Общая характеристика сравнительного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание

Сравнительный подход – общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого применяют один или более методов, основанных на сравнении предполагаемого к продаже предприятия с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Содержание

I.Введение…………………………………………….……………….2.
II.Общая характеристика сравнительного подхода…….…..3.
2.1.Характеристика ценовых мультипликаторов….……..6.
2.2.Метод рынка капитала (компании-аналога)………….11.
2.3.Метод сделок………………………………………………...14.
2.4.Метод отраслевых коэффициентов………………..….16.
III.Вывод………………………………………………………………19.
Список литературы………………………….……………………..20.

Работа состоит из  1 файл

Оценка бизнеса.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

                                                        Оглавление:

 

I.Введение…………………………………………….……………….2.

II.Общая характеристика сравнительного подхода…….…..3.

    2.1.Характеристика  ценовых мультипликаторов….……..6.

    2.2.Метод  рынка капитала (компании-аналога)………….11.

    2.3.Метод  сделок………………………………………………...14.

    2.4.Метод  отраслевых коэффициентов………………..….16.

III.Вывод………………………………………………………………19.

Список литературы………………………….……………………..20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сравнительный подход – общий способ определения стоимости предприятия  или его собственного капитала, в  рамках которого применяют один или  более методов, основанных на сравнении  предполагаемого к продаже предприятия  с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями.

Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного  рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, оценщик должен собрать  достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

В данной работе раскрываются основные положения сравнительного подхода. Теоретической базой сравнительного подхода, доказывающей возможность  его применения и объективность  результативной величины стоимости  предприятия, являются следующие положения. Оценка стоимости бизнеса на основе сравнительного подхода предполагает использование в качестве ориентира  реально сложившиеся на рынке  цены на сходные предприятия (акции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Общая характеристика сравнительного подхода.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько  он может быть продан при наличии  достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной  ценой стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающего возможность  его применения, а также объективность  результативной величины, являются следующие  базовые положения.

Во-первых, оценщик использует в  качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия (акции). При наличии развитого  финансового рынка фактическая  цена купли-продажи предприятия  в целом или одной акции  наиболее интегрально учитывает  многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести  соотношение спроса и предложения  на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д. Это в конечном счете облегчает  работу Оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические  и другие особенности конкретного  бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения  дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном  размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы  развития. Следовательно, в сходных  предприятиях должно совпадать соотношение  между ценой и важнейшими финансовыми  параметрами, такими как прибыль, дивидендные  выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной  чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

 

Преимущества сравнительного подхода:

— если есть достаточная информация об аналогах, получаются точные результаты;

— подход отражает рынок, учитывая реальное соотношение спроса и предложения  на подобные объекты, так как основан  на сравнении оцениваемого предприятия  с аналогами, уже купленными недавно  или акции которых свободно обращаются на финансовых рынках;

— в цене предприятия отражаются результаты его производственно- хозяйственной  деятельности.

 

Недостатки сравнительного подхода:

— базируется только на ретроспективной  информации, практически не учитывает  перспективы развития предприятия;

— сложно, а иногда невозможно собрать  финансовую информацию об аналогах (из-за недостаточного развития фондового  рынка многие акционерные общества не дают свои котировки на фондовый рынок, а закрытые акционерные общества, которых очень много, не раскрывают финансовую информацию);

— требуется вносить существенные корректировки из-за сильных различий предприятий между собой (различаются  оборудование, ассортимент, стратегии  развития, качество управления и т.д.).

 

Сравнительный подход реализуется посредством трех методов:

 

1. Метод рынка капитала основан  на реальных ценах акций открытых  предприятий, сложившихся на фондовом  рынке. Базой для сравнения  служит цена на единичную акцию  акционерного общества. Используется  для оценки неконтрольного пакета  акций.

 

2. Метод сделок — для сравнения  берутся данные по продажам  контрольных пакетов акций компаний  либо о продажах предприятий  целиком, например, при поглощениях  или слияниях. Метод применяется  при покупке контрольного пакета  акций открытого предприятия,  а также для оценки закрытых  компаний, которые работают на  том же сегменте рынка, что  и открытые, и имеют аналогичные  финансовые показатели. Включает анализ мультипликаторов.

3. Метод отраслевых коэффициентов  — предполагает использование  соотношений или показателей,  основанных на данных о продажах  компаний по отраслям и отражающих  их конкретную специфику. Отраслевые  коэффициенты рассчитываются специальными  исследовательскими институтами  на основе длительных статистических  наблюдений за ценой продажи  предприятий и их важнейшими  производственно-финансовыми характеристиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.1.Характеристика ценовых мультипликаторов

Основным инструментом определения  рыночной стоимости собственного капитала предприятия с применением сравнительного подхода являются ценовые мультипликаторы.

