Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса профессионального
набора и отбора персонала для организации в целом и на государственную
службу в частности.
Задачи, которые ставятся при написании курсовой работы:
1. Изучить источники привлечения персонала;
2. Проанализировать особенности профессионального
отбора на государственную службу в России;
3. Рассмотреть основные этапы построения системы отбора
кадров на государственную службу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНА 4
2. Источники привлечения персонала 4
3. Методы набора кадров 6
2.ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА.. 9
2.1. Принципы и критерии отбора 10
2. Процесс отбора персонала 12
3. Особенности профессионального отбора на государственную
службу в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
требования к надежности исполнения; типичные ошибки; частота стрессовых
ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости; требования к волевым
качествам; требование к коммуникативным свойствам.
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов,
анкетирования, анализа документации.
С помощью экспертов
предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника».
В нем перечисляются требования к способностям (психомоторным,
экономическим, техническим и прочим); чертам характера (принципиальности,
уступчивости, оптимизму, настойчивости); психическим характеристикам
(эмоциональности, возбудимости, темпераменту, внимательности, воображению);
знаниям, умениям, навыкам, квалификации; для руководителей дополнительно -
требования к способности принимать оперативные и нестандартные решения,
быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться
поставленных целей.
2.2. Процесс отбора персонала
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами,
производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и
составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с
требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение
кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе
отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить
требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется
резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа
(анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Недостатком первичного этапа является то, что с помощью оценки
документов можно получить ограниченное количество информации (8, стр.45).
Основными правилами
выбор наиболее подходящих для организации работников; обеспечение
превышения ожидаемого эффекта над затратами; сохранение стабильности
персонала и одновременно приток новых людей; улучшение морально-
психологического климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие
ошибки: недостаток
системности в организации
перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности
кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить;
ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств;
нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к
тестам; неточный учет отрицательной информации.
Предварительная отборочная
Работа на этой ступени может быть организована различными способами.
Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на
место работы. Специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с
ними беседу на общих правилах беседы, принятых в организации.
Кадровое собеседование является наиболее универсальным способом
оценки персонала. Среда, в которой ведется кадровое интервью, должна
совпадать со средой,
в которой человек будет
совместимость с будущими коллегами.
Собеседование могут
претендентов, претендента или группу претендентов могут интервьюировать
одновременно несколько человек. Результаты беседы с глазу на глаз могут
оказаться субъективными, а оценка ошибочной.
В ходе подготовки
следующее: какие личностные качества кандидата (знания, опыт, установки)
требуются для выполнения работы; с помощью, каких вопросов можно извлечь
необходимую информацию; кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров -
один или несколько человек, в какой форме проводится собеседование.
Лица, проводящие собеседование,
должны уметь формулировать
соответствии с целями беседы, правильно их ставить; приспосабливать свой
стиль к личности претендента и конкретным обстоятельствам; доброжелательно
слушать, предоставляя возможность демонстрировать себя собеседником,
резюмировать, принимать правильные решения; сохранять в тайне полученные
сведения; быть представительным, аккуратно и со вкусом одетым.
При проведении кадрового
условия для беседы.
Интервьюер должен знать
работы, должен уметь дать исчерпывающие ответы на вопросы претендента.
Необходимо предварительно определить общий характер беседы (формальный,
неформальный). Интервьюер должен создать непринужденную обстановку с целью,
чтобы претендент больше говорил сам.
Следует придерживаться следующих правил: не разговаривать с
кандидатами, не предложив им присесть; не демонстрировать занятость и не
делать в их присутствии других дел; проявлять дружелюбие, чаще упоминать
имя претендента; не показывать своего отношения к его личным документам;
обстоятельно отвечать на его вопросы; не спешить давать авансов на будущее;
скрывать свое настроение; изучать или угадывать психологическое состояние;
научится отказывать; соблюдать требования трудового законодательства.
Беседа может быть построена
по схеме (на основе
или полуформальных вопросов), а также без схемы. Результат схематической
беседы - это получение не полной информации. Для неформальной беседы
готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки. При
проведении такой беседы имеется опасность отклонения от темы и
непоследовательности (9, стр. 102).
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые
успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей
работе.
По ситуации - претенденту предлагается одна или несколько проблем. В
результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы
работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования
задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с
профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным
критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени.
Недостатком является -ограниченность оцениваемых качеств, необходимость
предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих
интервью.
На данном этапе выясняется образование претендента, производится
оценка его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого
заявитель направляется на следующую ступень отбора, на которой производится
заполнение бланка заявления и анкеты.
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора
претендентов. На этом этапе происходит отсев менее подходящих кандидатов,
определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на
основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить
необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для
увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты
включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в
следующую информацию: соответствие образования заявителя минимальным
квалификационным требованиям; соответствие практического опыта характеру
должности; наличие ограничения другого рода на выполнение должностных
обязанностей; готовность к принятию дополнительных нагрузок; круг лиц,
которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и
получении дополнительной информации.
Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить
личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе
кандидата в случае приема на работу. Часто анкеты содержат данные о
продолжительности отработанного времени у последнего работодателя,
продолжительности пропусков по причине болезни и т. д. В анкете
запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Собираются
общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах,
препятствующих работе. Эти данные перепроверяются и уточняются, а в
дальнейшем становятся предметом тщательного изучения при наведении справок
и собеседовании с претендентом. В анкете заполняются данные о недостатках
здоровья.
Степень детализации анкеты и конкретная форма могут быть разными. В
одном случае кадровые службы и руководители организаций полагаются в
большей мере на анкету, в другой уточняют нужные сведения в процессе
собеседования.
Беседа по найму
Следующим этапом отбора
Существует несколько видов
слабо-формализованные; выполняемые не по схеме (16, стр.228).
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме
вопросов и ответов. Распространенной ошибкой данного метода является
тенденция делать выводы о заявителе по первому впечатлению, с первых минут