Нематериальная мотивация сотрудников

Автор работы: a*************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание

Мотивация персонала имеет большое значение для любого руководителя. О ней написано очень много. На практике в большинстве случаев система мотиваций сводится к оплате труда. Но, оказывается, в этом случае остаются не удовлетворенными нематериальные потребности сотрудников. А между тем выявление и удовлетворение таких потребностей является важнейшим механизмом стимулирования. В итоге перед руководством встает ряд вопросов: что движет сотрудниками, чем можно их заинтересовать, как сделать так, чтобы они работали больше и лучше за те же деньги?1

Содержание

Введение 2
Глава 1 Понятие мотивации 4
1.1 Что такое мотивация 4
1.2 Виды мотивации 6
1.3 Роль и значение мотивации персонала 8
Глава 2 Нематериальная мотивация сотрудников 10
2.1 Понятие нематериальной мотивации 10
2.2 Нематериальные стимулы повышения мотивации 11
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

К.р._Боженко.docx

— 128.58 Кб (Скачать документ)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский  Государственный Институт Экономики  Статистики и Информатики (МЭСИ) 
 

Кафедра

Управление  Человеческими Ресурсами (УЧР) 
 
 

Курсовая  работа по курсу «Основы УП»

На тему: «Нематериальная мотивация сотрудников» 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы ДМУ – 301

Боженко М.В.

Проверила:

Яхонтова Е.С.  
 

Москва, 2010г.
 

 

Введение 2

Глава 1 Понятие мотивации 4

1.1 Что такое мотивация 4

1.2 Виды мотивации 6

1.3 Роль и значение мотивации персонала 8

Глава 2 Нематериальная мотивация  сотрудников 10

2.1 Понятие нематериальной  мотивации 10

2.2 Нематериальные стимулы  повышения мотивации 11

Заключение 20

Список  используемой литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

Насколько авторитарной ни являлась бы

организация, она должна удовлетворять амбиции

и потребности  своих членов и делать это

по отношению  к ним как к индивидам.

П. Дракер

     Мотивация персонала имеет большое значение для любого руководителя. О ней  написано очень много. На практике в  большинстве случаев система  мотиваций сводится к оплате труда. Но, оказывается, в этом случае остаются не удовлетворенными нематериальные потребности  сотрудников. А между тем выявление  и удовлетворение таких потребностей является важнейшим механизмом стимулирования. В итоге перед руководством встает ряд вопросов: что движет сотрудниками, чем можно их заинтересовать, как  сделать так, чтобы они работали больше и лучше за те же деньги?1

     Как мотивировать сотрудников компании? Этот вопрос давно не дает покоя  многим руководителям и менеджерам по персоналу. В то же время Сьюзан Хелсфилд, известный на Западе специалист по управлению персоналом, считает такой подход в корне неверным и предлагает задаться другим вопросом: "Как создать такой рабочий климат, чтобы каждый сотрудник сам захотел участвовать в общем деле и добиваться общих целей?". Ответ прост: при разработке системы мотивации надо рационально применять свои знания в данной области2. Система стимулирования определяется на предприятии, исходя из его возможностей, целей и степени профессионализма руководителей. То есть, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности, работе.

     Мотивация относится к внутренним побудителям  отдельного человека/работника (индивидуальная мотивация), группы или коллектива (групповая, коллективная мотивация). Мотивированные и преданные сотрудники – мечта  любого руководителя. Существует множество  теорий, связанных с нематериальным стимулированием персонала. Известные HR-специалисты говорят о том, что  эффективная мотивация невозможна без создания атмосферы, в которой  каждый ваш сотрудник будет сам  заинтересован в решении общих стратегических задач.

     Хотя  работодатели и соглашаются с  тем, что эффективная мотивация  – важный элемент работы с персоналом, далеко не все из них последовательны  в применении методов мотивации. Как показывает практика, это объясняется  тем, что многие просто не знают, какие  именно способы мотивации нужны  их сотрудникам.

     Объектом  данного исследования является персонал. Предметом изучения являются особенности  нематериальных методов стимулирования.

   Целью данной работы является рассмотрение нематериальной мотивации сотрудников. Задачи: рассмотреть общее понятие  мотивации, ее виды; определить что такое нематериальная мотивация и разобрать какие виды нематериальной мотивации могут применять в организациях для повышения работоспособности работников.

