Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание

Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.
Особая роль отводится в этом процессе методологии муниципального управления.
Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.

Содержание

Введение .....................................................................................3
1. Понятие и характеристика методов управления .............................5
2. Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления ....................................................10
3. Экономические методы муниципального управления .....................16
4. Социально-психологические методы муниципального управления ...22
Заключение .................................................................................26
Список использованной литературы ..................................................29

Работа состоит из  1 файл

муниципальное управление.docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

Административные методы предполагают организационное и  распорядительное воздействие.

Организационное воздействие  выражается в четком распределении  функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных  воздействий лежат: организационное  регламентирование и организационное  нормирование.

Организационное регламентирование  устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами  и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого  персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и  длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и  других расходов.

Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение  прав и обязанностей, организационные  структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения.

Распорядительное воздействие  осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание  всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более  совершенное состояние.

Административный метод  воздействия закрепляет юридическое  неравенство субъектов, право носителей  административной власти во внесудебном  порядке воздействовать на граждан  и организации. Но административно-правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администрирования  демократических начал.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. И властвующий уже не вправе делать то, «что левая нога захочет», выдавая свой каприз за государственную мудрость, а подвластному не нужно упрашивать «дать слово молвить». Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры деятельности и многое другое, административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

Применительно к практике деятельности муниципальных образований (например, по формированию и исполнению муниципального заказа), методы управления за расходованием средств местного бюджета через муниципальный  заказ условно можно разделить  на организационно-правовые и организационно-экономические.

Организационно-правовые методы — это прямые нормативно- распорядительные воздействия на субъекты муниципального заказа в форме постановлений (распоряжений) представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, решений конкурсной (котировочной комиссии) по вопросам формирования, размещения, исполнения, контроля муниципального заказа; установления правил, регулирующих процессы торгов (конкурсов), выработки стандартных процедур и правил управления муниципальным заказом.

Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым  объектам или лицам (решение представительного  органа власти, приказ, распоряжение главы  администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия  является приказ (распоряжение). Он обязывает  подчиненных (руководителей муниципальных  предприятий и организаций, а  также руководителей структурных  подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

К числу других методов  прямого административного воздействия  следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют  исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов  административного воздействия  относятся способы регулирования  деятельности работников посредством  введения определенных правил (нормативное  регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение  об отделах, комиссиях, управлениях  и т.д.).

По мере развития системы  местного самоуправления сфера действия прямых административных указаний сокращается  и расширяется воздействие косвенных  методов управления.

А. С. Гаврилов считает, что  деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными  или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих  права и ответственность подразделений  аппарата управления, отдельных работников.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия  руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные  положения, правила, нормативы и  другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем  организации производства, квалификацией  и культурой работников, принимающих  решения. Чем полнее представлены эти  параметры, тем меньше потребности  в административном вмешательстве.

В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление  о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.

3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Большую роль в повышении  эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом  хозрасчета, данная система способствует установ?лению непосредственной зависимости между уровнем эффектив?ности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощ?рения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется го?сударством для экономического воздействия на работу предприя?тия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода.

Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

Экономические методы управления главной своей задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии.

Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

? базируются на некоторых  общих правилах поведения, дающих  возможность маневрировать ресурсами,  тогда как административные характеризуются  конкретно-адресными заданиями,  ориентированными на достижение  целей управляемой системы путем  формирования ее четкой структуры,  создания условий для подготовки, принятия и реализации решений  (хотя некоторые общие правила,  касающиеся, например, методики разработки  бизнес-планов, режима работы и  другие, могут предусматриваться  директивными актами);

? оказывают на производителей  и потребителей косвенное воздействие,  посредством системы отношений  учитывают интересы коллектива  и отдельных работников (административные  методы по своей природе не  способны столь полно и непосредственно  ориентироваться на экономические  интересы объектов управления);

? непременно предполагают  самостоятельность предприятия  на всех уровнях при одновременном  возложении на него ответственности  за принимаемые решения и их  последствия (в отличие от административных  методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

? побуждают исполнителей  к подготовке альтернативных  решений и выбору из них  наиболее соответствующих интересам  коллектива (административные распоряжения  большей частью однозначны, требуют  обязательного, точного исполнения).

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании  экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

Использование системы экономических  методов на государственных и  муниципальных предприятиях даст должный  эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства  будет охватывать все звенья организационной  структуры управления, образуя замкнутую  систему с распределением материальной ответственности между всеми  ее звеньями.

Фонд материального поощрения  используется конкретно на выплату  премий и вознаграждений, для оплаты работникам оче?редных отпусков в части, соответствующей их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологи?ческим организациям для стимулирования решения сложных тех?нологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с це?лью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С сог?ласия трудового коллектива средства фонда материального поощ?рения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощ?рения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

Экономические методы стимулирования находят отражения в официальных документах муниципальных образований. Так, согласно п. 4 Положения «О материальном стимулировании муниципальных служащих города Орла», «Надбавка за особые условия замещения муниципальной должности устанавливается руководителем органа местного самоуправления дифференцированно в зависимости от личного вклада муниципального служащего».

На мой взгляд, не следует  механически переносить в муниципальную  службу методы организации и стимулирования, доказавшие эффективность в иных областях деятельности. Деятельность муниципальных служащих, призванных обеспечить исполнение функций государства  во благо общества и его членов, не может оцениваться исключительно  с позиций экономической эффективности. Это может быть высокозатратная деятельность (например, различные меры контроля и обеспечения безопасности), которые полностью оправдывают себя, если учесть возможный ущерб от катастроф. Поэтому ни в коей мере не отрицая необходимости поиска критериев и показателей эффективности деятельности муниципальных органов и муниципальных служащих, а также выработки методов экономического стимулирования достижения соответствующих показателей, следует подчеркнуть, что это лишь один из возможных путей повышения эффективности муниципальной службы. Причем далеко не самый действенный.

Информация о работе Муниципальное управление