Мотивация труда сестринского персонала в лечебном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования - проанализировать факторы мотивации труда сестринского персонала здравпункта Задачи исследования:
1. Рассмотреть и систематизировать теоретические основы изучения мотивационной направленности в труде.
2. Обобщить сведения о мотивационной направленности медицинских работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. ПОНЯТИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР . . . 7
1.1 Проблемы мотивации труда в медицине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Понятие и сущность мотивации персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3 Основные теории мотивации ……………….................................. 17
1.4 Факторы мотивации труда медицинских сестер в ЛПУ и основные направления её повышения ……………………………. . . . . . . . . . . . . 26
1.5 Способы измерения и показатели удовлетворенности трудом медицинских сестер ……………………………………………………… 32
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДРАВПУНКТА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.1 Структура управления здравпункта
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.2 Анализ показателей деятельности здравпункта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 40
2.3 Анализ кадрового потенциала здравпункта. . . . . . . . . 41
3. ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. . . ………………………………………………………………………... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

В здравоохранении считается достаточным простого материального вознаграждения, как основного мотивационного фактора. Иногда такая политика является успешной. А поскольку мотив — это осознанное побуждение к достижению определенной цели, понимаемое человеком, как личная необходимость, потребность, то в структуру мотива включаются, кроме потребностей действия по их достижению, и издержки, связанные с этими действиями.

Мотивация представлена мотивированием и стимулированием. Если мотивирование является процессом воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов, то стимулирование заключается в использовании этих мотивов [26].

С развитием здравоохранения все больше уделяется внимание мотивационной функции управления, когда отдается предпочтение мотивации над административным и жестким контролем. Причем самой распространенной группой мотивирующих факторов становятся не «кнут и пряник» и не страх и дисциплинарная ответственность, а группа факторов, включающая доверие, авторитет, вознаграждение. Большое значение имеют гарантии занятости, условия труда [ 17].

Пять уровней в системе мотивации труда сестринского персонала лечебных учреждений могут быть представлены в виде своеобразной пирамиды, в основании которой находится такой компонент мотивации как принципы руководства, остальные компоненты мотивации могут иметь следующее расположение по уровням пирамиды (см. рис.1).

Рис.1 Система мотивации труда медицинских сестер

Побуждения медицинского персонала и действия его к достижению определенных целей ориентируются на ценности, которые распределяются по приоритетам. При этом в исследованиях часто обращаются к балльной оценке ценностей. На примере одного из лечебных учреждений г. Новосибирска проводились исследования распределения ценностей по приоритетам медицинских сестер [6].

В результате опроса на первое место медицинские сестры выдвигают заработную плату, медицинское обслуживание и удовлетворение выполненной работой. На второе и третье место — уважение коллег, хорошие отношения с ними, а также поощрение со стороны администрации. Не менее важным для сестринского персонала является возможность самореализации, социальный пакет и признание в организации. На возможность самореализации в профессии указали 23 % респондентов. Такой показатель объясняется тем, что функции сестринского персонала более ограничены по сравнению с врачами. Работа воспринимается как монотонная. Сестры выполняют ее часто механически, не вникая в суть новых задач. Растет профессионализм в узкой специализации и снижается интерес к самообразованию. Следует подчеркнуть, что на вопрос о дальнейшем сотрудничестве с организацией 7 % сестринского персонала лечебного учреждения высказали недовольство сложившимся положением дел и 22 % ушли от ответа на этот вопрос. Таким образом, опрос медицинских сестер показал, что около 30 % персонала не согласны продолжать работу на тех же условиях. Это говорит о том, что для сохранения персонала необходимы перемены как в системе оплаты труда, так и в структуре управления сестринским персоналом [32].

С целью выявления предпочтительных видов стимуляции труда сестринского персонала было проведено анкетирование медицинских сестер одного из клинико-диагностических центров г. Новосибирска. Результаты исследования показали, что 77,5 % респондентов предпочли материальное поощрение. Среди неденежных материальных стимулов медицинские сестры предпочли предоставление льготных путевок на отдых и лечение (71,5 %); улучшение условий труда, эргономики рабочего места (66,5 %); введение гибкого графика работы (62,5 %); предоставление льгот на оплату ведомственного жилья и коммунальных услуг (59 %); добровольное медицинское страхование персонала (44 %); организация льготного питания (44 %). Среди предпочтительных форм морального поощрения большинство респондентов отметили: внимательное отношение к индивидуальным предложениям, направленным на улучшение общего дела (69 %); объявление благодарности (59 %); разовое предоставление полномочий при решении отдельных производственных вопросов (22 %).

Проанализировав данные о предпочитаемых видах мотивации, можно сделать вывод, что у каждого конкретного сотрудника имеется свойственная только ему мотивационная система, которая зависит от личностных качеств человека и жизненных обстоятельств, в которых он находится в настоящее время. Необходимо стремиться к ориентированию мотивации на ценности, которые имеют приоритетное значение для конкретной медицинской сестры.

