Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:51, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА…..6
1.1 Понятие, функции и виды мотивации…………………………………….6
1.2 Мотивация персонала с позиции содержательных теорий……………….9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В РК «ЛАГУНА»…………………………………………………………………………13
2.1 Анализ, имеющийся системы мотивации в организации………………14
2.2 Мероприятия по повышению уровня мотивации персонала……………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие, функции и виды мотивации…………………………………….6
1.2 Мотивация персонала с позиции содержательных теорий……………….9
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В РК «ЛАГУНА»…………………………………………………………
2.1 Анализ, имеющийся системы мотивации в организации………………14
2.2 Мероприятия по повышению уровня мотивации персонала……………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность темы. Для того чтобы заинтересовать персонал в решении той или иной задачи, необходимо найти ту мотивацию, которая побудила бы к действию.
Но как же создать результативную систему мотивации? Несмотря на обилие советов, и рекомендаций, универсальной схемы не существует. У каждого сотрудника свои потребности и желания, которые меняются под влиянием различных факторов. Понять их, а тем более изменить, непросто. Ведь мотивы не только не проявляются напрямую в поведении, но часто даже не осознаются самим человеком.
Тем
не менее, существуют модели мотивации,
позволяющие определить содержание
потребностей человека и прогнозировать
его поведение. Овладев ими, руководитель
сможет значительно расширить свои
возможности в привлечении
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
В этой работе мы хотим раскрыть тему мотивации деятельности персонала. А значит, целью данной курсовой работы становится вопрос: как нужно мотивировать работников, чтобы максимально использовать их потенциал в достижении целей организации.
Для достижения поставленной цели требуются решить задачи:
Объект исследования: мотивация персонала.
Предмет исследования: исследования применение содержательных подходов к мотивации персонала на предприятии.
Степень разработанности проблемы. Среди отечественных ученых, в разной степени рассматриваются вопросы оплаты, стимулирования и мотивации труда работников на предприятии, можно назвать Дигилину О.Б., Дятлова В.А., Егоршина А.П., Жукова А.Л., Катульского Е.Д., Кибанова А.Я., Лапыгтна Ю.Н., Одегова Ю.Г., Травина В.В., Уткина Э.А., Шапиро С.А., Шекшня С.В., Яковлева Р.А., и многих других. Можно назвать и многих зарубежных ученых и специалистов таких как: С.Адамс, М. Альберт, К.Альдерфер, И. Ансофф, В. Врум, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, Д. МакГрегор, Д. МакКлеланд, А. Маслоу, М. Маслоу, М. Мескон, Э. Мэйо, Л. Портер, Ф. Тейлор, и многих других.
Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных учёных, тем или иным образом, касающиеся рассматриваемого вопроса. При изучении теоретических положений, разработке и реализации концепции исследования были использованы работы известных учёных, как:
- Кибанов А.Я. (Управление персоналом организации);
- Маслоу А. (Мотивация и личность);
- Мак-Клелланд. (Теория приобретенных потребностей);
- Шапиро С.А. (Мотивация трудовой деятельности).
Эмпирической базой послужила документация предприятия: должностные инструкции, положения об отделах, положения о премировании труда работников, приказы и распоряжения руководства, данные управленческого учета.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
В введении мы показали актуальность данной
темы. Первая глава посвящена теоретическим
аспектам мотивации трудовой деятельности
персонала, во второй главе мы проанализировали
систему мотивации трудовой деятельности
и практику применения содержательных
подходов, разработали практические рекомендации
по совершенствованию системы мотивации
персонала в РК Лагуна.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Мотивация в широком смысле – это эволюционно сложившаяся система управления поведением человека через его внутренние побуждения.
В
общем виде под мотивацией деятельности
человека понимают всю совокупность
движущих сил, которые побуждают
его к осуществлению
Мотивация в конкретной момент времени – это комплекс внутренних побуждений (мотивов), побуждающих человека к определенной деятельности, а так же определяющих границы и формы этой деятельности, придавая ей направленность на достижение цели2.
Мотив – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив, находясь «внутри» человека, имеет свой «индивидуальный» характер, зависящий от множества факторов, как внешних, так и внутренних, а также от действий других параллельно возникающих мотивов3. Помимо побуждения к деятельности, мотив определяет, что именно необходимо сделать и как осуществить то или иное действие. Даже имея одинаковую потребность, различные люди будут совершать различные действия для устранения этой потребности. Человек способен воздействовать и даже устранять мотивы из своей мотивационной совокупности, поскольку мотив поддается сознанию.
Как
правило, поведение человека определяет
не один мотив, а их совокупность, в
которой они находятся в
Мотив часто путают с
Потребность
– это испытываемая человеком
нехватка чего-либо, находящегося вне
его, необходимого для поддержания
нормальной жизнедеятельности. Люди в
процессе работы стремятся к удовлетворению
различных потребностей, как физиологических,
так и социальных. Для многих людей
работа – это способ зарабатывания
денег, с помощью которых могут
быть удовлетворены основные биологические
потребности (в еде, одежде, жилье
и др.). Профессиональный труд позволяет
человеку удовлетворять не только биологические,
но и социальные потребности, то есть
потребности, которые присущи человеку
как существу социальному. Помимо зарабатывания
денег человек стремится
Мотивация
делает поведение человека целенаправленным.
Цель здесь – это то, что может
привести к ликвидации испытываемого
человеком состояния нужды в
чем-либо. Достижение цели приводит к
уменьшению или исчезновению напряжения.
Достижение цели восстанавливает
Основными функциями мотивации являются:
Побуждение к действию. Мотивы – это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий – как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
Контроль
и поддержание
поведения, направленного на достижение
цели, выражается в определенной настойчивости
в достижении этой цели. Мотивация делает
человека пристрастным, заинтересованным.
Так человек, поведение которого определяется
денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию
денег, в разных ситуациях и при разных
обстоятельствах будет действовать в
соответствии с этой доминантой. Поставленные
перед ним задачи или открывающиеся возможности
он будет рассматривать преимущественно
с точки зрения возможности зарабатывания
денег.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.