Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении некоммерческой организации с точки зрения институционализма.
Для её достижения были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить характерные черты некоммерческого сектора.
2. Дана характеристика некоммерческих организаций (НКО) на основе признаков деятельности.
3. Выявлена необходимость обоснования методического подхода для классификации НКО.
4. Обоснована применимость институционального подхода для анализа некоммерческого сектора.
5. Определены институциональные признаки некоммерческого сектора.
6. Дана классификация НКО с позиции институционализма.

Содержание

Введение
1. Особенности некоммерческих отношений
1.1 Сущность некоммерческого сектора
1.2 Типология некоммерческих организаций
2. Некоммерческий сектор с позиции институционализма
2.1 Определение экономика как институт
2.2 Институциональные признаки НКО
2.2.1 Норма поведения
2.2.2 Стереотипы мышления
2.2.3 Формальное принуждение
2.3 Классификация некоммерческих организаций
Заключение
Источники

Работа состоит из  1 файл

некоммер орг. 1.docx

— 56.01 Кб (Скачать документ)

 Содержание

Введение

1. Особенности некоммерческих  отношений

1.1 Сущность некоммерческого  сектора

1.2 Типология некоммерческих  организаций

2. Некоммерческий сектор  с позиции институционализма

2.1 Определение экономика  как институт

2.2 Институциональные признаки  НКО

2.2.1 Норма поведения

2.2.2 Стереотипы мышления

2.2.3 Формальное принуждение

2.3 Классификация некоммерческих  организаций

Заключение

Источники

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В современной экономики нашей страны можно выделить три сектора - коммерческий, государственный и общественный (или некоммерческий).

     Каждый из них представляет большой интерес для  исследования. Однако общественный сектор исследован наименьше всего. Несмотря на то, что он является основой гражданского общества, в нём реализуется право граждан на объединение для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Цель данной работы состоит в рассмотрении некоммерческой организации с точки зрения институционализма.

Для её достижения были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определить характерные черты некоммерческого сектора.

2. Дана характеристика некоммерческих организаций (НКО) на основе признаков деятельности.

3. Выявлена необходимость  обоснования методического подхода для классификации НКО.

4. Обоснована применимость  институционального подхода для  анализа некоммерческого сектора.

5. Определены институциональные  признаки некоммерческого сектора.

6. Дана классификация  НКО с позиции институционализма.

К результатам работы можно отнести следующее:

1. Предложен вариант классификации  некоммерческих организаций,

2. Дано обоснование понятия  «социально-ориентированная НКО».

     Институциональный подход позволит включить в предмет исследования нормы и традиции некоммерческих взаимоотношений в России, которые выступают не только в качестве ограничителей поведения индивидуумов, но и являются инструментом побуждения экономических субъектов действовать в соответствии с определёнными правилами, нормами поведения и предоставляемыми правами. Развитие институционализма в российской экономической науке было непосредственно связано с освоением зарубежных концепций, которые затем адаптировались отечественными учеными для анализа экономики России. В этом ряду можно отметить работы В. Макарова, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева, В. Тамбовцева, А. Шаститко и др. российских ученых.

      Классификация же некоммерческих организаций по различным признакам позволит глубже раскрыть содержание, назначение и роль этих общественных структур, выявить приоритеты деятельности государства, бизнес-сообщества, профессиональных союзов и граждан по поддержке и повышению эффективности деятельности НКО, найти решения проблем стабилизации и устойчивого развития сообщества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  некоммерческих отношений

1.1 Сущность некоммерческого сектора

     В отечественное экономической литературе зачастую не разделяются понятия общественный и некоммерческий сектор. Это приводит к переносу отличительных признаков одних на характеристику других, что в итоге усложняет классификацию и тех и других. Рассмотрим их в отдельности и попробуем указать их родовые различия.

