Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:19, контрольная работа

Описание

К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры. Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

Содержание

Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса
Франчайзинг
Ситуация:
Не каждый человек может управлять малым предприятием. Не каждый предприниматель готов потерять деньги, вложенные в малый бизнес. Почему люди становятся предпринимателями? Наиболее важные побуждения. Нарисуйте социальный портрет современного российского предпринимателя
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

конт. управление малым бизнесом готовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Ассоциации предприятий  малого бизнеса представляют собой  совокупность юридически независимых  малых фирм, объединенных для осуществления  предпринимательской деятельности на определенной территории. Эти ассоциации создаются при поддержке местных органов власти и координируют деятельность малых предпринимательских структур. Они проводят техническую и финансовую работу по поддержке предпринимательства на территории конкретного города, района и т.д.

Основными функциями ассоциаций малого бизнеса являются-привлечение финансовых ресурсов в сферу малого бизнеса с использованием льготных инвестиционных кредитов; создание консалтинговой, юридической и аудиторских фирм в рамках ассоциации для обеспечения правовой защиты и оказания методической помощи малых фирмам; организация информационного центра по направлениям бизнеса фирм-членов ассоциации; содействие фирмам-членам ассоциации при проведении маркетинговых исследований рынка по направлениям бизнеса; оказание образовательных услуг фирмам-членам ассоциации; обеспечение развития малого бизнеса по приоритетным направлениям на данной территории.

Таким образом, малые  фирмы, вступая в ассоциации, имеют  целевую направленную поддержку, и, находясь в сообществе предпринимателей, имеют возможность быстрее набираться опыта и активно развивать свой бизнес.

Потребности малых предприятий  делают необходимым развитие комплексных  схем финансово-имущественной поддержки. Создание системы интегральной финансово-имущественной  поддержки малого бизнеса предусматривает организацию сети бизнес-центров, бизнес-школ, бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных зон малого бизнеса, которые смогут удовлетворить потребности начинающих предпринимателей и помочь функционирующим малым предприятиям расширить свой бизнес.

Развитие системы интегральной поддержки инновационного предпринимательства  может осуществляться через создание инновационных центров, центров  коммерциализации технологий. Они могут  предоставлять комплексные услуги создаваемым и развивающимися инновационным малым предприятиям, в том числе инвестиционной поддержкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Франчайзинг

 Франчайзинг –  система передачи или продаж  лицензий на технологию или  товарный знак.

 Международная ассоциация  франчайзинга IFA определяет франчайзинг  как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзинга.

 Франчайзинг предоставляет  широкие возможности для развития  структуры отношений в целом,  интеграции крупного, среднего и  малого бизнеса, продвижения организаций-производителей  и отечественных товаров на  внутреннем и международном рынке,  придания «фирменности» российским товарам и организациям, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для формирования приверженности населения российскому производителю, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.

 По своей сущности  франчайзинг представляет собой  систему взаимоотношений, заключающуюся  в возмездной передаче одной  стороной (фирмой, имеющей, как правило,  ярко выраженный имидж и высокую  репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.

 Франчайзером в терминологии российского права является владелец прав, т.е. правообладатель. Франчайзи-юридическое или физическое лицо, которому эти права передаются на определенных условиях, в нашей терминологии - пользователь.

 Правообладатель имеет  право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре, лицо, наделенное правом дальнейшей передачи - субфранчайзер, т.е. первый пользователь, лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав - второй пользователь.

 Использование передаваемых  франчайзером прав не лишает  франчайзи юридической самостоятельности,  однако в целях сохранения  своей репутации франчайзер наделяется  контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности.

 Таким образом,  франчайзинг представляет собой  систему взаимовыгодных партнерских  отношений, которая соединяет  в себе элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных отношений независимых хозяйствующих субъектов.

 Виды франчайзинга.

 Существует несколько  разновидностей франчайзинга, классифицируемых  по двум критериям:

1. В каком виде франчайзер предоставляет франчайзи товар для реализации:

- товарный франчайзинг  заключается в покупке прав  на продажу товаров с торговой  маркой головной компании. Франчайзи  закупает у франчайзера товар  и реализует в розницу;

- производственный франчайзинг предполагает продажу франчайзи права на производство и сбыт товара с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании;

- деловой франчайзинг  подразумевает продажу права  на организацию малой фирмы,  которая будет носить название материнской корпорации и изберет тот же профиль деятельности. Продажа франшизы на вид деятельности наиболее популярна сегодня, так как позволяет вместе с товаром продавать и определенный набор услуг;

          Каким образом строятся отношения франчайзера и франчайзи:

- классическая модель  состоит в следующем: франчайзи  напрямую заключает с франчайзером  договор на поставку его товаров  или оказание услуг в обмен  на обязательство выплатить первоначальный  взнос, а затем вносить определенные  суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). При этом все франчайзи равны между собой, обладают одинаковыми правами;

- региональный франчайзинг  – здесь промежуточным звеном  становится главный франчайзи,  который выступает в роли официального  представителя франчайзера в  регионе. Эта схема чаще всего  находит применение в том случае, когда франчайзер решает освоить  новый региональный рынок, но не располагает ни финансовыми, ни кадровыми ресурсами для стремительного наступления.

