Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:55, реферат

Описание

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Основы мотивации персонала
5
1.1. Мотивационный процесс
5
1.2. Теории мотивации
8
1.2.1. Содержательные теории мотивации
8
1.2.2. Процессуальные теории мотивации
11
2. Методы и способы мотивации
15
2.1. Сущность оплаты труда, как фактора мотивации персонала
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31
СПЕЦВОПРОС (Приложение 1)
32

Работа состоит из  1 файл

Семестровая 1.Мотивация труда..docx

— 194.30 Кб (Скачать документ)

В не меньшей степени сводная  программа мер компенсации какой-либо организации способна охарактеризовать и то, как данная организация оценивает  значимость работы, порученной данному  человеку и достигнутые им результаты. В этой связи, следует помнить, что  ценность какого-либо вида деятельности и ценность человека, работающего в этой должности — две совершенно разные вещи.

Однако сегодняшний уровень  организации заработной платы не позволяет сделать выводов о  сколько-нибудь серьезных успехах  в целевой направленности ее, использовании  ее для реализации мотивационной  политики.

Чтобы заработная плата соответствовала  целям управленческой стратегии: развитию чувства общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному  сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение  ее мотивационного механизма. Психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника  на четкое понимание им взаимосвязи  между требованиями к нему предприятия, фирмы и вкладом его в конечные результаты, и как следствие - размером заработной платы. К сожалению, в  современной организации заработной платы преобладает экономическая  ориентация. Доминирующее значение имеют  категории экономические: доход, фонд оплаты труда, внутренние цены (расчетные, планово-учетные и пр.) и другие, которые не анализируются с точки  зрения формирования мотивации, побуждения к активной деятельности каждого работника.

Итак, чтобы заработная плата выполняла свою мотивирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.

Под системой оплаты труда  понимают способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате  работникам предприятия в соответствии с произведенными ими затратами  труда или по результатам труда.

Существует две системы  оплаты труда: тарифная и бестарифная.

Тарифная система позволяет  соизмерять разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и  условия выполнения, т. е. учитывать  качество труда, и является самой  распространенной на российских предприятиях.

Наибольшее распространение  на предприятиях различных форм собственности  получили две формы оплаты труда:

- сдельная — оплата  за каждую единицу продукции  или выполненный объем работ;

- повременная — оплата  за отработанное время, но не  календарное, а нормативное, которое  предусматривается тарифной системой.

И сдельную, и повременную  формы оплаты труда можно представить системами (рисунок 3).

 

Рис. 3 Формы и системы  заработной платы.

На каждом конкретном предприятии  в зависимости от характера выпускаемой  продукции, наличия тех или иных технологических процессов, уровня организации производства и труда применяется та или иная форма заработной платы. Например, сдельная оплата труда может быть неэффективной, если применять только сдельно-премиальный или сдельно-прогрессивный вари­ант, но если использовать аккордную систему, эффективность возрастает.

В условиях оплаты труда  по тарифам и окладам достаточно сложно избавиться от уравниловки, преодолеть противоречие между интересами отдельного работника и всего коллектива. В качестве возможного варианта совершенствования организации и стимулирования труда рассмотрим бестарифную систему оплаты труда, которая нашла применение на многих предприятиях в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования. По данной системе заработная плата всех работников предприятия от директора до рабочего представляет собой долю работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия или отдельного подразделения. В этих условиях фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов:

- квалификационного уровня работника;

- коэффициента трудового участия (КТУ);

- фактически отработанного времени.

Квалификационный уровень  работника предприятия устанавливается  всем членам трудового коллектива и  определяется как частное от деления  фактической заработной платы работника  за прошедший период на сложившийся  на предприятии минимальный уровень  заработной платы за тот же период.

Затем все работники предприятия  распределяются по десяти квалификационным группам, исходя из квалификационного  уровня работников и квалификационных требований к работникам различных  профессий. Для каждой из групп устанавливается свой квалификационный уровень.

Система квалификационных уровней  создает большие возможности  для материального стимулирования более квалифицированного труда, чем  система тарифных разрядов.

Квалификационный уровень  работника может повышаться в  течение всей его трудовой деятельности. Вопрос о включении специалистов или рабочего в соответствующую  квалификационную группу решает совет  трудового коллектива с учетом индивидуальных характеристик работника.

КТУ выставляется всем работникам предприятия, включая директора, и  утверждается советом трудового  коллектива, который сам решает периодичность  определения КТУ (раз в месяц, в квартал и т.д.) и состав показателей для расчета КТУ.          

Такая система меняет пропорции  распределения ФОТ при одном  и том же уровне квалификации, разряде. Заработок одних рабочих может  увеличиваться, а других — уменьшаться. В результате обеспечивается большая социальная справедливость в распределении заработка между работниками, чего нельзя достигнуть при тарифной системе.

Необходимо отметить, что  в условиях рыночной экономики важный показатель работы — объем реализации продукции и услуг. Поэтому чем  выше объем реализации, тем более  эффективно работает предприятие и  заработная плата может корректироваться в зависимости и от объема реализации. Это особенно эффективно для управленческого  персонала и вспомогательных  рабочих, поскольку эти две категории  работников предприятия не так тесно  связаны с объемом выпуска продукции.

