Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 00:42, реферат
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
1. Введение 3
2. Теоретические основы управления мотивацией 4
2.1. Содержательные теории мотивации 4
2.1.1. Теория мотивации по А. Маслоу. 5
2.1.2. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. 6
2.1.3. Теория мотивации Фредерика Герцберга. 7
2.2. Процессуальные теории мотивации 9
2.2.1. Теория ожиданий В. Врума. 9
2.2.2. Теория справедливости. 10
2.2.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. 10
2.2.4. Теория мотивации Дугласа Макгрегора. 11
2.3. Мотивация персонала в условиях рынка 13
2.3.1. Стимулы и мотивирующие критерии. 15
2.3.2. Мотивационный процесс и методы мотивации. 25
2.3.3. Мотивация, как процесс управления персоналом. 32
3. Анализ мотивации трудовой деятельности менеджеров компании ЗАО «Каскад» 36
3.1. Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности 36
3.2. Определение ценностной ориентации работников 38
3.3. Определение силы мотивации для каждого респондента 41
3.4. Определение направленности мотивации 41
3.5. Оценка возможностей удовлетворения требований к работе и значимости требований 43
3.6. Изменение типа мотивации при переходе от ценностного сознания к практическому 46
3.7. Оценка тесноты связи между удовлетворенностью трудом и типом мотивации, силой требований и направленностью мотивации 47
4. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы мотивации на предприятии 52
5. Список литературы 56
Приложение А 57
Безусловно, что одним из эффективнейших типов современного управления является мотивационный менеджмент. Это не только объясняется значительным повышением роли человеческого фактора в управлении, но и тем, что отражает одну из главных тенденций развития производства и общества. Мотивационный менеджмент представляет управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека.
Существует
множество моделей
Мотивирование наиболее ярко проявляется в механизме управления, но возможности эффективного мотивирования должны быть заложены и в методологии, и в организации управления. Все модели мотивации в практике российского менеджмента призваны учитывать межличностную культуру, семейное положение, социальную обстановку, политические факторы, российский менталитет, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость.
Следует иметь в виду, что существует мотивация на уровне топ менеджмента и мотивация на уровне непосредственного управления. Они различаются масштабами деятельности менеджера и управления в целом.
На рисунке 4 представлена схема мотивационного менеджмента, представляющего управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению.
Менеджеру приходится разрабатывать мотивацию отдельных коллективов, групп, но для мотивации непосредственного управления главным является каждый человек в отдельности. В топ-менеджменте также существует индивидуальное мотивирование, которое осуществляется относительно непосредственно подчиненных менеджеру служащих, его заместителей.
Оттолкнемся от общих подходов. Управление
человеческими ресурсами
Объем работ по каждому из этих направлений зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами, и целым рядом других факторов. В целях обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. Создание подобной социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки систем мотивации, объективной оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации.
Существуют разные факторы, оказывающие
воздействие на людей в рамках
организации. Прежде всего это –
иерархическая структура
Для поведения данного исследования было осуществлено анкетирование менеджеров высшего и среднего звена в количестве 11 человек компании ЗАО «Каскад». Анкетирование проводилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследований.
Удовлетворенность определяет адаптацию к внешним и внутренним условиям жизни. Различают общую удовлетворенность (в целом жизнью и работой) и частную (личное отношение к деятельности предприятия). В анкете различные стороны удовлетворенности (как общую удовлетворенность, так и трудовым процессом) затрагивают вопросы №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9, 12, 27-33, 35-41, 42-45, 85. На данные вопросы дано 5 вариантов ответов от -2 до +2. Средний вариант ответа является нейтральным и оценивается в «О» баллов, максимально положительный (+2) балла, максимально отрицательный (-2) балла.
При обработке анкеты суммируется количество работников, ответивших по одному из пяти вариантов ответа, и определяется индекс удовлетворенности по следующей формуле:
где |
|
шкала удовлетворенности | |
|
число респондентов, ответивших на данный вариант | ||
|
общее число опрошенных |
Индекс удовлетворенности
Таблица 4. Результаты обработки анкет.