Престиж профессии медицинской  сестры, как отмечалось ранее, играет одну из существенных ролей в структуре  трудовой мотивации медицинских сестер. Поднять престиж профессии не так просто, и это является общей задачей не только системы здравоохранения, но и культурного состояния всего общества, иерархии общественных ценностей. Внедряемые в массовое сознание россиян извне трудовые мотивы и ценности западного образца не соответствуют той модели отношения к труду, которая формировалась на протяжении многовековой истории России на основе внутренних предпосылок и требований экономического развития. Снижение общего культурного уровня населения, частью которого являются медицинские сестры, приводит к примитивизации потребностей, неразвитости мотивационной сферы [12].

Отсутствует широкая  пропаганда общественной значимости профессии  медицинской сестры на всех уровнях. Недостаточное внимание в учреждениях здравоохранения уделяется развитию и поддержанию культуры организации, в частности, популяризации миссии учреждения, формированию лояльности и приверженности организации персонала и др. специфическим аспектам формирования организационной культуры.

 Таким образом, можно определить основные направления деятельности руководителей здравоохранения на различных уровнях управления, направленные на поддержание и повышение трудовой мотивации медицинских сестер (Табл.1 «Основные направления повышения трудовой мотивации медицинских сестер»).

Таблица 1 Основные направления повышения трудовой мотивации медицинских сестер

на уровне государственного управления

на уровне местного управления

на уровне руководства  организации

Повышение престижа и широкая пропаганда общественной значимости профессии медицинской сестры.

Оказание признания работникам и ветеранам профессии.

2. Установление достойного уровня  оплаты труда медицинских сестер.

2. Организация семинаров, конференций,  конкурсов на городских, районных, областных уровнях, обмен опытом между различными медицинскими учреждениями.

2. Развитие системы дополнительного  материального стимулирования работников, создание возможности для льготного  медицинского обслуживания работников  и членов их семей.

3. Оснащение медицинских учреждений современным оборудованием и внедрение современных технологий.

3. Выделение дополнительных средств  на техническое и технологическое  оснащение медицинских учреждений.

3. Развитие организационной культуры: популяризация миссии, формирование лояльности и приверженности работников организации и др.специфические аспекты.

4. Популяризация повышенного уровня  среднего и высшего сестринского  образования.

4. Организация целевых наборов  в высшие образовательные учреждения  выпускников медицинских училищ и колледжей, отлично проявивших себя за время учебы.

4. Внимание к кадровой работе: создание программ адаптации  молодых специалистов, изучение  трудовой мотивации персонала  и создание мотивационных программ  и др.

5. Расширение иерархической структуры учреждений здравоохранения, создание возможности карьерного роста и более дифференцированной оплаты труда медицинских сестер.

5. Привлечение школьников и студентов  медицинских училищ и колледжей  к научно-исследовательской работе  и популяризации медицинских знаний, установление именных стипендий.

5. Профилактика профессионального  стресса и синдрома профессионального  выгорания: введение должности  психолога, обучение персонала  навыкам антистрессового поведения,  проведение социально-психологических  тренингов.

6. Разработка нормативов нагрузки  и стандартов оказания медицинской  помощи. Введение в штат ЛПУ  должности менеджера по кадрам  и психолога.

6. Привлечение наиболее авторитетных  медицинских работников к популяризации  медицинских знаний и своей  профессии в СМИ, на встречах с населением.

6. Создание комфортных условий  на работе. Контроль за соблюдением  техники безопасности. Внедрение

здоровьесберегающих технологий.

7. Введение в программы повышения  квалификации средних медицинских  работников обязательных социально-психологических тренингов (не менее 24 часов).

7. Широкое привлечение высококвалифицированных  медицинских кадров к преподавательской  деятельности на отделениях повышения  квалификации средних медработников.

7. Развитие сестринского процесса  как основной модели оказания сестринской помощи.


 

Часть приведенных в  таблице мер успешно реализуются  в сфере отечественного здравоохранения  в настоящее время, другая часть  – требует своего детального рассмотрения и применения [5].

.

1.5. Способы измерения и показатели удовлетворенности трудом медицинских сестер.

 

В последние годы обращают повышенное внимание на оценку удовлетворенности клиентов. Интерес к этой проблеме связан с формированием клиент-ориентированного подхода и созданием системы менеджмента качества, являющейся непременным атрибутом повышения конкурентоспособности лечебного учреждения.

В то же время внимание оценке удовлетворенности персонала  уделяется недостаточно. Между тем  актуальность и важность решения  указанной проблемы обусловлена  целым рядом факторов. Вот некоторые из них [7].

Учет в рамках управления персоналом потребностей и ожиданий своих работников в признании  их деятельности, удовлетворенности  работой, а также в их развитии способствует обеспечению обеспечить наиболее сильной их мотивации, а, следовательно, удержанию квалифицированных сотрудников и привлечению новых. Высокая удовлетворенность персонала позволяет организации не только снизить текучесть кадров, но также противостоять проблеме дефицита трудовых ресурсов, которая на сегодняшний день особенно остро проявляется в отношении высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих ключевые направления деятельности ЛПУ. Удовлетворенность работников организации во многом определяет степень удовлетворенности ее клиентов.

Таким образом, в целях  совершенствования политики организации в области управления персоналом существующие стандарты качества рекомендуют проведение оценки удовлетворенности персонала, которая поможет сформировать систему обратной связи с работниками.

