Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание

Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.
Особая роль отводится в этом процессе методологии муниципального управления.
Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.

Содержание

Введение .....................................................................................3
1. Понятие и характеристика методов управления .............................5
2. Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления ....................................................10
3. Экономические методы муниципального управления .....................16
4. Социально-психологические методы муниципального управления ...22
Заключение .................................................................................26
Список использованной литературы ..................................................29

Работа состоит из  1 файл

муниципальное управление.docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

Непрерывные общественные изменения  порождают проблему отставания выработанной системы показателей, вынуждают  постоянно вносить в нее существенные коррективы. Сами показатели эффективности  нередко весьма неоднозначны (что  лучше отражает эффективность системы  здравоохранения — число здоровых или больных?) Еще сложнее обстоит  дело с выявлением личного вклада отдельного служащего в достигнутые результаты. Последнее ставит во главу угла обеспечение неукоснительного, исчерпывающего, результативного исполнения служащими своих должностных обязанностей, оставляя за экономическим стимулированием роль важного, но вспомогательного, дополнительного средства.

Широкомасштабное внедрение  в организацию муниципальной  службы рыночных механизмов, экономических  показателей — не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что  уже сделано и состоялось в  России в области создания эффективной  и ответственной перед обществом  муниципальной службы.

4.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Социально-психологические  методы — это приемы и способы  управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии с целью  повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить  на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно  воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Социальные методы — это  способы воздействия на социальные интересы персонала организаций  в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно  заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность.

Социально-психологические  методы управления — это способы  воздействия на социальные интересы как населения муниципального образования, так и работников, занятых в сфере муниципального управления.

Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества. К этой группе относятся следующие  методы:

а) методы управления социально-массовыми  процессами; б) методы управления группами;

в) методы управления групповыми явлениями и процессами;

г) методы социального нормирования;

д) методы ролевых изменений;

е) методы социального регулирования.

Психологические методы в  управлении предполагают использование  не только психологических методов  в чистом виде, но всего комплекса  психологических знаний, которые  в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее.

 

К основным типам психологических  методов управления относятся: психологические  методы профессионального отбора и  обучения, психологические методы организации  и гуманизации труда, методы мотивации трудового поведения. В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

Психологические методы —  это способы регулирования взаимоотношений  между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших  факторов высокоэффективной деятельности людей.

Эти способы многочисленны  и разнообразны, их эффективность  во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать  здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием  условий , при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага муниципального учреждения.

Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических  интересов личности, проявляющихся  в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей  с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого  характера трудовой деятельности.

Особенностью психологических  методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет  высокую результативность. Различают  следующие группы психологических  методов:

1. методы комплектования  малых групп, которые призваны  обеспечивать оптимальную численность  людей в группе, их психологическую  совместимость;

2. методы установления  благоприятных для совместной  деятельности взаимоотношений между  руководителем и подчиненными;

3. методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.);

4. методы профессионального  отбора и соответствующего обучения  работников исходя из индивидуальных  способностей и их эффективного  применения в организации.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие  методы управления важны и тесно  связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

— моральное поощрение,

— социальное планирование,

— убеждение,

— внушение,

— личный пример,

— регулирование межличностных  и межгрупповых отношений,

— создание и поддержание  морального климата в коллективе.

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в  возможностях исполнителей:

— знать (информация о целевых  установках или мероприятиях, по которым  принято решение);

— сметь (эти установки  и мероприятия должны быть «допустимыми»  для исполнителей, в том числе  не нарушать юридических и этических  норм);

— мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

— хотеть (они должны быть мотивированы).

Прежде всего, следует  обеспечить сотрудника

— возможностями выполнить  работу,

— определить его рамки  действий,

— четко сформулировать цели и задачи,

— создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:

— на влиянии на состояние  мотивации (степени идентификации  сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),

— на чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для  фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);

— на приведении мотивов  в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);

— на усилении мотивов;

— на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);

— на удовлетворении потребностей;

— на обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации  сотрудников ведет:

— к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;

— к повышенному притоку  сотрудников;

— к повышению их работоспособности;

— к большей сплоченности и солидарности;

— к уменьшению текучести  кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы управления — это  способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых  объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических  законах, закономерностях социально-экономических  систем, должны учитывать достигнутый  научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения  в процессе управления.

Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления. Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми  и организационными.

Правовой метод предполагает принятие нормативных правовых актов  по вопросам находящимся в компетенции  муниципальных исполнительных органов.

Правовые методы муниципального управления — это совокупность способов воздействия органов муниципального управления на объект управления посредством  правовых норм, правовых отношений  и правовых актов в пределах своей  компетенции.

Социально-психологические  методы — это приемы и способы  управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии с целью  повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить  на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

В практику государственного и муниципального управления все  больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного  производственного звена, прежде всего  в частном секторе. Это относится  и к формированию временных рабочих  групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам  управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам  управления. В практику регионального  управления внедряются современные  информационные технологии, управление развитием региона все в большей  мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим  элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом  становится не только высокая эффективность  на всех уровнях управления и в  целом по региону, но и повышение  уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности  населения, инфраструктуры.

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании  экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием  региона неразрывно связаны с  созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень  и качество. Главный компонент  социально-экономического развития —  это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его  жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» // Российская газета. 2003. 10 октября.

2. Положение 20.10.2003 г. №  227 «О материальном стимулировании  муниципальных служащих города  Орла»

3. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2004. 874 с.

4. Васильев А. А. Муниципальное  управление: Курс лекций. Изд. 4-е,  испр. и доп.- Н. Новгород:, Издатель: Гладкова  О. В., 2004. 454 с.

5. Вобленко С. Ф. Основы местного самоуправления: Учебное пособие, Обнинск, 1997. 342 с.

6. Гаврилов А. И. Региональная  экономика и управление. М.: Наука, 2002. 564 с.

7. Полякова Н. Н. Анализ  влияния института муниципального  заказа на повышение конкурентоспособности  предприятий муниципального образования.  Оренбург, 2003. 453 с.

8. Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 7/8. С. 26 — 32.

9. Салов О. Уроки формирования  экономической базы местного  самоуправления // Федерализм. 2001. №  1. С. 127 — 148.

10. Тихомиров Ю. А. Муниципальное  право: Учебник. М.: Норма, 2003. 564 с.

11. Уткин Э.А., Денисов   А. Ф. Государственное и муниципальное  управление. М.: Ассоциация авторов  и издателей «Тандем». Издательство  «ЭКМОС», 2001 г. 304 с.

12. Широков А. Н. Местное  самоуправление в политической  системе современной России: особенности  и проблемы становления. Обнинск, 1997

13. Шугрина Е. С. Муниципальное право. Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1995. 453 с.


Информация о работе Муниципальное управление