      Основой общественного сектора являются общественные объединения - объединения граждан для защиты общих интересов и достижения общих целей. Выделение общественных объединений в отдельный сектор возможно на том основании, что:

1) Создаваемые гражданами  общественные объединения свободный от коммерческих организаций, так как не могут ставить своей целью извлечение прибыли и её распределение среди членов объединения;

2) Создаваемые гражданами  общественные объединения также  свободны от государства, так  как могут проходить государственную  регистрацию и приобретать права  юридического лица либо функционировать  без оного.

     Общественные объединения создаются как непосредственно гражданами, так и их общественными организациями - юридическими лицами и распространяют свою деятельность на определённую категорию граждан либо на неограниченный круг лиц. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе непосредственно граждан или юридических лиц - общественных объединений, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

     Общий признак общественных объединений является отсутствие членства (за исключением общественной организации). Данная характеристика является следствием построения гражданского общества в России. Гражданское общество подразумевает свободу личности от общества, которое, в силу эффекта роевого интеллекта, принуждает индивида к некоему усреднённому поведению. В свою очередь общественные объединения свободны от государства (так как не подлежат государственной регистрации) и бизнеса (в силу распределительного, а не обменного характера функционирования).

    Следующий общий признак - цель деятельности. Она указана для каждой формы общественного объединения. Сравнивая цели разных общественных объединений, можно сгруппировать их по трём направлениям:

1. Защита общих интересов  и достижение общественно полезной  цели,

2. Совместное решение  социальных проблем,

3. Оказание услуг, отвечающих  интересам учредителей.

С позиции благополучателя выделяются две группы:

- достижение общественно  полезной цели,

- и достижение целей  членов.

    Однако ни одна из перечисленных характеристик не даёт однородной обособленно группировки форм общественного объединения для исследования. Более того, эти характеристики не отделяют их от некоммерческих организаций.

     В целом, как ключевую особенность общественных объединений можно принять то, что их учредителями выступают исключительно граждане и их объединения.

     Некоммерческие организации же создаются в целях достижения общественных благ, помощи в социально значимых сферах и координации деятельности. Учредителями некоммерческой организации могут являться и граждане, и коммерческие структуры, и государственные или муниципальные органы. То есть включение бизнеса и государства в некоммерческие отношения происходит путём создания некоммерческих организаций (НКО).

     НКО имеет членство и стремиться к достижению целей своих членов или учреждается без членства и распространяет свою деятельность на определённую категорию лиц.

     Отличительной чертой некоммерческих организаций является ограничение права ведения предпринимательской деятельности достижением уставной цели и запрет на распределение полученной прибыли между участниками. Но в силу естественных процессов в развитии организационно-правовых форм в определённой ситуации это правило некоммерческих   организаций нарушается.

     Таким образом, некоммерческую организацию можно охарактеризовать как юридическое лицо, учреждённое гражданами, бизнесом или государством в целях удовлетворения потребностей учредителей и(или) помощи в осуществлении их деятельности, способное извлечь прибыль из своей деятельности, но обязанное направить её на собственное развитие.

      Для целей нашего исследования примем следующие уточнения:

1. Общественные объединения создают одну из сфер общества, в которой определяются взаимоотношения между гражданами,

2. Некоммерческие организации  создают один из секторов экономики,  в котором осуществляется координация  деятельности других субъектов  экономики и удовлетворяются их нематериальный потребности.

     Нельзя сказать, что между ними лежит непреодолимая пропасть. Современный общественный сектор- это важный фактор социальной и политической стабильности, улучшения качества жизни, и, в конечном счёте, последовательного развития страны. Некоммерческий сектор является одним из направлением развития общественного сектора. Он предоставляет возможность бизнесу и государству принять участие в некоммерческих отношениях.

     Таким образом, сущностной характеристикой некоммерческого сектора является деятельность субъектов экономики и их объединений через учреждённые юридические лица, способствующая достижению цели учредителя и общественно значимых целей. Такая деятельность может осуществляться как на добровольческих началах, так и на основе платности; полученная прибыль должна реинвестироваться. Результаты деятельности имеют как материальный, так и нематериальный характер; их применения носит добровольный характер. Поэтому данный сектор экономики называют некоммерческим и негосударственным.

