Автор работы: a*************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа
Мотивация персонала имеет большое значение для любого руководителя. О ней написано очень много. На практике в большинстве случаев система мотиваций сводится к оплате труда. Но, оказывается, в этом случае остаются не удовлетворенными нематериальные потребности сотрудников. А между тем выявление и удовлетворение таких потребностей является важнейшим механизмом стимулирования. В итоге перед руководством встает ряд вопросов: что движет сотрудниками, чем можно их заинтересовать, как сделать так, чтобы они работали больше и лучше за те же деньги?1
Введение 2
Глава 1 Понятие мотивации 4
1.1 Что такое мотивация 4
1.2 Виды мотивации 6
1.3 Роль и значение мотивации персонала 8
Глава 2 Нематериальная мотивация сотрудников 10
2.1 Понятие нематериальной мотивации 10
2.2 Нематериальные стимулы повышения мотивации 11
Заключение 20
Список используемой литературы 22
МИНЕСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Московский
Государственный Институт Экономики
Статистики и Информатики (МЭСИ)
Кафедра
Управление
Человеческими Ресурсами (УЧР)
Курсовая работа по курсу «Основы УП»
На тему:
«Нематериальная мотивация
Выполнила:
студентка группы ДМУ – 301
Боженко М.В.
Проверила:
Яхонтова
Е.С.
Москва, 2010г. |
Введение 2
Глава 1 Понятие мотивации 4
1.1 Что такое мотивация 4
1.2 Виды мотивации 6
1.3 Роль и значение мотивации персонала 8
Глава 2 Нематериальная мотивация сотрудников 10
2.1 Понятие нематериальной мотивации 10
2.2 Нематериальные стимулы повышения мотивации 11
Заключение 20
Список
используемой литературы 22
Насколько авторитарной ни являлась бы
организация, она должна удовлетворять амбиции
и потребности своих членов и делать это
по отношению к ним как к индивидам.
П. Дракер
Мотивация
персонала имеет большое
Как мотивировать сотрудников компании? Этот вопрос давно не дает покоя многим руководителям и менеджерам по персоналу. В то же время Сьюзан Хелсфилд, известный на Западе специалист по управлению персоналом, считает такой подход в корне неверным и предлагает задаться другим вопросом: "Как создать такой рабочий климат, чтобы каждый сотрудник сам захотел участвовать в общем деле и добиваться общих целей?". Ответ прост: при разработке системы мотивации надо рационально применять свои знания в данной области2. Система стимулирования определяется на предприятии, исходя из его возможностей, целей и степени профессионализма руководителей. То есть, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности, работе.
Мотивация
относится к внутренним побудителям
отдельного человека/работника (индивидуальная
мотивация), группы или коллектива (групповая,
коллективная мотивация). Мотивированные
и преданные сотрудники – мечта
любого руководителя. Существует множество
теорий, связанных с нематериальным
стимулированием персонала. Известные
HR-специалисты говорят о том, что
эффективная мотивация
Хотя работодатели и соглашаются с тем, что эффективная мотивация – важный элемент работы с персоналом, далеко не все из них последовательны в применении методов мотивации. Как показывает практика, это объясняется тем, что многие просто не знают, какие именно способы мотивации нужны их сотрудникам.
Объектом данного исследования является персонал. Предметом изучения являются особенности нематериальных методов стимулирования.
Целью данной работы является рассмотрение нематериальной мотивации сотрудников. Задачи: рассмотреть общее понятие мотивации, ее виды; определить что такое нематериальная мотивация и разобрать какие виды нематериальной мотивации могут применять в организациях для повышения работоспособности работников.
Постановка
системы мотивации – это
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.4 Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.5
Мотивация – вид управленческой деятельности, целью которой является разработка и реализация приемов, способствующих повышению уровня заинтересованности работников в осуществлении планов предприятия.6
Экспериментальное изучение потребностей начал К. Левин.
Одну из первых классификаций потребностей предложил в 1938 г психолог Г. Муррей, выдвинув идею об их четырех основных типах:
На основе этого он сформулировал 37 видов потребностей и показал, что у всех людей они одни и те же, только специфически выраженные.
Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:
Виды мотивации.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс
активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование10. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.11
В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат
представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.