    Глава 1 Понятие мотивации

    1. Что такое мотивация

   Постановка  системы мотивации – это комплексный  процесс, т.к. анализ практики работы компаний не позволяет выделить универсальный  мотиватор. В ходе этого процесса, в зависимости от начальной диагностики компании происходит задействование того или иного метода мотивации.3

   В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.4 Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.5

   Мотивация – вид управленческой деятельности, целью которой является разработка и реализация приемов, способствующих повышению уровня заинтересованности работников в осуществлении планов предприятия.6

   Экспериментальное изучение потребностей начал К. Левин.

   Одну  из первых классификаций потребностей предложил в 1938 г психолог Г. Муррей, выдвинув идею об их четырех основных типах:

  1. первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности);
  2. позитивные и негативные;
  3. явные и неявные;
  4. осознанные и неосознанные.

   На  основе этого он сформулировал 37 видов  потребностей и показал, что у  всех людей они одни и те же, только специфически выраженные.

   Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:

  1. минимальный - обеспечивает выживание;
  2. нормальный - поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
  3. уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.7
    1. Виды  мотивации

Виды  мотивации.

  • Денежная мотивация — все виды денежных вознаграждений: оплата по тарифу; доплаты, надбавки и компенсации; текущие премии за основные результаты деятельности, специальные системы премирования; бонусы, годовые вознаграждения и т.п.
  • Не денежная мотивация (с точки зрения сотрудников фирмы) — оплата фирмой юридической помощи сотрудникам; оплата медицинских услуг; оплата расходов на транспорт; выплаты ритуального характера; дотации на питание; повышение в должности без изменения заработной платы; предоставление особо отличившимся в деле развития фирмы сотрудникам оплаченного увеличенного отпуска и т.п.
  • Индивидуальные мотивация (могут быть денежного и не денежного характера) — премирование за выслугу лет через 5, 10 и более лет; стимулирование рационализаторства; вознаграждение за высокий рейтинг; поощрения за достижения в соревновании; углубление дифференциации; карьерный рост и т.п.
  • Коллективная мотивация — ориентация коллективов различного уровня на достижение конечных результатов; децентрализованное распределение средств на вознаграждение и т.п.
  • Внутренняя мотивация — использование личностных мотивационных установок: отношение к делу, моральные обязательства и т.п.
  • Внешняя мотивация — использование возможностей организации для усиления мотивации и управления ею: действия других людей, представляющиеся возможности.8
  • Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
  • Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.
  • Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов.
  • Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
  • Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
  • Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
  • Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.
  • Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.9
    1. Роль  и значение мотивации  персонала

      В  управлении  персоналом  мотивация   рассматривается   как   процесс

активизации мотивов работников (внутренняя мотивация)  и  создания  стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному  труду.  В этой  связи как   синонимичные   термину   мотивация    используются    также    термины стимулирование и мотивирование10.  Целью мотивации является  формирование комплекса  условий,   побуждающих   человека   к   осуществлению   действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

      Представления о возможностях  мотивации  труда  работников  претерпели большие  изменения  в  практике  управления.  Долгое  время  считалось,  что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к  эффективному труду  является  материальное  вознаграждение.  Тейлор,   основатель   школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда  работников, убедительно  доказывающую  связь  между  производительностью  труда  и   его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное  влияние на производительность труда других факторов — психологических.  Со  временем появились различные психологические теории мотивации,  пытающиеся  с  разных позиций  рассмотреть  определяющие  факторы   и   структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и  пряника»  сменилась выработкой  более  сложных  систем  стимулирования  мотивации  работников  к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.11

      В  основе  современных  теоретических   подходов  к   мотивации   лежат

представления, сформулированные психологической  наукой, исследующей  причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих  позиций  мотивация определяется как движущая сила человеческого  поведения,  в  основе  которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

     Мотивы, движущие  человеком,  чрезвычайно  сложны,  подвержены  частым  переменам  и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних  факторов - способностей,   образования,   социального   положения,    материального благосостояния,  общественного  мнения  и   т.п.   Поэтому   прогнозирование поведения членов коллектива в  ответ  на  разные  системы  мотивации  весьма затруднительно.

Информация о работе Нематериальная мотивация сотрудников