1.2 Типология некоммерческих  организаций

 Рассмотрим, по каким основаниям сегодня разделяют НКО.

     Прежде всего определим круг типологизируемых НКО. В него мы включаем помимо перечисленных в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм, такие формы некоммерческого объединения физических и юридических лиц, и их объединений, как палата, гильдия, профсоюз, лига, агентство, бюро и коллегия.

     Наиболее общее основание - направленность цели деятельности. То есть разделение получателей выгоды от деятельности НКО (бенефициаров) на членов организации и общество в целом. Так различают НКО, в первую очередь удовлетворяющих членов организации, и остальные организации в равной степени стремятся удовлетворить потребности каждого бенефициара.

     Следующим существенным различием - характер деятельности, можно обозначить как деятельность по улучшению благосостояния, деятельность по организации взаимоотношений и деятельность по поводу удовлетворения потребностей.

     Также НКО можно разделить по учредителям. Одних могут учреждать только граждане и их объединения, других - государство и местное самоуправление, третьих - юридические лица и их объединения, четвёртых - каждый из выше перечисленных.

     Основой взаимодействия НКО является общность интересов (в т.ч. кровнородственные или соседско-территориальные) или имущественные взносы. Для некоторых форм законодательно она не указана. Однако если соотнести основу взаимодействия и характер деятельности у тех форм, у которых они указаны, то видно, что имущественные взносы характерны для тех, кто занимается производством и перераспределением имущества и денежных средств.

      Последнее основание - это наличие членства. Оно напрямую соотносится с направленностью деятельности. Так если деятельность направлена на саму организацию, то она имеет членство; в противном случае нет. Хотя для некоторых форм не указано отношение к членству, считаем, что это допустимо.

     Анализировать некоммерческие организации будем с позиции институционализма, конкретно теории агентских отношений.

 

2. Некоммерческий  сектор с позиции институционализма

2.1 Определение экономика как институт

 Определим, что мы понимаем под институтом.

     Совокупность правил упорядочивает взаимодействие между людьми, позволяет разрешить возникающие в мире ограниченных ресурсов распределительные конфликты. Выполняя данную функцию, институты определяют результаты функционирования и траекторию развития экономики. Эти идеи заложены в основополагающих для новой институциональной экономической теории работах Рональда Коуза, Дагласа Норта и Оливера Уильямсона.

     Трактовка института как нормы сегодня доминирует в экономической литературе. Классическим стало определение Нобелевского лауреата Д.Норта: “Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми”. Это определение перекликается с трактовкой Т.Парсонса: институты - “всеобщие модели норм, которые очерчивают категории предписанного, разрешенного и запрещенного поведения в социальных отношениях, для людей в их взаимодействии с друг другом как членов общества и его различных подсистем и групп”. "Я полагаю, - пишет К.Роуз, - что вы можете больше узнать, как работает экономическая система, читая книги по праву и рассматривая конкретные ситуации, чем изучая экономические работы, потому что вы получаете описание реальной деловой практики, которую трудно объяснить".

    Дуглас  Норт также определяет институты как «структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя таким образом стимулы и ограничения, очерчивающие границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени», «созданные человеком ограничения, структурирующие политические, экономические и социальные отношения». .

Т. Веблен, У. Митчел, В. Нил, Д. Фостер рассматривали институт как правила, стандарты поведения (рутин и хебитусов), стериотипов мышления в обществе различных социальных групп. В институциональной теории термин «рутина» (routina) используется применительно к организации фирме для обозначения нормальных и предсказуемых образцов поведения. Термин «хебитус» (hebitus) обозначает совокупность форм поведения индивида, закреплённых в виде привычек, претерпевающих изменения в процессе социализации.

Информация о работе Некоммерческие организации