Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:15, контрольная работа

Описание

Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основные задачи мотивации:

◦формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
◦обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
◦формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Содержание

1. Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления 3

2. Сопоставление различных подходов к мотивации в практике принятия управленческих решений и определение принципов воздействия на трудовое поведение 5

3. Основные типы мотивации работы в условиях становления рыночных отношений в России 11

4. Изменение трудовых ценностей у современного российского

населения 13

5. Конкретные формы стимулирования персонала фирмы и их эффективность 14

6. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения 23

Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

мотивация.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

     Теория  справедливости.  Согласно этой  теории эффективность мотивации оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружении.                                                                                                 

     Сотрудник  оценивает  свой размер поощрения  по сравнению  с  поощрениями других сотрудников.  При  этом  он  учитывает  условия в  которых  работают  он  и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а  другой -  на старом, у одного было одно качества заготовок,  а другого  - другое. Или, например  руководитель  не   обеспечивает  сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и.т.д.                                         

     Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.                    

     Л. Портер и Э. Лоулер  ввели три  переменные, которые  влияют  на  размер  вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его  способности и  осознание своей роли в процессе  труда. Элементы  теории ожидания  здесь проявляются в том, что работник  оценивает вознаграждение  в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение  будет  адекватно  затраченным  им  усилиям. Элементы теории  справедливости  проявляются  в  том,  что люди  имеют  собственное  суждение по  поводу правильности  или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками  и  соответственно  и  степень  удовлетворения. Отсюда  важный  вывод  о  том, что  именно результаты  труда являются  причиной удовлетворения сотрудника,  а не  наоборот. Согласно такой теории результативность должна  неукоснительно повышаться.                                                     

Исходя  из  системного представления  человеческой деятельности,  можно  утверждать, что  человек принимает  решения  на  уровне регулирования,  адаптации  и  самоорганизации. Соответственно и потребности  должны быть  реализованы на  каждом из  указанных   уровней   одновременно.  Можно   утверждать,  что низшие,  высшие  и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением  человека на  всех уровнях его организации,  т. е.  существует тройственный  характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование. 

     Теория  Выгодского  утверждает,  что  в  психике  человека  имеются  два  параллельных  уровня  развития  -  высший  и  низший,  которые  и  определяют  высокие  и низкие  потребности человека  и  развиваются  параллельно.  Это  означает,  что удовлетворение  потребностей  одного  уровня  с  помощью  средств другого невозможно.                                              

     Л.С.Выгодский пришел к выводу, что  высшие   и  низшие потребности, развиваясь параллельно  и самостоятельно,  совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. По  всему  мнению,  эта  теория  более  прогрессивна,  чем любая  другая.  Однако  она  не  учитывает  высшие проблемные потребности человека.                                         

 

3.   Основные типы мотивации работы в условиях становления рыночных отношений в России.

     Мотивация труда - это стимулирование работника  или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

     На  предприятии необходимо создавать  такие условия, чтобы работники  воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста. Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).

     Отношение к труду определяется системой ценностей  человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.

     Система мотивации на уровне предприятия  должна гарантировать:  
- занятость всех работников трудом;  
- предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;  
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;  
- создание условий безопасности труда;  
- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

     Методы  мотивации можно классифицировать на:  
1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;  
2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;  
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

     Основными формами мотивации работников предприятия  являются:  
1.Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.  
2.Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.  
3.Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.  
4.Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.

5.Моральное  поощрение работников.

6.Повышение квалификации  и продвижение работников по  службе.  
4.   Изменение трудовых ценностей у современного российского населения.

     В настоящее  время, при  переходе к  рыночным отношениям, основным   мотивирующим   фактором  работников   является желание  иметь  гарантированную  заработную  плату.  При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает  желание  иметь  спокойную  работу с небольшим,  но гарантированным  заработком,  нежели   интенсивную  работу  с  высокой оплатой.                                                

       Вместе  с тем,  на рынке   труда появляются  работники,  обладающие достаточным профессионализмом  и новым трудовым сознанием, т. е. люди  с хорошей нравственной основой и пониманием  труда.  Однако  шансов  найти хорошую работу  у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

       С  повышением  роли  человеческого фактора появились психологические методы  мотивации. В основе этих  методов лежит утверждение,   что   основным  модифицирующим   фактором  являются не  только материальные  стимулы, но  и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение,  признание со  стороны окружающих  членов  коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость  своей фирмой.  Такие методы  мотивации базируются на изучении потребностей человека,  т. е.  осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.                             

     Оплата  труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно  связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

 

5.   Конкретные формы стимулирования персонала фирмы и их эффективность.

 

6.   Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения.

 

Список  литературы

   1). Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование  персонала: основы построения  системы стимулирования; методики построения мотивационного профиля персонала и разработки Положения о стимулировании персонала. // Кадры предприятия. 2002 №№ 7-8.

    2). Бухалков М.И. и др. Управление  персоналом на предприятии: Учебник  для ВУЗов (под ред. Бухалкова  М.И.) – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

    3). Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник – 4е изд., перераб.  и доп. – М.: Экономист, 2005.

    4). Мордовин С.К. Управление персоналом: современная Российская практика. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2005.

    5). Сурков С.А. Построение структуры организации на основе системы мотивации // Кадры предприятия. 2002 №10.

      6). Управление персоналом: Учебник  для вузов/ Под ред. Т. Ю.  Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд.  перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003

7) Основы организации и мотивации: Учеб. пособие/ Под ред. БалабановИ.Т.–М.: Финансы и статистика,2002 
 
 

Информация о работе Мотивация персонала