Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Проблемы трудовой мотивации актуальны для большинства предприятий и организаций в современной России. Мотивация - сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации. Еще в социалистическом обществе в качестве основных побудительных мотивов работников авторы выделяли, в том числе и моральные, определяя их как «мотивы, связанные не с личной материальной выгодой, а с бескорыстными побуждениями к труду, с заботой об интересах общества, с моральным долгом трудящихся, с потребностью организма в облагораживающем влиянии труда».
Введение 3
I Глава. Мотивация труда в предприятии общественного питания. 5
1.1 Мотивация, мотивы труда, вознаграждение, потребности,
типы мотивации работников. 5
1.1.1 Эволюция концепций мотивации 9
1.2 Психологическая составляющая мотивации персонала. 12
1.2.1 Психологические типы личности и их формы 14
1.3 Процессуальные теории мотивации. 16
1.4 Стимулирование труда. 21
1.4.1 Основные формы стимулирования персонала 22
1.5 Методы формирования эффективного мотивационного механизма на предприятиях. 24
1.5.1 Технология формирования мотивационного механизма
в организации 24
1.5.2 Методы мотивации 27
II Глава. Практическая часть курсовой работы выполнена на примере предприятия общественного питания ресторан при гостинице «Ростов» 32
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия общественного питания ресторан при гостинице «Ростов» 32
2.2 Анализ мотивации труда за 2009 год на предприятии ООО «Гостиница Ростов ресторан» 36
2.3 Анализ мотивации труда за 2010 год на предприятии ООО «Гостиница Ростов ресторан» 40
2.4 Анализ мотивации труда в динамике на предприятии ООО «Гостиница Ростов ресторан» 43
III Глава. Заключение 45
Предложения. 45
Вывод 47
Список используемой литературы 48
Исходя из приведенных выше таблиц можно сделать вывод что достижение такого результата обусловлено действиями руководителя, как:
- стимулирование и мотивация труда;
- создание благоприятных отношений в коллективе путем обеспечения на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
- предоставление каждому работнику работы, не побуждающей его развивать свои знания и навыки;
- активного участия в жизни коллектива, проведение каких либо мероприятий не связанных с работой, предоставление работникам информации касающейся их деятельности;
- материальное стимулирование работников (повышение заработной платы и премии либо дополнительных выплат);
- улучшение условий труда и повышение престижа предприятия;
Покажем изменения результатов анкетирования в динамике, по основным показателям:
Удовлетворенность работой, итого в том числе
Возможность повышения квалификации
Конфликты в коллективе между сотрудниками
Возможность продвижения по службе
Материальное удовлетворение
1. Результаты анкетирования по категории
«удовлетворенность работой», в процентах в динамике
| 2009 год | 2010 год | 2009 год | 2010 год | 2009 год | 2010 год |
Категория вопросов | Да | Да | Нет | Нет | Затрудняюсь ответить | Затрудняюсь ответить |
1. Удовлетворенность работой, итого в том числе | 77,8 | 85,8 | 13,1 | 9 | 9,1 | 4,2 |
Изменение % | 8 | -4,1 | -4,9 | |||
2. Возможность повышения квалификации | 85,3 | 80,3 | 11,7 | 16,7 | 3,0 | 3,0 |
Изменение % | -5 | 5 | 0 | |||
3. Конфликты в коллективе между сотрудниками | 73 | 40 | 27 | 60 | - | - |
Изменение % | -33 | 33 | - | |||
4. Возможность продвижения по службе | 27,3 | 60,3 | 47,7 | 19,7 | 25,0 | 20,0 |
Изменение % | 33 | -28 | -5 | |||
5. Материальное удовлетворение | 33,3 | 53,1 | 51,5 | 31,9 | 15,2 | 15 |
Изменение % | 19,8 | -19,6 | -0,2 |
Можно отметить основные направления совершенствования мотивации в ООО «Гостиница Ростов ресторан».
1. Совершенствование оплаты труда и системы материального стимулирования персонала.
2. Совершенствование социально-психологических методов в управлении.
3. Повышение престижа предприятия и улучшение условий труда.
Компания должна использовать различные инструменты мотивации сотрудников, чтобы они: 1) работали в компании, 2) работали хорошо и 3) работали именно так, как необходимо компании.
Несомненно, одним из основных факторов мотивации персонала для выполнения работы является оплата труда, выступающая в форме заработной платы. Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже.
Для того, чтобы работники воспринимали систему оплаты и поощрений (включая существующие в организации льготы) как справедливую, предлагается предпринять следующие меры:
- выявление через социологические опросы факторов, снижающих удовлетворенность работников действующей в организации системой стимулирования труда и практикой предоставления тех или иных льгот, и принятие, в случае необходимости, соответствующих коррекционных мер;
- лучшее информирование работников о том, как рассчитывается размер поощрений (премий, надбавок), кому и за что они даются;
- выявление в ходе личных контактов с подчиненными возможной несправедливости в оплате работников, присуждении премий и распределении других поощрений для последующего восстановления справедливости;
- постоянное отслеживание ситуации на рынке труда и уровня оплаты тех профессиональных групп, с которыми могут сравнивать себя работники, и внесение своевременных изменений в систему оплаты их труда.
В качестве социально-психологических методов мотивации персонала можно выделить:
1) совершенствование психологического климата в коллективе;
2) управление конфликтами.
