Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 00:42, реферат
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
1. Введение 3
2. Теоретические основы управления мотивацией 4
2.1. Содержательные теории мотивации 4
2.1.1. Теория мотивации по А. Маслоу. 5
2.1.2. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. 6
2.1.3. Теория мотивации Фредерика Герцберга. 7
2.2. Процессуальные теории мотивации 9
2.2.1. Теория ожиданий В. Врума. 9
2.2.2. Теория справедливости. 10
2.2.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. 10
2.2.4. Теория мотивации Дугласа Макгрегора. 11
2.3. Мотивация персонала в условиях рынка 13
2.3.1. Стимулы и мотивирующие критерии. 15
2.3.2. Мотивационный процесс и методы мотивации. 25
2.3.3. Мотивация, как процесс управления персоналом. 32
3. Анализ мотивации трудовой деятельности менеджеров компании ЗАО «Каскад» 36
3.1. Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности 36
3.2. Определение ценностной ориентации работников 38
3.3. Определение силы мотивации для каждого респондента 41
3.4. Определение направленности мотивации 41
3.5. Оценка возможностей удовлетворения требований к работе и значимости требований 43
3.6. Изменение типа мотивации при переходе от ценностного сознания к практическому 46
3.7. Оценка тесноты связи между удовлетворенностью трудом и типом мотивации, силой требований и направленностью мотивации 47
4. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы мотивации на предприятии 52
5. Список литературы 56
Приложение А 57
- -
Министерство образования РФ
Государственный университет управления
Институт заочного обучения
Специальность – менеджмент
Кафедра управления персоналом
Содержание.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
В России существует множество проблем,
связанных с мотивационной
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, представленной на рисунке 1, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
С развитием экономических
отношений и
При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Согласно теории Мак
Управлять такими
Эта теория появилась в
связи с растущей
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.
Таким образом,
Таблица 2. Оценка характеристик своей работы самими рабочими.
Факторы повышения производительности |
Заставляют работать интенсивнее |
Делают более привлекательной |
И то и другое |
Хорошие шансы продвижения по службе |
48 |
22 |
19 |
Хороший заработок |
45 |
27 |
22 |
Оплата, связанная с результатами труда |
43 |
31 |
16 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы |
41 |
34 |
17 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности |
40 |
27 |
20 |
Сложная и трудная работа |
38 |
30 |
15 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
37 |
33 |
17 |
Высокая степень ответственности |
36 |
35 |
18 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
15 |
61 |
13 |
Удобное расположение |
21 |
56 |
12 |
На рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда |
21 |
56 |
12 |
Хорошие отношения в коллективе |
17 |
54 |
13 |
Хорошие отношения с непосредственным начальником |
19 |
52 |
12 |
Достаточная информированность о ходе дел в фирме |
20 |
49 |
16 |
Гибкий график работы |
20 |
49 |
12 |
Значительные дополнительные льготы |
27 |
45 |
18 |
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий
не только потребность
Процессуальные теории
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий
можно сделать вывод, что
Согласно этой теории
Сотрудник оценивает свой
размер поощрения по сравнению
с поощрениями других