 Главный франчайзи  получает право не только подбирать  новых франчайзи в своем регионе,  но и обеспечивать первоначальное  обучение кадров, а также предоставлять прочие услуги, которые прежде брал на себя франчайзер;

- субфранчайзинг –  здесь промежуточным звеном служит  субфранчайзер, который, подобно  главному франчайзи, осваивает  региональный рынок, привлекает  франчайзи, организует обучение  кадров. Разница только в том, что франчайзи работают напрямую с субфранчайзером на долгосрочной основе, почти не вступая в контакты с материнской компанией;

- развивающийся франчайзинг  – здесь роль посредника исполняет  лицо или группа инвесторов, которым  материнская фирма уступила исключительные права на освоение региона. Посредник может самостоятельно держать франшизы или привлекать франчайзи, лишь бы исполнялось оговоренное франшизой обязательство открыть определенное количество торговых или сервисных точек на данной территории в определенный срок.

                         Правовое регулирование франчайзинга.

 Для применения  франчайзинга в России существуют  в настоящее время определенные  предпосылки: 

- во-первых, это обусловленная  необходимость продвижения на  российском и международном рынках отечественных производителей;

- во-вторых, это формирование  малого предпринимательства, субъектам  которого необходима сегодня  поддержка не только и не  столько материальная, сколько поддержка  в организации самого бизнеса,  информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;

- в-третьих, это необходимость  формирования и отработки системы  управления качеством на всей  цепи взаимосвязанных циклов  «производитель-потребитель»;

- в-четвертых, это  система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга. Хотя последнее требует определенной доработки, чтобы механизм франчайзинга мог нормально реализоваться.

 В сегодняшней практике  достаточно часто происходит  смешение договора франчайзинга  с лицензионным договором. Основные отличия этих договоров заключаются в следующем:

- лицензионный договор  предусматривает использование  прав на отдельные объекты  интеллектуальной собственности,  по договору франчайзинга комплекс  передаваемых прав не ограничен;

- лицензионный договор  имеет более узкую направленность  и не обязывает участников  работать в одной системе, условия  договора франчайзинга исходят  из единой для сторон целевой  установки развития и расширения  системы в общем. Условия лицензионного  договора являются лишь частью договора франчайзинга;

- изменение правовых  положений не является основанием  для расторжения договора франчайзинга  в полном объеме и действие  прекращают лишь те позиции,  которые относятся к прекратившему  действие праву, что не происходит при лицензионном договоре.

 Определение договора  коммерческой концессии, содержащееся  в статье 1027, в целом соответствует  пониманию франчайзинга, сложившемуся  в мировой практике. Круг лиц,  которые могут выступать в  качестве правообладателя и пользователя, ограничен. В него входят исключительно коммерческие организации и граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Право заключить договор возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

 Договор предусматривает,  что комплекс исключительных  прав, составляющий предмет договора, должен включать право на фирменное  наименование и (или) коммерческое  обозначение, а также право  на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю и других исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Существенный признак франчайзинга - постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателем пользователю, - рассматривается в ГК как диспозитивный (см. п. 2 ст. 1031). Предусматривается лишь своего рода обязательный вводный инструктаж, который правообладатель должен провести с пользователем и его работниками (п. 1 ст. 1031). Такое решение позволит включить в сферу применения норм о коммерческой концессии различные договоры.

 Существенным условием  договора коммерческой концессии  является вознаграждение (роялти), выплачиваемое  пользователем правообладателю.  Порядок выплаты вознаграждения  изложен в Гражданском кодексе (ст.1027 ГК РФ). Закон предполагает фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки или наценку на оптовую цену товаров, которыми правообладатель (франшизодатель) снабжает франшизное предприятие (ст.1030 ГК РФ).

 На практике вознаграждение  чаще всего состоит из двух  частей: своеобразной «входной платы»  за присоединение к фирменной  сети правообладателя и последующих  периодических платежей, определяемых  по твердой шкале или в процентах  от выручки.

 Статьей 1033 предусмотрены два вида ограничительных условий:

1. условия, предоставляющие  правообладателю право определять  цену, по которой пользователь  реализует товары, работы или  услуги, либо устанавливать верхний  или нижний предел цены;

2. условия, предоставляющие  пользователю право реализовывать товары (работы, услуги) исключительно лицам определенной категории (например, только членам профсоюза) либо исключительно лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определенной территории.

 ГК в статье 1034 предусматривает хотя бы для некоторых случаев ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю третьими лицами. Имеются в виду требования, связанные с качеством товаров (продукции, работ, услуг). По общему правилу, правообладатель несет по таким требованиям субсидиарную ответственность. Однако в случае производственного франчайзинга правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

 Статья 1035 предусматривает  право пользователя по срочному  договору коммерческой концессии  на заключение договора на новый срок.

Информация о работе Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса