Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:15, контрольная работа
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
◦формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
◦обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
◦формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
1. Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления 3
2. Сопоставление различных подходов к мотивации в практике принятия управленческих решений и определение принципов воздействия на трудовое поведение 5
3. Основные типы мотивации работы в условиях становления рыночных отношений в России 11
4. Изменение трудовых ценностей у современного российского
населения 13
5. Конкретные формы стимулирования персонала фирмы и их эффективность 14
6. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения 23
Список литературы 31
Теория
справедливости. Согласно этой
теории эффективность мотивации оценивается
работником не по определенной
группе факторов, а системно с учетом оценки
вознаграждений, выданных другим работникам,
работающим в аналогичном системном
окружении.
Сотрудник
оценивает свой размер поощрения
по сравнению с поощрениями других
сотрудников. При этом он
учитывает условия в которых
работают он и другие сотрудники.
Например, один работает на новом оборудовании,
а другой - на старом, у одного было
одно качества заготовок, а другого
- другое. Или, например руководитель
не обеспечивает сотрудника
той работой, которая соответствует его
квалификации. Или отсутствовал доступ
к информации, необходимой для выполнения
работы, и.т.д.
Теория
мотивации Л. Портера -
Э. Лоулера. Эта теория построена на
сочетании элементов теории ожиданий
и теории справедливости. Суть ее в том,
что введены соотношения между вознаграждением
и достигнутыми результатами.
Л.
Портер и Э. Лоулер ввели три
переменные, которые влияют на
размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание своей
роли в процессе труда. Элементы
теории ожидания здесь проявляются
в том, что работник оценивает вознаграждение
в соответствии с затраченными усилиями
и верит в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным
им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди
имеют собственное суждение по
поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно
и степень удовлетворения. Отсюда
важный вывод о том, что именно
результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не
наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Теория
Выгодского утверждает, что
в психике человека имеются
два параллельных уровня развития
- высший и низший, которые
и определяют высокие и низкие
потребности человека и развиваются
параллельно. Это означает, что
удовлетворение потребностей одного
уровня с помощью средств другого
невозможно.
Л.С.Выгодский
пришел к выводу, что высшие
и низшие потребности, развиваясь параллельно
и самостоятельно, совокупно управляют
поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта теория
более прогрессивна, чем любая
другая. Однако она не учитывает
высшие проблемные потребности человека.
3. Основные типы мотивации работы в условиях становления рыночных отношений в России.
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста. Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система
мотивации на уровне предприятия
должна гарантировать:
- занятость всех работников трудом;
- предоставление равных возможностей
для профессионального и служебного роста;
- согласованность уровня оплаты с результатами
труда;
- создание условий безопасности труда;
- поддержание в коллективе благоприятного
психологического климата и др.
Методы
мотивации можно
1) экономические (прямые) - повременная
и сдельная оплата труда; премии за качественные
и количественные показатели труда; участие
в доходах предприятия; оплата обучения
и др.;
2) экономические (непрямые) - предоставление
льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания,
питания на предприятии;
3) неденежные - повышение привлекательности
труда, продвижение по службе, участие
в принятии решений на более высоком уровне,
повышение квалификации, гибкие рабочие
графики выхода на работу и др.
Основными
формами мотивации работников предприятия
являются:
1.Заработная плата, как объективная оценка
вклада работника в результаты деятельности
предприятия.
2.Система внутрифирменных льгот работникам:
эффективное премирование, доплаты за
стаж, страхование здоровья работников
за счет предприятия, предоставление беспроцентных
ссуд, оплата расходов на проезд к месту
работы и обратно, льготное питание в рабочей
столовой, продажа продукции своим работникам
по себестоимости или со скидкой; увеличение
продолжительности оплачиваемых отпусков
за определенные успехи в работе; более
ранний выход на пенсию, предоставление
права выхода на работу в более удобное
для работников время и т.д.
3.Мероприятия, повышающие привлекательность
и содержательность труда, самостоятельность
и ответственность работника.
4.Устранение статусных, административных
и психологических барьеров между работниками,
развитие доверия и взаимопонимания в
коллективе.
5.Моральное поощрение работников.
6.Повышение квалификации
и продвижение работников по
службе.
4.
Изменение трудовых
ценностей у современного
российского населения.
В
настоящее время, при переходе к
рыночным отношениям, основным
мотивирующим фактором работников
является желание иметь гарантированную
заработную плату. При этом ни интенсивность,
ни качество труда в расчет не берутся,
преобладает желание иметь спокойную
работу с небольшим, но гарантированным
заработком, нежели интенсивную
работу с высокой оплатой.
Вместе с тем, на рынке
труда появляются работники,
обладающие достаточным
С повышением роли человеческого
фактора появились психологические методы
мотивации. В основе этих методов лежит
утверждение, что основным
модифицирующим фактором являются
не только материальные стимулы,
но и нематериальные мотивы, такие,
как самоуважение, признание со
стороны окружающих членов коллектива,
моральное удовлетворение работой и гордость
своей фирмой. Такие методы мотивации
базируются на изучении потребностей
человека, т. е. осознанного ощущения
недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка
в чем-либо имеет вполне определенную
цель, которая и служит средством удовлетворения
потребностей.
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
5. Конкретные формы стимулирования персонала фирмы и их эффективность.
6. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения.
Список литературы
1).
Балашов Ю.К. Мотивация и
2).
Бухалков М.И. и др. Управление
персоналом на предприятии:
3). Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2005.
4).
Мордовин С.К. Управление
5). Сурков С.А. Построение структуры организации на основе системы мотивации // Кадры предприятия. 2002 №10.
6). Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003
7) Основы организации
и мотивации: Учеб. пособие/ Под ред. БалабановИ.Т.–М.:
Финансы и статистика,2002