будет достигнуто лишь частичное удовлетворение.

    Удовлетворение  потребностей неизбежно.

    Без удовлетворения базовых потребностей в еде, жилище, одежде, сне невозможна физиологическая  жизнь человека. Так как люди до настоящего времени не исчезли как  вид, наоборот, происходит рост численности их популяции в мире, свидетельствует о том, что данные потребности удовлетворяются. Так как существует общество, государство, совокупность институтов, в том числе гражданских, существует, следовательно, и удовлетворение социальных потребностей человека. Таким образом, удовлетворение потребностей неизбежно, что ведет к деятельности, связанной с осознанием и реализацией мотивов, равно как и усилий по управлению мотивацией, в частности, в организациях.

    Потребности удовлетворяются в общей последовательности от низших потребностей к высшим. К данному выводу пришел исследователь Абрахам Маслоу, проанализировав необходимый фактический материал и сопоставив факты. Действительно, человек физически не может приступить к общению с себе подобными, соответственно – к реализации социальных потребностей, пока он не подкрепил свои силы пищей, сном, в противном случае он не сможет, в буквальном смысле, встать с дивана. С другой стороны, до настоящего времени остается спорным вопрос строгой последовательности удовлетворения потребностей. Однако не опровергается общий вывод, что сначала все же необходимо принять пищу, а потом расходовать полученную от расщепления пищи энергию на социальные контакты. В противном случае эффективность взаимодействия с обществом людей будет низкой.

    Активизация какой-либо потребности зависит  от конкретной ситуации. В условиях формализованной организации с  наличием властной иерархии должностей все работники ориентированы  руководством предприятия на осуществление  прямых профессиональных обязанностей. Для активизации какой-либо потребности требуется конкретная ситуация: наличие буфета для активизации потребности в утолении голода, внимание подчиненных для активизации потребности в уважении, в самовыражении и т. д. [30].

    Для повышения эффективности труда в организации необходимо управление мотивацией персонала.

    Для эффективной  деятельности предприятия недостаточно иметь в штате квалифицированных  работников, необходимо управлять их мотивацией. Например, один из работников имеет значительную потребности во власти, тогда как другой имеет потребность в увеличении заработной платы, так как у него в семье родился ребенок. Если дать представление данным работникам о том, что в связи с увеличением качества их труда их потребности окажутся легко выполнимыми, отдача труда данных работников значительно возрастет.

    Одним из универсальных методов управления мотивацией большинства работников может быть метод воздействия  на мотивы вознаграждения как на цель деятельности. Одним из основных видов вознаграждения являются деньги, вступившие в качестве инструмента удовлетворения, в первую очередь, низших потребностей.

    При этом деньги являются наиболее очевидным  средством вознаграждения работников предприятия. Сторонники содержательных теорий мотивации относят деньги к второстепенным факторам труда. Тогда как процессуальные теории убеждают, что материальные стимулы ведут к усилению мотивации [6].

    Необходимо  отметить, что оплата труда является непосредственным мотивирующим фактором, но только при условии, что она непосредственно зависит от результатов труда. Кроме того, должны выполняться некоторые общие условия: работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между зарплатой и производительностью, заработной платы должно придаваться большое значение. Очевидно, что в российских условиях заработной плате уделяется, действительно, значительное внимание, так как ее норма зачастую низка. Для эффективного управления данным стимулом необходимо, прежде всего, добиться разбиения заработной платы на три составляющие части:

  • часть, связанная с должностными обязательствами – постоянна и равна у всех с равными должностями;
  • часть, связанная с выслугой лет – равна у всех с одинаковым периодом работы, но периодически пересматривается;
  • главная часть, зависящая от достигнутых результатов – варьируется у каждого работника.

Информация о работе Мотивация персонала в организации