Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа
Сравнительный подход – общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого применяют один или более методов, основанных на сравнении предполагаемого к продаже предприятия с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.
I.Введение…………………………………………….……………….2.
II.Общая характеристика сравнительного подхода…….…..3.
2.1.Характеристика ценовых мультипликаторов….……..6.
2.2.Метод рынка капитала (компании-аналога)………….11.
2.3.Метод сделок………………………………………………...14.
2.4.Метод отраслевых коэффициентов………………..….16.
III.Вывод………………………………………………………………19.
Список литературы………………………….……………………..20.
В отличие от мультипликатора P/BV при применении мультипликатора P/NAV величина акционерного капитала должна быть установлена на основе рыночной стоимости базовых (для расчёта) материальных активов и пассивов. Нетто-активы равны сумме всех активов по их рыночной цене, уменьшенной на величину рыночной стоимости долговых обязательств компании, которая часто может быть равна балансовой стоимости этих обязательств.
В процессе оценки аналитик стремится определить максимальное число мультипликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой компании приведёт к появлению нескольких вариантов стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Диапазон полученных результатов может быть достаточно широким. Поэтому большое число используемых мультипликаторов поможет оценщику выявить область наиболее обоснованной величины.
Считается, что крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли. Мелкие компании – на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении. Ориентация на мультипликатор цена/денежный поток предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора цена/прибыль.
Особо следует отметить, что числовые значения рыночных мультипликаторов не остаются постоянными, а изменяются вместе с конъюнктурой рынка готового бизнеса в рамках отраслей национальной экономики.
При выборе мультипликатора для оцениваемой компании задача состоит в том, чтобы найти значение, которое точно позиционирует цель относительно альтернативных инвестиционных вариантов. Обычно оценщику крайне сложно найти одну компанию, которая могла бы быть полностью идентичной оцениваемому объекту. Поэтому при оценке специалист вынужден ориентироваться на значения мультипликаторов нескольких сопоставимых компаний одновременно. Для решения этой задачи оценщиком рассчитывается и в последствии применяется к финансовой базе оцениваемого предприятия либо среднеарифметическое, либо модальное, либо медианное значение.
Среднеарифметическое значение – это величина, определяемая как сумма значений выбранного оценщиком мультипликатора по всему списку сопоставимых компаний, делённая на количество компаний, входящих в список сопоставимых объектов (статистический ряд).
Модальное значение – величина, определяемая как наиболее часто встречающееся числовое значение в статистическом ряде.
Медианное значение – это величина, определяемая на середине ранжированного статистического ряда.
Если оцениваемая компания примерно эквивалентна среднему из найденных вариантов, то должен подойти мультипликатор, находящийся вблизи среднеарифметического или медианного значения.
В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамкахсравнительного подхода используют метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Рассмотрим содержание, оптимальную сферу и необходимые условия применения каждого метода.
Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную (простую) акцию сходных компаний на фондовых рынках. При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета – контрольного (мажоритарного) или неконтрольного (миноритарного). Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность.
Основные этапы оценки
предприятия методом компании-
1) изучение рынка и сбор необходимой информации;
2) сопоставление списка аналогичных предприятий;
3) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;
4) расчёт ценовых мультипликаторов;
5) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;
6) определение итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.
7) внесение итоговых корректировок.
Оценка бизнеса методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации: рыночной и финансовой.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой, а также информацию о количестве акций в обращении. Качество и доступность ценовой информации зависит от уровня развития фондового рынка.
Финансовая информация представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчётностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Финансовая информация должна быть представлена отчётностью за текущий год и предшествующий период.
При применении данного метода важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру и т. д. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:
• принадлежность к одной и той же отрасли;
• достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;
• примерное равенство объёма и качества производимой продукции;
• товарную и территориальную диверсификацию;
• одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);
• сходные по размеру производственные мощности;
• технологическую и техническую оснащённость;
• сопоставимые стратегии развития компаний;
• примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;
• примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;
• сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
• сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).
Важная часть оценки по методу рынка
капитала – анализ финансового положения
компании и сопоставление с
Заключительный этап оценки
бизнеса с использованием сравнительного
подхода – сведение воедино полученных
результатов. Применение различных
мультипликаторов (после всех необходимых
корректировок) даёт оценщику различные
варианты стоимости предприятия. Выбор
окончательного результата основан
на придании процентного веса каждому
подходу. Обычно если активы предприятия
незначительны по сравнению с
получаемой прибылью, следует полагаться
на мультипликатор цена/прибыль (денежный
поток); если же прибыль практически
отсутствует, то целесообразно основываться
на мультипликаторе цена/
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.
Наибольшая сложность при
Для некоторых отраслей национальной
экономики, в которых объёмы ретроспективной
информации по сделкам становятся всё
более многочисленными (например, телекоммуникации,
нефтяная отрасль), значение данного
метода постепенно повышается. В остальных
случаях этот метод может быть
использован как инструмент проверки
достоверности результатов
В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.
Метод сделок (продаж) является частным
случаем метода рынка капитала. Он
исходит из необходимости определения
стоимости готового бизнеса, или, иначе,
контрольного (мажоритарного) пакета акций
компании-аналога. Цена обыкновенных акций
принимается по результатам совершённых
ранее сделок на фондовом рынке. В
основе метода лежит определение
соответствующих
Этапы процесса оценки бизнеса методом
сделок совпадают с этапами оценки
бизнеса методом рынка
Таблица 1
Основные различия методов рынка капитала и сделок
Различия |
Особенности | |
метода рынка капитала |
метода сделок | |
Типы исходной ценовой информации |
Цены на единичные акции предприятий-аналогов |
Цены продаж контрольных пакетов и предприятий целиком, информация о слияниях и поглощениях предприятий |
Время анализируемых сделок |
Данные о текущих ценах акций |
Информация о ранее совершенных сделках |
Учет элементов контроля |
Цена одной акции не учитывает элементы контроля |
Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за элементы контроля |
Результат оценки |
Стоимость одной акции или неконтрольного пакета |
Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом |
Метод сделок применим для случая,
когда инвестор намеревается закрыть
предприятие или существенно
сократить объём выпуска
Как и в методе рынка капитала,
при использовании данного
Основным фактором, сдерживающим применение
в российской практике метода компании-аналога
и метода сделок, является отсутствие
достаточной и достоверной
Метод отраслевых коэффициентов заключается
в определении ориентировочной
стоимости предприятия с
Все разновидности коэффициентов (мультипликаторов) представляют собой относительные оценки (в отличие от метода дисконтирования денежных потоков, отражающего абсолютные оценки).
Данный метод целесообразно
использовать только в случаях, когда
подобные предприятия часто продаются,
а оценщик имеет опыт оценки объектов
данного вида. Наиболее типичные соотношения,
используемые при определении
Таблица 2.
Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса
Информация о работе Общая характеристика сравнительного подхода