Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении некоммерческой организации с точки зрения институционализма.
Для её достижения были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить характерные черты некоммерческого сектора.
2. Дана характеристика некоммерческих организаций (НКО) на основе признаков деятельности.
3. Выявлена необходимость обоснования методического подхода для классификации НКО.
4. Обоснована применимость институционального подхода для анализа некоммерческого сектора.
5. Определены институциональные признаки некоммерческого сектора.
6. Дана классификация НКО с позиции институционализма.
Введение
1. Особенности некоммерческих отношений
1.1 Сущность некоммерческого сектора
1.2 Типология некоммерческих организаций
2. Некоммерческий сектор с позиции институционализма
2.1 Определение экономика как институт
2.2 Институциональные признаки НКО
2.2.1 Норма поведения
2.2.2 Стереотипы мышления
2.2.3 Формальное принуждение
2.3 Классификация некоммерческих организаций
Заключение
Источники
она обязана представить в уполномоченный орган:
- отчет о своей деятельности,
- сведения о персональном составе руководящих органов,
- документы о расходовании
денежных средств и об
А с этого года ещё и размещать эти сведения на сайте Минюста России или его территориальных органов, на сайте некоммерческой организации или на иных сайтах в сети Интернет . Однако это позволяет сделать деятельность НКО открытой для общественно контроля и может использоваться самими НКО для продвижения целей и задач организации, а также привлечения новых членов и жертвователей. Которых в первую очередь интересует целевое расходование их средств, что порождает определённые требования к организации внутреннего контроля.
Государственный контроль соответствия реального положения дел представленным отчётам проводит Юстиция на основе положения Административного регламента от 31 марта 2009г., который был указан выше. При этом периодичность проведения проверок некоммерческих организаций, установленная данным Административным регламентом, соответствует положениям Федерального закона N 294-ФЗ и составляет 3 года.
Эти требования завершают систему «перекрёстного контроля», архитектуру которой можно представить следующим образом:
Такая система позволяет
объединить различных контролёров
в единый инструмент контроля. Обогатить
его методами как финансового, так
и не финансового анализа
Формальное (законодательное) принуждение к уважению чужих интересов выражено в России не прямым давлением государственных органов, а такой системой взаимоотношений государства, общества и НКО, в которой последние имеют возможность с различных позиций доказать необходимость своей деятельности.
Рассмотрев все признаки НКО-сектора как институт, мы убедились в обоснованности такого подхода. Однако эти признаки не дают главного ответа институционализма, который и определил ценность институционализма для экономической теории: что является причиной закрепления института организацией. Зона европейского высшего образования (Болонская группа) по этим признакам -- организация принуждения, а Фонд дикой природы становится совершенно абстрактной нормой поведения. По институционализму, организация появляется в точке наивысшей транзакционной издержки. Несомненно, издержки по сохранению уссурийских тигров высоки, но они появляются только, если этим заниматься. Другими словами, создание части НКО не обусловлено только транзакционными издержками. Что это? Пока нет ответа.
2.3 Классификация некоммерческих организаций
Институты возникают на базе человеческих инстинктов и удовлетворения его потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей возникают определенные модели поведения, которые приобретают самоподдерживающий характер и по принципу обратной связи формируют стереотипы мышления и соответственно поведения .
Мы полагаем, что каждый мегаинститут предназначен для удовлетворения определённого уровня потребностей. Бизнес предлагает удовлетворение физиологических потребностей и средства для выражения нашей личности. Государство гарантирует сохранность существующего порядка и взаимоотношений в обществе. Некоммерческий сектор (обозначенный как НКО) удовлетворяет личностные и филантропические потребности и регулирует объем предыдущих потребностей. Все потребности можно свести в одну классификацию и задать иерархическую связь между ними.
Повседневная жизнь любого человека представляет собой непрерывный процесс удовлетворения разнообразных потребностей. Все потребности человека в самом общем виде можно разделить на три основные категорий:
1) прежде всего - это
основные физиологические
2) далее - это потребности социальные (образование, работа, семья, общение и др.),
3) и наконец, наиболее
высокий уровень потребностей
человека связан с его
Идея отбора потребностей и их построения в порядке появления в онтогенезе развивалась постепенно и различными авторами, начиная с середины XIX века. Наиболее ёмкой считается классификация потребностей Абрахама Маслоу .
Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов.
Таким образом, соответствие между мегаинститутами и уровнями потребностей будет следующей:
Так как на периферии одного мегаинститута усиливается влияние другого, организация как часть мегаинститута (элемент институционального комплекса) начинает стремиться к удовлетворению потребности, несвойственной данному мегаинституту. Например, потребительский кооператив, являясь НКО, стремиться удовлетворить финансовые потребности своих членов, что соответствует уровню бизнеса, а товарищество собственников жилья -- потребности в безопасности сосуществования, что является уровнем государства. В силу этого отдельные организационные формы признаются частью другого мегаинститута. Это можно обозначить как ориентация на иной мегаинститут и выделить:
1) бизенс-ориентированные формы,
2) государство-ориентированные формы,
3) социально-ориентированные формы.
Думается, что это характерно для любого мегаинститута в силу их взаимовлияния и взаимопроникновения. Что выражается в «дрейфе» форм организации границах мегаинститутов происходит.