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой компании или акции и её финансовыми и экономическими показателями. В качестве таких показателей можно использовать выручку от реализации, прибыль предприятия-аналога, дивидендные выплаты, стоимость активов и др.

Для оценки рассчитывают несколько  мультипликаторов по формуле

                                  

,                                             

где М – оценочный мультипликатор; Ц – цена продажи предприятия-аналога (произведение количества акций и  их текущей рыночной стоимостью); ФБ – финансовая база.

В оценочной деятельности используется два типа мультипликаторов – интервальные и моментные. Выбор наиболее уместного из них определяется в каждой конкретной ситуации.

Интервальными называются мультипликаторы, в которых в качестве финансовой базы используются показатели, величина которых формируется в течение установленного бухгалтерской отчётностью периода времени. К таким мультипликаторам относятся: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/ дивидендные выплаты, цена/выручка от реализации.

Моментными называются мультипликаторы, для расчёта которых используется информация о состоянии финансовой базы на конкретную дату. Например, цена/балансовая стоимость, цена/чистая стоимость активов.

Мультипликатор  цена/прибыль (Р/Е) выражает связь между рыночной ценой акционерного капитала компании и её чистой прибылью. Цена обыкновенной акции – числитель, а прибыль после налогообложения (чистая прибыль) – знаменатель. Данный мультипликатор позволяет напрямую оценивать стоимость собственного капитала. Мультипликатор Р/Е показывает, сколько средств готов заплатить заинтересованный инвестор за получаемую компанией прибыль.

В качестве базы для расчёта мультипликатора  можно использовать не только сумму  прибыли, полученную в последний  год перед датой оценки. Оценщик  может использовать среднегодовую  величину прибыли, исчисленную за последние  пять лет. Оценочный период может  быть увеличен или уменьшен в зависимости  от имеющейся информации и наличия  экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.

Рассматриваемый мультипликатор целесообразно  применять в большинстве прибыльных компаний со стабильной структурой капитала, которая совместима с отобранными  компаниями-аналогами.

Мультипликатор  цена/денежный поток (P/CF) чаше всего представляет собой валовой денежный поток, т. е. чистый доход плюс суммы начисленной амортизации, а не чистый денежный поток. Чистый денежный поток не используется, поскольку может оказаться достаточно сложно оценить величину данного показателя для каждой открытой (публичной) компании-аналога.

Наиболее распространённой ситуацией  применения мультипликатора P/CF является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учёте. Это возможно в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.

Мультипликатор  цена/дивиденды может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли. Возможность применения того или иного мультипликатора данной группы зависит от целей оценки.

Данный мультипликатор на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчёта информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т. д. Данный мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована [10].

Мультипликатор  цена/выручка от реализации (P/S), или объём реализованной продукции, – также достаточно популярный коэффициент, рассчитываемый как отношение цены акции к валовому доходу на одну акцию. Он применяется для однородных отраслей, где инвесторы ожидают, что выручка создаст соответствующие объёмы прибыли, или денежного потока.

Хорошие результаты этот мультипликатор даёт при оценке предприятий сферы  услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т. д.). Мультипликатор P/S не зависит от методов ведения бухгалтерского учёта. Достоинством мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок.

Особенность применения мультипликатора P/S заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если соотношение собственных и заёмных средств существенно отличается, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости инвестированного капитала.

Мультипликатор  цена/балансовая стоимость (P/BV) – для его определения необходимо цену акций компаний-аналогов поделить на величину их балансовой стоимости на дату оценки. Практически такая информация обычно недоступна. Вместо этого эксперты-оценщики используют величину реального капитала компании на конец последнего финансового года. Нельзя использовать величину реального капитала компаний-аналогов, относящуюся к более поздним, чем момент оценки, датам, за исключением случаев, когда временные различия относительно несущественны.

Оптимальная сфера применения данного  мультипликатора – оценка холдинговых  компаний, либо оценка в случае необходимости  срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании.

Финансовой базой для расчёта  является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой  компании и компаний-аналогов. Причём за основу можно брать как информацию официальных балансовых отчётов  компаний, так и скорректированную  величину, полученную оценщиком расчётным  путём.

Любые приобретенные и  учтенные в балансе нематериальные активы должны быть исключены из балансов как для компаний-аналогов, так  и для компании, подлежащей оценке. Речь идет о том, что P/BV-мультипликаторы должны рассчитываться и применяться только в расчёте на материальную часть акционерного капитала.

Мультипликатор  цена/чистая стоимость активов (P/NAV) можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия:

а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа  такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет  к продукции в этом случае незначительную стоимость;

в) существуют аналогичные компании, продающиеся на рынке, что позволяет  получить достаточную рыночную информацию об активах.

Информация о работе Общая характеристика сравнительного подхода