Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении некоммерческой организации с точки зрения институционализма.
Для её достижения были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить характерные черты некоммерческого сектора.
2. Дана характеристика некоммерческих организаций (НКО) на основе признаков деятельности.
3. Выявлена необходимость обоснования методического подхода для классификации НКО.
4. Обоснована применимость институционального подхода для анализа некоммерческого сектора.
5. Определены институциональные признаки некоммерческого сектора.
6. Дана классификация НКО с позиции институционализма.
Введение
1. Особенности некоммерческих отношений
1.1 Сущность некоммерческого сектора
1.2 Типология некоммерческих организаций
2. Некоммерческий сектор с позиции институционализма
2.1 Определение экономика как институт
2.2 Институциональные признаки НКО
2.2.1 Норма поведения
2.2.2 Стереотипы мышления
2.2.3 Формальное принуждение
2.3 Классификация некоммерческих организаций
Заключение
Источники
Суммируя различные взгляды, можно сказать, что институт может быть выражен как совокупность следующих элементов:
- нормы поведения,
- механизм соблюдения правил.
Механизм соблюдения правил включает в себя две составляющие:
- стереотипы мышления,
- формальные правила.
Таким образом, институт - самовоспроизводящиеся способы индивида достигать цель, разделяемые большинством и регулируемые обществом по средством стереотипичности мышления и/или формального принуждения.
Современная институциональная теория разделяет понятие институт и организация. Их соотношение удачно показала Кирдина: «Институт - совокупность формальных и неформальных правил, которые реализуются и фиксируются организацией».
Подтверждение этим словам мы находим в федеральном законодательстве: «Общественные объединения - реализация права граждан на объединение».
На этом основании само общество можно определить как система взаимодействия индивидов по поводу наилучшего удовлетворения потребностей каждого.
Карла Поланьи утверждает, что «сама экономика является институциональным комплексом». Опираясь на взгляды Поланьи и приведённые выше определения, мы считаем, что экономика есть институт общества, так как она [экономика] представляет совокупность отношений по поводу удовлетворения потребностей индивида по средством обмена, закрепленная в сознании религиозными ценностями, идеями гуманизма и регулируемая сферами общества.
2.2 Институциональные признаки НКО
2.2.1 Норма поведения
История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.
В некоммерческой сфере нормы поведения выражены идеями гражданского общества, гуманизма и религиозными ценностями и закрепляются Конституцией и религиозной доктриной. В современных условиях их необходимо рассматривать в совокупности, что обеспечит предсказуемость поведения индивида как с учетом внешнего воздействия, так и внутреннего побуждения. Знание о том, какие границы поведения человек налагает сам на себя (Конституция) и какие способы действия считает приемлемыми (религиозные ценности), позволит интерпретировать структуру НКО-сектора. Так как мы исходим из того положения, что общество удовлетворяет потребности своих индивидов, то предлагаем понимать под справедливостью - такое распределение благ, которое обеспечивало бы приемлемый уровень витальных потребностей каждого члена общества (что является витальной потребностью рассмотрим ниже).
Таким образом, базовая норма поведения, которая выражена в НКО, - нисходящее перераспределение национального дохода в пользу нижних слоёв общества. Она закреплена такими формами некоммерческой организации, как благотворительный фонд, религиозная организация.
2.2.2 Стереотипы мышления
По Р. Чалдини, стереотипы - это сформировавшиеся в бессознательном паттерны поведения. Устоявшиеся (и закрепленные в подсознании) привычки реагирования на те, или иные действия. Рождаемые - поведенческие ответы на, различного рода, жизненные ситуации.
Можно рассмотреть следующие определения стереотипов:
- стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков;
- привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком то смысле это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.