Для каждого мегаинститута существует свой ключевой признак. Так для бизнеса - это обмен, для социума - распределение, а для государства - выравнивание. Этот признак выражается по разному. Такое выражение мы определяем как «характер деятельности»: производство, социальная программа, самоорганизация. По мере развития мегаинститута влияния ключевого признака мегаинститута ослабевает, и на границе формируются новые, смешанные формы организации: кооператив, община, госкомпания и госкорпорация.
Исходя из этой предпосылки, можно найти соответствие между потребностями и целями создания НКО , что доказывает взаимовлияние и взаимопроникновение мегаинститутов.
Кроме ориентированности к базовым признакам НКО мы относим:
1. Характер деятельности,
2. Основа деятельности,
3. Учредители,
4. Благополучатели,
5. Членство.
В сумме они позволяют определить не пересекающиеся группы однородных НКО. Другими словами, комбинацию этих признаков невозможно выразить соотношением как все-со-всеми.
Каждый критерий является следствием предыдущего критерия. Характер деятельности определяет, какая форма проявления ключевого признака закреплена данной классификационной ветви, что отмечает Кирдина определении соотношения между институтом и организацией. Далее любая деятельность нуждается, если так можно выразиться, в стартовом капитале -- что станет основой объединения ресурсов. Поэтому следующий признак -- основа деятельности. Капитал может создаваться как самим обществом, так и суперинститутами, что определяет следующий признак -- учредители. Кроме основы деятельность имеет и результат. Разные НКО распределяют его по разному. Следовательно важно отметить благополучателей. Благополучателем может быть как сама НКО, так и общество в целом. Поэтому последний признак, который мы выделим, является членство в данной НКО.
Классификация по таким основания позволяет обосновать применимость термина «социально-ориентированная», введённого в ФЗ-7 в 2010 году.
Заключение
Исследование
показало, что сущностной характеристикой
некоммерческого сектора является деятельность
субъектов экономики и их объединений
через учреждённые юридические лица, способствующая
достижению цели учредителя и общественно
значимых целей. Такая деятельность может
осуществляться как на добровольческих
началах, так и на основе платности; полученная
прибыль должна реинвестироваться.
В 2010 году был выделен такой признак некоммерческой организации как социально-ориентированные. Его можно интерпретировать как направленность деятельности (конкретно деятельность, ориентированная на социум), однако нам представляется, что социум и общество - понятия не равнозначные. Мы рассматриваем общество в маржиналистском понимании как система взаимодействий индивидов по поводу наилучшего удовлетворения потребностей каждого. В этих целях ориентироваться можно:
- на социум,
- на бизнес,
- на государство.
Этот подход мы и положим в основу нашей классификации.
Анализировать некоммерческие организации будем с позиции институционализма, конкретно теории агентских отношений.
В работах ведущих институционалистов вполне доказано, что экономика есть институт общества, так как она [экономика] представляет совокупность отношений по поводу удовлетворения потребностей индивида по средством обмена, закрепленная в сознании религиозными ценностями, идеями гуманизма и регулируемая сферами общества.
Каждый сектор экономики тоже состоит из институтов, в следствии чего предлагаем задать градацию институциональных образований:
экономика - суперинститут,
сектор экономики - мегаинститут,
отношения внутри сектора - институт.
Каждый институт может быть описан тремя характеристиками: стандарты поведения, стереотипы мышления и формальное принуждение.
Базовая норма поведения, которая выражена в НКО, - нисходящее перераспределение национального дохода в пользу нижних слоёв общества. Она закреплена такими формами некоммерческой организации, как благотворительный фонд, религиозная организация.
Стереотипы мышления дают ответ, как рождается социум. Соборность и коллективизм, так характерных для россиян, дают почву для повсеместного развития благотворительности и меценатства, помощи нуждающимся и ближним в решении общих социальных проблем.
Формальное (законодательное) принуждение к уважению чужих интересов выражено в России не прямым давлением государственных органов, а такой системой взаимоотношений государства, общества и НКО, в которой последние имеют возможность с различных позиций доказать необходимость своей деятельности.
Рассмотрев все признаки НКО-сектора как институт, мы убедились в обоснованности такого подхода. Однако эти признаки не дают главного ответа институционализма, который и определил ценность институционализма для экономической теории: что является причиной закрепления института организацией. Зона европейского высшего образования (Болонская группа) по этим признакам - организация принуждения, а Фонд дикой природы становится совершенно абстрактной нормой поведения. По институционализму, организация появляется в точке наивысшей транзакционной издержки. Несомненно, издержки по сохранению уссурийских тигров высоки, но они появляются только, если этим заниматься. Другими словами, создание части НКО не обусловлено только транзакционными издержками. Что это? Пока нет ответа.
Источники
1. Федеральный
закон "Об общественных
2. Федеральный
закон "О некоммерческих
3. Правительства РФ от
15 апреля 2006г. №212 «О мерах по
реализации отдельных
4. Приказ Министерства
Юстиции РФ от 7 октября 2010 г. N
252 «О порядке размещения в
сети Интернет отчётов о
5. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. Акад. Д. С. Львова. -- М.: ИНФРА-М, 2001. -- 318 с. -- (Серия «Высшее образование»)
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. -- М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. -- 180 с. -- (Современная институционально-эволюционная теория)
7. Теория права и государства.
Проблемы теории права и
8. Чернов И.А., III, (1967), 54-55; 3.5.
9. Четвертаков С. А.
Иерархия потребностей по
10. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. -- 591 с.
11. Алгоритм роя частиц
// http://habrahabr.ru/blogs/