Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:44, курсовая работа
Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.
Особая роль отводится в этом процессе методологии муниципального управления.
Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.
Введение .....................................................................................3
1. Понятие и характеристика методов управления .............................5
2. Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления ....................................................10
3. Экономические методы муниципального управления .....................16
4. Социально-психологические методы муниципального управления ...22
Заключение .................................................................................26
Список использованной литературы ..................................................29
Введение ..............................
1. Понятие и характеристика методов управления .............................5
2. Административно-
3. Экономические методы муниципального управления .....................16
4. Социально-психологические
методы муниципального
Заключение ..............................
Список использованной литературы
..............................
В условиях рыночной экономики
основанной на многообразии форм собственности,
главной целью всех реформ является
совершенствование управления. Новые
экономические отношения в
Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной , эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления , без последовательной реализации принципов самоуправления.
Теория муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
Сегодня теория муниципального
управления есть складывающаяся и развивающаяся
система знаний о закономерностях,
принципах и методах, механизме
управления муниципальным образованием
и его сферами в целях
Особая роль отводится в этом процессе методологии муниципального управления.
Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.
1.ПОНЯТИЕ И
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
Методы управления — это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По мнению А. И. Гаврилова,
методы управления — важнейший элемент
в механизме использования
Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают общие и специальные
методы управления, которые реализуются
через изучение объекта управления
во времени и пространстве, в тесной
взаимосвязи и
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
1. организационно —
2. экономические, обусловленные экономическими стимулами;
3. социально — психологические,
применяемые с целью повышения
социальной активности
По мнению А. И. Гаврилова, классификация включает следующие методы управления:
- административные (организационно-
- экономические;
- социально-психологические;
- воспитательные и др.
Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.
Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.
Методы муниципального управления
основываются на объективных экономических
законах, закономерностях социально-
Методы муниципального управления
всегда используются комплексно, взаимно
дополняя друг друга. Их совокупность
образует целостную систему методов
муниципального управления. Существуют
следующие группы методов: экономические,
административно -
Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.
Механизм муниципального
управления подразделяется на несколько
подсистем: организационную, экономическую,
финансовую, бюджетную и др. Данные
подсистемы между собой взаимосвязаны
и взаимообусловлены, составляя
сложную интеграционную совокупность.
Регулирование или
Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.
Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.
К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы.
Формы воздействия на процессы
жизнедеятельности населения и
функционирования муниципального хозяйства
весьма разнообразны и включают: бюджетные,
налоговые, законодательные, общественно-политические,
ресурсные, рыночные, информационные и
другие, а также их разновидности
и различные сочетания и
Метод управления — это способ достижения целей управления.
Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.
В соответствии со структурой
объекта управления, в качестве которого
в сфере муниципального управления
выступает муниципальное
- методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;
- методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);
- методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.
Применение этих методов,
используемых в сфере муниципального
управления, помогает решать такие
проблемы в муниципальном образовании,
как поддержка социально
Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.
2. АДМИНИСТРАТИВНО-
Приступая к характеристике
административно-правового
Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, охранять.
Управление предполагает
доминирование, преобладание одной
воли над другой, а часто и подчинение
одного лица другому. В системе управленческих
связей субъекты не равны и к тому
же они выполняют разные социальные
роли. Этого неравенства
Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2); как определяются права и обязанности субъектов правоотношений (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми и организационными.
Правовой — предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам находящимся в компетенции муниципальных исполнительных органов.
Правовые методы муниципального
управления — это совокупность способов
воздействия органов
Административно — распорядительные
и правовые методы представляют собой
совокупность средств юридических
(правового и
Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.
Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.