Что же такое удовлетворенность  персонала трудом? Под удовлетворенностью персонала трудом следует понимать факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда (и других факторов) потребностям и запросам сотрудников, т. е. того, что они считают важным [8].

Таблица 1

Различные формы удовлетворенности  трудом

Прогрессивная удовлетворенность  трудом:

Человек чувствует удовлетворенность  от работы в целом. Увеличивая уровень  стремления, человек пробует достигать  даже более высокого уровня удовлетворенности. Поэтому «творческая неудовлетворенность» относительно некоторых аспектов рабочей ситуации может быть неотъемлемой частью этой формы.

Стабильная удовлетворенность  трудом:

Человек чувствует удовлетворенность  от конкретной работы, но мотивирован  на поддержание уровня стремления и приятного состояния удовлетворенности. Увеличение уровня стремления сконцентрировано на других областях жизни из-за недостаточных стимулов работы.

Удовлетворенность трудом в смирении (удовлетворенность трудом смирившегося человека):

Человек чувствует неясную неудовлетворенность от работы и понижает уровень стремления, чтобы приспосабливаться к негативным аспектам рабочей ситуации на более низком уровне. Уменьшая уровень стремления, он в состоянии снова достичь позитивного состояния удовлетворенности.

Конструктивная неудовлетворенность  трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. При поддержании уровня стремления он пробует справляться  с ситуацией при помощи попыток  решить проблемы на основе выработки  достаточной терпимости к фрустрации, досаде. Кроме того, ему доступны осмысленные действия в рамках целевой ориентации и мотивации, направленные на изменение рабочей ситуации.

Фиксированная неудовлетворенность  трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. Поддерживая уровень стремления на постоянном уровне, он не пробует справиться с ситуацией попытками решить проблемы. Терпимость к фрустрации приводит к тому, что механизмы защиты, необходимые для приложения усилий для решения проблемы, кажутся выходящими за пределы какой-либо возможности. Поэтому индивидуум застревает на своих проблемах, и не исключено патологическое развитие событий.

Псевдоудовлетворенность трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. При столкновении с неразрешимыми  проблемами или раздражающими условиями на работе и при поддержании стремления на одном уровне, например, из-за мотивации к определенному виду достижений или из-за жестких социальных стандартов, искаженное восприятие или отрицание негативной рабочей ситуации могут закончиться псевдоудовлетворенностью трудом.


 
           Согласно этой модели, развитие удовлетворенности трудом — трехступенчатый процесс. В зависимости от сочетания между ожиданиями, потребностями и мотивами, с одной стороны, и рабочей ситуацией — с другой, человек формирует некоторую степень удовлетворенности или неудовлетворенности ее/его работой. Кроме того, в зависимости от последующих изменений в уровнях стремлений и от последующего проблемно-ориентированного поведения (направленного на решение задачи), могут развиться шесть форм удовлетворенности или неудовлетворенности трудом.

В случае неопределенной неудовлетворенности на первом шаге, т. е. в случае наличия различий между  фактическими ценностями рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека, эта модель предлагает два различных результата в зависимости от уровня силы стремления, что соответствует второму шагу: уменьшение стремления или поддержание уровня стремления. Уменьшение уровня стремления должно вести к тому, что называется удовлетворенностью трудом «в смирении, покорности». Эта форма удовлетворенности трудом подтверждается результатами качественных интервью, в процессе которых выявляется весьма много людей, приспосабливающихся к трудовым ситуациям либо путем снижения своего уровня мотивации к труду и стремлений, либо путем перемещения своей мотивации и стремлений на нетрудовую активность. Можно утверждать, что высокая доля удовлетворенных работников, участвующих в такого рода исследованиях, вызвана более или менее большой пропорцией тех из них, которые пассивно сместили свои устремления далеко за пределы рабочей ситуации. Поэтому, согласно этой модели, удовлетворенность в смирении — только одна из трех форм удовлетворенности трудом, и ее необходимо от них отличать.

Поддержание стремления на одном и том же уровне в случае неопределенной неудовлетворенности от своего труда может закончиться тремя формами, из которых наиболее важной является псевдо- (или ложная) удовлетворенность трудом. Ранее при проведении исследований она игнорировалась, поскольку авторы сомневались в возможности обнаружить обоснования. Данная модель предполагает, что две другие формы, фиксированная и конструктивная неудовлетворенность трудом, тесно связаны с овладением иными вариантами, с овладением ресурсами и с проблемно-ориентированным поведением человека. Все эти модели — уместные в данном случае переменные, «работающие» на третьем этапе развития различных форм удовлетворенности трудом. И фиксированная, и конструктивная неудовлетворенность трудом, похоже, существенно зависят от таких широко известных особенностей организации, как контроль или социальная поддержка на работе, в одной связи, и от того, что вкратце называют способностью овладеть ресурсами — способность использовать этот параметр, — в другой. Конструктивная неудовлетворенность, очевидно, является дополнением к удовлетворению трудом в смирении.

Информация о работе Мотивация труда сестринского персонала в лечебном учреждении