На некоторых зарубежных предприятиях существует система, по которой  заработная плата делится на три  части. Одна часть зарплаты выплачивается  за выполнение трудовых и должностных  обязанностей, и все, чьи обязанности  на предприятии аналогичны, получают одинаковое вознаграждение. Вторая часть  заработной платы определяется выслугой лет и факторами стоимости  жизни, что особенно важно в период прогрессирующих темпов инфляции. Эту  часть зарплаты получают все сотрудники предприятия, но ее величина автоматически  корректируется в зависимости от сложившихся конкретных условий.

Выплата третьей части  конкретна для каждого работника  и определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период работы. Плохой работник скоро увидит, как минимальна эта составляющая его зарплаты, а  хороший поймет, что у него она, по крайней мере, столь же велика, сколь две первые составляющие вместе взятые. Однако третья составляющая не является фиксированной величиной, она может повышаться и понижаться.

Действующие системы оплаты по труду обладают рядом недостатков. Главный недостаток состоит в  том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с  конечными результатами труда. Результаты труда коллективно, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть его, надо сделать  одно из двух: либо индивидуализировать  результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

Первый путь исключен, так  как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы. Как, например, предприятия, которые  старались раздробить коллективный интерес на множество частных, потеряли устойчивость и сейчас налаживают те или иные формы объединения. Среди хозяйственников укрепляется понимание, что, перспектива связана с коллективными системами поощрения труда.

Применительно к системе  оплаты труда можно выделить такие недостатки:

- рост оплаты труда не связан с ростом эффективности;

- действующая система не ориентирована на сотрудничество;

- система оплаты не является достаточно гибкой.

Говоря о том, что действующие  системы не ориентируют на коллективное сотрудничество, подразумевается известная  разобщенность работников и, прежде всего - управляемых и управленцев.

Каким же образом  организовать процесс стимулирования роста производительности труда  и качества? Какую методику использовать? Для современной экономики в большей степени подходят системы оплаты труда, базирующиеся на участии в прибылях и распределении доходов. Сущность гибкой системы оплаты труда "Участие в прибылях" в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируются премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат зависит от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Во многих случаях система предусматривает выплату всей или части в виде акций. В системе "Участие в прибылях" премии выплачиваются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятия. Начисляются премии пропорционально заработной плате каждого с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, верность фирме и т. п. Но эта система обладает рядом недостатков:

1) размер получаемой компанией  прибыли, следовательно, величина  премий зависит от множества  внешних факторов, которые, часто  не зависят напрямую от работников компании;

2) для работников крупных  компаний часто трудно оценить,  какое влияние они оказали  своей работой на величину прибыли.

При использовании этой системы  необходимо помнить, что увеличение прибыли может зависеть от рыночных факторов и иметь краткосрочный  характер. Поэтому показатель прибыльности не всегда является наилучшей основой для увеличения зарплаты. Система подразумевает также участие в риске потерпеть убытки, т.к. на фирму действует множество внешних, не поддающихся контролю, факторов.

Система распределения доходов  предусматривает, что премиальные  выплаты зависят от таких показателей, как производительность, качество, экономия материалов, надежность работы. В результате работник может чувствовать  тесную взаимосвязь между результатами своей работы и величиной прибыли.

Первая система оказывает  позитивное влияние на привлечение  работников и сокращение текучести  кадров, а вторая в большей степени  воздействует на стимулирование повышения  производительности, качества, сокращение издержек.

Необходимо отметить, различную  значимость мотивационных факторов персонала в зависимости от половозрастного  признака и статуса в организации.

Так мужчины, как правило  «живут» работой, а интересы и  увлечения большинства работающих женщин лежат вне сферы профессиональной деятельности и связаны преимущественно  с потребностью в общении, что  не способствует их высокой эффективности  на рабочем месте. Наиболее актуальными  потребностями большинства женщин являются материальные и социальные потребности, которые вынуждают  их к работе.

Для молодых людей важна  возможность карьерного роста, престиж  работы, с возрастом же стимулирующее  значение данных мотивационных факторов снижается.

Для руководства организаций  более важны такие факторы  как корпоративная культура, соблюдение Трудового Кодекса, налоговая легальность, для рабочего размер заработной платы, наличие премий, бонусы.

Таким образом, при разработке системы мотивации на предприятии  необходимо учесть всё разнообразие мотивирующих факторов, только тогда  система мотивации персонала  будет эффективной и способствующей достижению целей организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним  из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед  ними и организацией. Развитие рыночных отношений в России заставляет руководителей  изменять существующие методы и формы  хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь  при управлении мотивацией труда  персонала. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное  экономическое положение, не ограничиваются только материальной составляющей, а  представлены во всем многообразии. Поэтому  руководители, желающие добиться эффективной  работы своих сотрудников, применяют  не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

Современное состояние российской экономики можно рассматривать  как сочетание большого числа  предприятий госсобственности, крупной  корпоративной собственности, в  которых методы управления персоналом базируются на принципах, заложенных еще  в советское время на государственных  предприятиях, и массового развития мелкого и среднего частного предпринимательства. Проведенные исследования выявили  особенности формирования эффективного мотивационного механизма, присущие каждому  типу предприятия, и методы управления мотивацией труда, которые наилучшим  образом удовлетворят потребности  и ожидания работников.

Информация о работе Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка