Автор работы: a*************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа
Мотивация персонала имеет большое значение для любого руководителя. О ней написано очень много. На практике в большинстве случаев система мотиваций сводится к оплате труда. Но, оказывается, в этом случае остаются не удовлетворенными нематериальные потребности сотрудников. А между тем выявление и удовлетворение таких потребностей является важнейшим механизмом стимулирования. В итоге перед руководством встает ряд вопросов: что движет сотрудниками, чем можно их заинтересовать, как сделать так, чтобы они работали больше и лучше за те же деньги?1
Введение 2
Глава 1 Понятие мотивации 4
1.1 Что такое мотивация 4
1.2 Виды мотивации 6
1.3 Роль и значение мотивации персонала 8
Глава 2 Нематериальная мотивация сотрудников 10
2.1 Понятие нематериальной мотивации 10
2.2 Нематериальные стимулы повышения мотивации 11
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Мотивация как функция
По своей сути нематериальная мотивация работает точно также как и материальная, но многие руководители не могут понять, в чем её секрет. А суть в том, что у работника есть ценности не связанные с деньгами. И каждый человек нуждается в удовлетворении потребностей формируемых этими ценностями.
Таким образом, для применения нематериальной мотивации достаточно определить причинно-следственные связи того, что вы хотите от сотрудника с тем, что он хочет получить, и он будет готов работать еще более активно, чем за денежную премию.
Сложность
данного вида мотивации в том,
что для ее применения необходимо
не только точно определить нематериальные
потребности, но и построить причинно-
То, что люди работают не только из-за денег, подтверждают исследования. Опрос, проведенный в 90-х годах в США Национальным исследовательским центром по исследованию общественного мнения, показал, что 51% опрошенных считал, что важность работы и чувство собственной значимости были теми основными вещами, которые они искали в работе. Только 19% (каждый пятый) указали, что доход был самым главным аспектом работы. В исследовании Н. Морзе и Р. Уэйта респондентам (выборка соответствовала структуре занятых в США) задавался вопрос: «Если бы у вас было достаточно денег, чтобы жить в комфорте не работая, продолжали бы вы работать?» 80% ответили утвердительно.12
Валерий Поляков, учредитель кадрового агентства “Метрополис”, председатель Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП): “Нематериальная мотивация — это четкое распределение функциональных обязанностей, это дружная, слаженная команда, грамотные действия начальника, корпоративные мероприятия, на которых люди хорошо проводят время. Это стенная газета, доска почета, какие-то символические подарки к празднику, диплом в рамочке со стеклом. Словом, то, что за деньги не купишь”.13
В дополнение к средствам материального стимулирования могут
использоваться руководителем и организацией для воздействия на мотивацию подчиненных14:
Моральное стимулирование – это потребность в самоуважении,
в справедливом признании, в самореализации, во внимании и заботе со стороны администрации, потребность в достижении успеха, желание видеть свой вклад в общем результате.
К
моральному стимулированию
Подчеркнуть статус работника можно через изменение названия его должности.
Мотивирующая организация труда включает в себя:
1. Цель должна быть конкретной.
2.Реалистичность целей.
3. Достаточный уровень сложности целей.
4. Привлечение работников к постановке целей.
5. Должен быть четко определен срок исполнения.
6. Цели должны поддаваться четкой количественной или качественной оценке. Достижение цели должно оцениваться либо количественными (время, деньги, количество единиц продукции), либо качественными (удовлетворенность клиентов, оценка экспертов) показателями.
7. Достижение целей должно быть под контролем того работника, перед которым они поставлены.
8. Цель должна быть достаточно привлекательной для работника.
Управление по целям, в основе этого процесса лежит достижение согласия между руководителем и подчиненным по вопросам, касающимся конкретных целей и ожиданий, связанных с выполнением работы. Управление по целям призвано оказывать влияние на мотивацию работников через установление тесной связи между индивидуальными целями и целями подразделения (предприятия).
В задачи управления по целям входит:
Процесс управления по целям проходит в 5 этапов:
• реструктурированная рабочая неделя;
• гибкий рабочий график. При гибком графике рабочий день разбивается на две части: необходимые часы присутствия и гибкие;
• разделение ставки. Возможно разделение ставки между двумя работниками;
• перерыв в карьере – возможность сделать перерыв в карьере на определенное время (обычно на 2-5 лет), а затем вновь возвратиться на работу, обычно на ту же должность или на тот же уровень оплаты. По возвращении работник должен пройти соответствующее обучение, дающее современные знания и информацию об изменениях, произошедших в организации за время отсутствия работника;
• продолжительность рабочего дня может зависеть от производительности труда работника.
Таб.1
Методы повышения
мотивации через организацию труда:
ОБОГАЩЕНИЕ
ТРУДА |
Разнообразие
навыков
Законченность рабочих заданий
Значимость работы
Самостоятельность
Обратная связь
|
ПОСТАНОВКА
ЦЕЛЕЙ |
Цели должны
быть:
|
ГИБКИЕ
РАБОЧИЕ ГРАФИКИ |
Гибкие графики позволяют устанавливать лучший баланс между личным и рабочим временем, повышая приверженность работников своей организации |