Вклад в создание благоприятного климата - это оптимизация работы внутри компании. Каждый сотрудник должен знать, что, в какие сроки и для чего он делает. Необходим процесс постоянной оптимизации структуры, оптимизации функциональных обязанностей под влиянием рыночной ситуации. Ситуация безответственности и непонимания сферы своей деятельности, ее границ провоцирует внутреннюю напряженность в компании. Правильно прописанные, четкие должностные обязанности, Положения о дирекциях и подразделениях, электронный документооборот могут частично снять данную проблему.
Устойчивый психологический климат в коллективе характеризуется стабильностью и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Благоприятный психологический климат не создается в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать
Для организации нормального психологического климата необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как конфликт - это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива. Если конфликтная ситуация разрешена, стороны пришли к согласию, найден компромисс, то конфликт именуется конструктивным, функциональным. И любой руководитель должен поощрять функциональные конфликты, так как именно с их помощью в процесс управления (совещания, собрания, семинары) могут быть вовлечены все члены коллектива.
Если же компромисс не найден, и стороны остались на прежних позициях, конфликт перерастает в деструктивную, дисфункциональную форму. Ее следует предупреждать или, если этого не удалось сделать, разрешать и пресекать.
Руководителю необходимо помнить о том, что применение силовых форм разрешения конфликта может привести к скрытой форме - саботажу, ведущему либо к «невидению» слабых мест в работе, либо к созданию условий, ведущих к снижению качества и производительности. Признавая неизбежность самого факта конфликтов, необходимо подчеркнуть важность работы по профилактике и предупреждению их возникновения. Главная роль при решении этих вопросов возлагается на руководство торгово-выставочным залом и менеджера по персоналу. Первый несет персональную ответственность за обеспечение всех сотрудников необходимой информацией, материалами и инструментами, продумывает структуру горизонтальной и вертикальной власти в торговом зале. Второй внимательно следит за развитием отношений в подразделениях, выявляя предконфликтные ситуации, зачинщиков конфликтов, проводит индивидуальную работу с ними.
Руководители должны уметь вовремя предотвратить конфликтную ситуацию. Например, придавая острой конкуренции в коллективе форму соревнования, снимается конфликт по поводу предстоящей вакансии или, проводя открытые продвижения сотрудников из числа резерва, пресекаются интриги и «подсиживания» коллег. В профилактике конфликтов необходима организованность, последовательность и авторитетность руководства, а также гласность проводимых мероприятий.
Для совершенствования системы управления конфликтами возможно участие руководства и персонала в тренингах, целями которого являются понимание конфликта, как явления и выработка навыков управления конфликтной ситуацией.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.
Построение системы мотивации в организации дает возможность, с одной стороны, решить экономическую проблему, так как эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей, а с другой стороны, позволяет решить психологическую проблему, поскольку при ее построении должен учитываться такой показатель, как удовлетворенность трудовой деятельностью.
В связи с тем, что на систему мотивации и стимулирования существенно влияют такие факторы, как национальная культура (через корпоративную культуру), технологии, используемые в организации, стадии развития организации и ряд других факторов, то следует говорить о множестве концепций мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
Все они ориентированы главным образом на эффективное использование уже имеющегося трудового и творческого потенциала человека без особого обращения внимания на его развитие или на создание условий жизнедеятельности, обеспечивающих возрастание производительной силы персонала.
Использование на предприятии мотивационных схем позволяет компании экономить на времени, затрачиваемом сотрудниками отдела кадров, построить четкую схему финансовых взаимоотношений с работниками, а также заинтересовать сотрудника в результатах его труда.
1. Шапиро С.А. - Мотивация и стимулирование персонала.
2. Вестник экономики, №4, февраль 2002 г.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: «Банки и биржи» ЮНИТИ, 1997 г.
4. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело Лтд, 1993 г.
5. Травин В.В. Дятлов В.А., Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000 г.
6. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2001 г.
7. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций, упражнения, тесты и тренинги. - М.: Издательство ЦИПКК АП, 1996 г.
8. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.
9. http://revolution.allbest.ru/
1 Удовлетворенность работой.
1.1 Вам интересна выполняемая работа?
1.2 Хотели бы Вы сменить работу?
1.3 Считаете ли Вы свою работу интересной, престижной, творческой?
2 Возможность повышения квалификации.
2.1 Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций?
2.2 Хотели бы повысить свою квалификацию?
2.3 Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки?
3 Конфликты в коллективе между сотрудниками.
3.1 Вы оцениваете социально-психологический климат в коллективе как благоприятный?
3.2 Есть ли у Вас друзья в Вашем коллективе?
3.3 Возникают ли конфликты в Вашем коллективе?
3.4 Хотели бы Вы сменить трудовой коллектив?
4 Возможность продвижения по службе.
4.1 Есть ли у Вас перспектива продвижения и от кого (чего) это зависит?
4.2 Играет ли роль руководитель в сплоченности коллектива?
5 Материальное удовлетворение.
5.1 Удовлетворяет ли вас уровень заработной платы?
5.2 Достаточна ли доля премии в оплате Вашего труда?
5.3 За какие показатели Вы премируетесь?
5.4 Ваши предложения по повышению мотивации труда?
Информация о работе Мотивация труда в предприятии общественного питания