Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Организационное поведение это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде.
Теории организационного поведения предлагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей в виде гипотез, истинность которых может быть проверена путем исследований. При этом данные могут быть получены различными методами: путем изучения фиксированной информации (документов и т.д.), опросов (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдений и экспериментов.
Введение
1. Национальный менталитет и организационное поведение
1.1. Особенности национального менталитета
1.2. Понятие и сущность организационного поведения
2. Анализ организационного поведения с учетом межнационального аспекта
3. Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы.
Национальную культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, принятых в стране и разделяемых большинством ее жителей. Национальная деловая культура включает нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет и является составной частью национальной культуры. Необходимо иметь в виду, что взаимодействие с международными партнерами -- это всегда столкновение национальных культур и деловых культур в частности.
Исследователи, изучающие поведение людей в различных национальных культурах, предложили около 30 параметров, которые позволяют выявить культурные различия и культурное сходство. Некоторые из них послужили основой при разработке моделей изучения культурных ценностей, влияющих на ОП и организационную культуру компаний в различных странах.
Такие параметры, как отношение к природе, ко времени, отношения между людьми (индивидуализм -- коллективизм, дистанция власти, соотношение мужественности -- женственности и др.), используются для сравнения в моделях межкультурных различий.
Отношение к формальностям.
В разных культурах по-разному
относятся к соблюдению формальностей,
связанных с ведением бизнеса, церемониями,
традициями, ритуалами. Например, переходить
к делу без соблюдения определенного
ритуала знакомства и предваряющей
беседы на отвлеченные темы для представителей
восточной и латиноамериканской
культур считается невежливым и
непрофессиональным. Американцы, напротив,
сразу переходят к делу. В японских
компаниях доминируют неформальные
отношения, многие вопросы решаются
в устной форме, так как степень
взаимной ответственности и
Россия известна деловому миру своим пренебрежением к формальностям и стремлением их обойти. Различное отношение к формальной стороне порождает проблемы в деловых связях, проведении переговоров, организации приемов, встреч с представителями других культур.
Религия. Во многих культурах религия является доминирующим фактором и способна оказать существенное влияние на характер и содержание деловых связей, график работы, внешний вид и этические установки работников компании.
Язык. Языки часто
образуют барьеры в деловом общении,
создают проблемы в коммуникациях,
деятельности компании в другой стране.
Известно много случаев безуспешных
попыток продать товар только
потому, что его название в восприятии
на чужом языке звучит неблагозвучно
или имеет искаженный смысл. Большие
сложности в общении могут
возникнуть, если зарубежные партнеры
используют речевые обороты, в которых
формальное значение слов не совпадает
или противоречит реально вкладываемому
смыслу. Поэтому точный профессиональный
перевод, хорошее знание иностранных
языков играют весьма важную роль в
международных связях. В ряде европейских
и азиатских стран говорят
на нескольких языках. В этом случае
один из них служит основой межкультурного
общения. Когда общение в
Социальное и
личное пространство. В некоторых
национальных культурах поощряется
использование социального
В национальной культуре
скандинавских стран, Северной Америки,
Центральной и Восточной
Попытка сократить
индивидуальную дистанцию по сравнению
с той, что принята в данной
стране, может подсознательно вызвать
внутреннюю негативную реакцию и
создать неудобство для партнера.
С другой стороны, если дистанция
значительно больше, то может возникнуть
ложное представление о том, что
партнер тем самым
Среди других факторов, которые необходимо учитывать в деловых отношениях между представителями разных культур, следует выделить средства невербальной коммуникации, они довольно часто являются причиной недопонимания и усложняют процесс общения. Мимика, жесты, взгляды, паузы, знаки приветствия, восклицания могут быть неправильно истолкованы или вызвать недоумение, так как имеют в чужой культуре другой, иногда противоположный смысл. Кроме того, нельзя забывать, что существуют различия в установленных нормах и правилах поведения, в использовании жестов и других знаков (пристальный взгляд, поцелуй и т.п.), принятых в конкретной стране в отношении мужчин и женщин.
Национальные особенности и культурные ценности могут быть выражены настолько сильно, что это позволяет говорить о соответствии той или иной модели организации определенной стране мира (например, американской, японской, немецкой модели). Основу таких моделей составляет уникальная организационная культура с ярко выраженными национальными чертами.
Работа за рубежом, ведение международного бизнеса требует от менеджеров как иностранных, так и российских компаний осознания существующих между ними культурных различий. В связи с радикальными изменениями экономических, политических, идеологических, социальных и других условий в России идет процесс формирования национальной деловой культуры, которая оказывает существенное влияние на организационную культуру. Лучшее понимание российской деловой культуры, ее национальных особенностей весьма полезно для работы в России международных компаний, создания совместных предприятий и развития других форм международной кооперации российских компаний с иностранными партнерами.
В связи с глобализацией международного бизнеса существенное внимание уделяется развитию у персонала многонациональных компаний навыков межкультурной восприимчивости и адаптивности. Разработаны специальные программы обучения, целью которых является знакомство с ценностями, взглядами, традициями, религией, нормами поведения, принятыми в разных культурах, сравнение культур с позитивной стороны, преодоление этноцентризма.