- отдельные грани структуры
личности, однако они не существуют
изолированно, сами по себе, они
часть личности. Их взаимосвязь
и степень выраженности и
Рассмотрим наиболее распространённые стереотипы мышления:
- каждая частица
модели стремилась избежать
- каждая частица
двигается в том же
- частицы стремились
двигаться на одинаковом
1. При полярном мышлении
люди склонны к преувеличению
или преуменьшению значения
2. Чрезмерное обобщение
проявляется также в выводах
на основании единичного факта,
3. Избирательное (однобокое)
восприятие выражается в
4. Безосновательные выводы
строятся на основе
5. Категоризация - отнесение
познаваемого объекта к
6. Ожидания -- это не только
то, что человек предполагает
увидеть зрительно, но и то,
что он предвкушает,
Рассматривая стереотипы мышления с позиции методов анализа коллективного поведения, нельзя не прийти к следующему выводу. При сильном возмущении (политическая, религиозная или социальная идея, например) процесс преодоления возникшей энтропии может быть настолько долгим без внешнего принуждения к сотрудничеству, что сообщество скорее распадётся на группы, чем придёт к согласию.
В целом, стереотипы мышления дают ответ, как рождается социум. Соборность и коллективизм, так характерных для россиян, дают почву для повсеместного развития благотворительности и меценатства, помощи нуждающимся и ближним в решении общих социальных проблем.
2.2.3 Формальное принуждение
Некоммерческий сектор - это поле для выражения интересов личности. Объединяясь, они способны навязать свои интересы меньшинству. При этом у разных групп интересы могут быть разнонаправленными, что повышает энтропию общественных отношений и может привести к развалу общества как единого социума. Поэтому необходимо принуждение к согласованию своих интересов с интересами ближних. Что выражается в нормах законодательства. Некоммерческое законодательство в России представлено Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (далее Закон-82) и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее Закон-7). Базовые принципы некоммерческих отношений закреплены в Конституции и Гражданском кодексе.
Закон-7 подробно раскрывает
порядок создания структурных подразделений
на территории РФ, а также участие
иностранных организаций и
Прежде всего Закон-7 обуславливает порядок деятельности иностранных организаций на территории России - они могут функционировать только через структурные подразделения: отделения, представительства и филиалы. Важно отметить, что СП ИНКО может быть отказано в регистрации, если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной ННО противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.
Особо пристальное внимание уделено в законе финансовой политике СП ИНКО[6]. Так если до 2006 года иностранная организация лишь направляло уполномоченному органу уведомление о продолжении деятельности, то теперь СП должно отчитываться:
1) ежеквартально об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования;
2) ежегодно о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества и о предполагаемых для осуществления этим структурным подразделением на территории Российской Федерации программах.
Эти данные они также обязаны ежегодно размещать в Интернете или предоставлять средствам массовой информации для опубликования. При этом обязаны СП ИНКО представляет указанные документы в уполномоченный орган непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. С внедрением интернет-технологий потребность в бумажных отчётах со стороны уполномоченного органа заметно снизилась, однако указанное положение постановления Правительства не отменено.
Привлекает внимание и тот факт, что на структурное подразделение возложено обязательство отчитываться о действиях своих бенефициаров - расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и иного имущества. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Минюст вправе вынести структурному подразделению иностранной ННО в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.
Также СП ИНКО должно информировать о новых программах и о принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий программы.
В совокупности с отчётами российских НКО грантодателям[4] эти требования создают систему «перекрёстного контроля», которая позволяет проследить движение средств от донора до конечного благополучателя. К контролю над целевым расходованием средств, то есть установлением соответствия расходования денежных средств и использования иного имущества СП ИНКО в соответствии с заявленным целям и задачам, привлечены:
1) федеральные органы
государственного финансового
2) федеральный орган
3) федеральный орган
В следующие годы произошло не только отделение ИНКО от российских, но и государственных служащих от ИНКО. Так с 2007 года в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных. Данное положение несомненно направлено на предотвращение коррупции и влияния ИНКО на внутреннюю политику России.
В целом новые положения ФЗ-7 делают структурное подразделение участником системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта работа, к сожалению, всё ещё весьма актуальна. По сведениям "Российской газеты" от 6 июля 2011г., более 600 иностранных организаций и граждан, 48 организаций и свыше 1,5 тысячи человек в России причастны к отмыванию денег и финансированию терроризма в России.
Не остались в стороне и российские НКО. Так если:
1. Учредителями (участниками,
членами) отечественной НКО
2. НКО имела в течение
года поступлений имущества и
денежных средств от