№ вопроса |
Кол-во ответивших по вариантам |
Индекс удов. |
Содержание вопроса | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
0 |
0,73 |
Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1,09 |
Удовлетворены ли Вы в целом нынешней работой |
4 |
0 |
4 |
2 |
4 |
0 |
0,00 |
Как бы Вы оценили уверенность в завтрашнем дне у работников |
6 |
3 |
6 |
2 |
0 |
0 |
1,09 |
Как бы Вы оценили положение дел на предприятии |
7 |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1,64 |
Как бы Вы оценили конкурентоспособность продукции |
8 |
1 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0,64 |
Как бы Вы оценили отношение работников к условиям труда |
9 |
0 |
8 |
1 |
1 |
1 |
0,45 |
Удовлетворены ли Вы организацией труда на предприятии |
12 |
0 |
6 |
3 |
2 |
0 |
0,36 |
Удовлетворяет ли вас нынешняя продуктивность труда работников |
33 |
2 |
6 |
0 |
2 |
1 |
0,55 |
Вас устраивает величина Ваших заработков |
Считаете ли Вы, что оплата труда разных категорий персонала справедлива по отношению к их трудовому вкладу: | |||||||
35 |
4 |
2 |
4 |
0 |
1 |
0,73 |
- дирекции организации |
36 |
0 |
8 |
3 |
0 |
0 |
0,73 |
- руководителей среднего звена |
37 |
0 |
6 |
4 |
1 |
0 |
0,45 |
- ИТР |
38 |
0 |
7 |
3 |
0 |
1 |
0,45 |
-высококвалифицированных работников |
39 |
2 |
4 |
3 |
2 |
0 |
0,55 |
- основной массы работников |
40 |
2 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0,73 |
- неквалифицированных работников |
41 |
2 |
5 |
3 |
1 |
0 |
0,73 |
Считаете ли Вы, что существующий размер оплаты труда побуждает персонал эффективно работать |
Насколько размер заработков работников предприятия зависит от: | |||||||
42 |
4 |
6 |
1 |
0 |
0 |
1,27 |
- от их трудовых усилий |
43 |
4 |
6 |
0 |
1 |
0 |
1,18 |
- образования, проф. подготовки и опыта работы |
44 |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1,64 |
- экономического положения предприятия |
45 |
4 |
7 |
0 |
0 |
0 |
1,36 |
- того, насколько администрация заинтересована в работнике |
85 |
3 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0,64 |
Как бы Вы оценили состояние отношений между работниками и администрацией на Вашем предприятии |
Вывод:
Вопросы №1 и №2 характеризуют общую удовлетворенность. Индекс удовлетворенности своей жизнью равен 0,73 что является довольно неплохим показателем, при этом индекс удовлетворенности работой в целом значительно выше и равен 1,09.
Работники считают, что заработная плата в достаточно большой степени побуждает эффективно работать (I = 0,73), а удовлетворенность величиной заработков оценивается в 0,55. При этом если справедливость заработков дирекции, руководителей среднего звена и неквалифицированных работников оценивается на уровне 0,73, то ИТР и высококвалифицированных работников - 0,45, а основной массы работников предприятия – 0,55.
Отмечу, что только у одного сотрудника отдела среднее образование, остальные имеют высшее и неполное высшее образование. Высоко оценивается зависимость размера заработной платы от объективных факторов, таких как трудовые усилия (1,27), уровень образования (1,18), заинтересованность администрации в работнике (1,36), экономического положения предприятия (1,64).
При этом, хотя положение дел на предприятии (1,09) и конкурентоспособность продукции (1,64) получили высокую оценку, отношение к условиям, организации, продуктивности труда и отношения между работниками и администрацией находятся на довольно низком уровне (от 0,36 до 0,64).
Самый низкий индекс соответствует уверенности в завтрашнем дне работников предприятия, что может быть обусловлено недостатками в работе службы управления персоналом.
Для этого блок вопросов об идеальной работе разбивается на 4 подгруппы, каждая из которых дает представление об идеальной работе, как о работе, направленной на:
Вопрос №16 в перечень не включен, поскольку является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.
Общий ср. балл |
18 |
2,29 |
1,93 |
2,14 |
1,93 |
2,00 |
2,29 |
2,43 |
2,14 |
2,29 |
1,86 |
1,93 |
||
Антимотивац. |
16 |
17 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,55 |
Ср. балл |
16 |
2,83 |
2,33 |
2,50 |
2,50 |
2,33 |
2,50 |
2,83 |
2,50 |
2,50 |
2,50 |
2,33 |
||
Статус работника |
26 |
15 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,45 |
21 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2,27 | |
18 |
13 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,36 | |
Оплата труда |
22 |
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,91 |
17 |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,00 | |
14 |
10 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,09 | |
Ср. балл |
9 |
2,57 |
2,29 |
2,57 |
2,14 |
2,43 |
2,57 |
2,57 |
2,43 |
2,86 |
2,00 |
2,29 |
||
Обществ. полезность |
24 |
8 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,36 |
19 |
7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2,36 | |
15 |
6 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,36 | |
Содержание работы |
25 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,91 |
23 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,82 | |
20 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,82 | |
13 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,36 | |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ср. балл |
Ценностную ориентацию определяет первая группа, в которую включаются содержание и общественная полезность работы. Прагматическую ориентацию определяет вторая группа (оплата труда и статус работника).
Рассчитываем среднее
Таблица 6. Классификация респондентов по типу мотивации.
№ респондента |
Ценностная |
Прагматическая |
Тип мотивации |
Средний балл |
Средний балл | ||
1 |
2,57 |
2,83 |
III |
2 |
2,29 |
2,33 |
III |
3 |
2,57 |
2,50 |
I |
4 |
<span class="dash041e_0431_04 |