Для адаптации к многообразию национальных культур сотрудникам мультинациональных компаний необходимо развивать культурную эмпатию. Эмпатия культур означает знание культурных различий, их высокую оценку и использование в деловых отношениях. Признание вклада, который вносит каждая культура в деятельность компании, использование культурных отличий сотрудников для достижения общих целей создают такую атмосферу сотрудничества, в которой игнорируется национальность и акцентируется внимание исключительно на деловых качествах и способностях работников.
В компаниях, занимающихся международным бизнесом по всему миру, идет подготовка транскультурных менеджеров. В отличие от менеджеров-экспатриантов, они должны быть готовы к работе в нескольких разных культурах. Как правило, транскультурные менеджеры свободно владеют несколькими иностранными языками, имеют низкий уровень этноцентризма, высокие адаптивные способности и межкультурную восприимчивость. Изучение культурного разнообразия, уважение к представителям любой национальной культуры позволяет менеджерам отбирать самое ценное и налаживать межкультурное взаимодействие сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей, что способствует повышению эффективности деятельности компании.
Заключение
В условиях формирования
высокотехнологичных рыночных отношений
и развития частного предпринимательства
проблемы эффективного руководства
организацией встают перед руководителями
предприятий самого различного уровня
и масштаба. Спустя первое десятилетие
попыток построения капитализма
в условиях современной России, предприниматели
постепенно начинают понимать, что
ведение бизнеса невозможно без
учета человеческого фактора - залога
успеха для любой организации. Поэтому
проблемы подбора кадров тщательно
анализируются в настоящее
Многие иностранные фирмы и совместные предприятия, созданные в России в последние десять лет привнесли «моду» на постулирование определенных правил и ценностей, которых придерживается организация, на поддержание и культивирование своего духа и принципов существования как внутри организации, так и при ее взаимодействии с другими. Нуждавшиеся в работе и зарплате люди были готовы безоговорочно принимать любые условия со стороны руководства. Но в данный момент Россия постепенно приходит к определенной стабильности в области экономики, и вновь все внимание менеджеров обращается на реальных работников, исполнителей. Поэтому необходима срочная разработка своих собственных технологий управления современными российскими организациями, а не отдельных наборов общих рекомендаций частного характера из серии «как вести себя с подчиненными». Причем эти технологии должны опираться на реально существующие ментальные установки россиян, на сложившиеся стереотипы поведения и восприятия.
К настоящему моменту, практически бесспорным является тот факт, что создание, построение новой национальной идеи, модели, призванной сплотить общество, должно реализовываться обязательно на основе существующего в данный момент менталитета, с учетом тех стереотипов, ценностей и сверхценностей самосознания, которые выработались у русского народа за весь период его существования.
Для этого необходимо не только тщательно изучать и оценивать географические, исторические, психологические и религиозные, культурные аспекты формирования современного состояния ментальности россиян, но и отслеживать, как осуществляется взаимное воздействие ментальности и социокультурной сферы жизни общества. Важно выявлять, как возможно оказывать управленческое воздействие на различные каналы коммуникации в обществе, реализующие информационную функцию по передаче ментальных установок и стереотипов как между поколениями, так и внутри поколения работников данного этноса в конкретный исторический момент.
Повлиять на носителя
определенной ментальности можно через
различных «агентов»
Следовательно, проблемы
формирования организационной культуры
в условиях современной России актуальны
не только для предпринимателей и
руководителей, менеджеров старшего и
среднего звена и специалистов по
персоналу. Поскольку через
Степень разработанности
проблемы может оцениваться с
нескольких сторон. Проблемы эффективного
руководства организационной
С одной стороны,
в последние годы в России активно
издаются монографии и статьи теоретического
характера зарубежных авторов и
российских исследователей и ученых,
посвященные управлению предприятием,
различным проблемам и аспектам
организационной культуры. С другой
стороны, в настоящее время интерес
исследователей, обращенный в сферу
национального менталитета, мало реализуется
в социологических и социально-
Несмотря на обилие изданий и публикаций как теоретического характера, так и практической направленности, в данный момент еще только разрабатываются модели организационной культуры, которые отвечают современному уровню развития менеджмента, запросам нового времени и при этом соответствуют ментальное современного российского человека, учитывают требования и специфику ведения бизнеса в России.
Список литературы
1. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.: Дело, 2001.
2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Флинта, 2000.
3. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003.
4. Как западная система меняет человека// Компания: Деловой еженедельник, 20 24 мая 2004.
5. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. Ростов н/Д.: ОАО Ростиздат, 2001.
6. Карнеги Д.
Как завоевать друзей и
7. Красовский Ю.Д. - Организационное поведение . Учебник. - М., Новая школа, 2001
8. Кузнецов И.Н. Корпоративная этика: Учеб. пособие М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.
9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2001.
10. Митин А.Н. Культура управления. Новосибирск: Дикси, 2001.
11. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной среде: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000.
12. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Проспект, 1999.
13. Сербиновский Б.Ю., Кракашова О.А. Организационная культура: структура понятия и подход к измерению и моделированию. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
Информация о работе Национальный менталитет и организационное поведение