Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:09, реферат

Описание

Цель работы состоит в исследовании вопросов стратегического менеджмента.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить стратегический менеджмент как систему;
- выделить цель, функции, задачи и структуру стратегического менеджмента как системы;
- рассмотреть особенности влияния окружающей среды на систему стратегического менеджмента;
- определить общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента;
- рассмотреть принципы управления в стратегическом менеджменте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Описание проблем (развития, управления, планирования и т.д.)…..5
2. Стратегический менеджмент как система……………………………..8
2.1 Цель, задачи, функции системы………………………………………10
2.2 Структура системы стратегического менеджмента ………………..12
2.3 Особенности окружающей среды…………………………………….15
3. Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента………………………………………………….18
4. Принципы управления………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

реферат по стратегическому менеджменту.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный  аграрный университет

 

 

 

Дисциплина: «Стратегический  менеджмент»

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

Реферат

 «Общесистемные принципы  решения проблем в области  стратегического менеджмента»

 

 

 

 

                                                                       Выполнила студентка

экономического факультета

                                                                    Бэм-41 Пимушкина Рая

                                                                               Проверила: Немченко Д.А.

 

 

 

2012 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Описание проблем (развития, управления, планирования и т.д.)…..5

2. Стратегический менеджмент как  система……………………………..8

2.1 Цель, задачи, функции системы………………………………………10

2.2 Структура системы стратегического  менеджмента ………………..12

2.3 Особенности окружающей среды…………………………………….15

3. Общесистемные принципы решения  проблем в области                          стратегического менеджмента………………………………………………….18

4. Принципы управления………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время тема формирования стратегии часто поднимается  в специализированных периодических  изданиях, прессе и в административных офисах российских предприятий. Стратегический менеджмент постепенно становится важным элементом управленческой деятельности в России.

Актуальность и важность темы заключается  в осознании многими российскими  компаниями потребности стратегии вообще, так как западный опыт стратегического планирования показывает, какие конкурентные преимущества может российским компаниям дать стратегический подход в условиях динамичного развития российского рынка товаров и услуг.

Главной идеей перехода к стратегическому  управлению явилась необходимость  переноса центра внимания высшего руководства  на внешнее окружение фирмы, чтобы  своевременно и адекватно реагировать  на происходящие изменения условий  предпринимательской деятельности.

Эта идея была вызвана к жизни  следующими основными предпосылками:

- повышением динамизма внешнего  окружения фирмы (организации);

- неуклонным возрастанием и  расширением спектра запросов  и изменением конкурентной позиции  потребителей;

- усилением конкуренции за экономические  ресурсы;

- интернационализацией бизнеса;

- глобализацией международных  экономических отношений;

- повышением доступности информационных  ресурсов;

- ускорением научно-технического  прогресса и расширением доступа  к современным технологиям;

- повышением роли человеческих  ресурсов и др.

Практика показывает, что стратегический менеджмент всякий раз востребован  там, где компания сталкивается с  необходимостью соотнести свой внутренний потенциал развития с условиями, складывающимися в окружающей ее деловой среде. Однако, часто есть сложности с пониманием того, насколько долго в складывающихся рыночных условиях, с учетом интенсивности и особенностей конкурентной борьбы, компания сможет сохранить финансовую рентабельность и оставаться привлекательной для внешних инвесторов.

Поэтому особенно важным является понимание  того, какие шаги необходимо предпринять  и какие инвестиции осуществить, чтобы сохранить или усилить  свои позиции в каждом отдельно взятом рыночном сегменте, определение целесообразности и перспектив выхода на другие новые  для компании рынки продукции  или услуг, где раньше она не осуществляла своей деятельности. Если менеджер, ответственный за развитие предприятия, реально столкнулся с одной или  несколькими из вышеперечисленных  проблем, то с уверенностью можно  сказать - для этого предприятия  настало время вплотную заняться стратегией своего развития.

Цель работы состоит в исследовании вопросов стратегического менеджмента.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- определить стратегический менеджмент  как систему;

- выделить цель, функции, задачи  и структуру стратегического  менеджмента как системы;

- рассмотреть особенности влияния  окружающей среды на систему  стратегического менеджмента;

- определить общесистемные принципы  решения проблем в области  стратегического менеджмента;

- рассмотреть принципы управления  в стратегическом менеджменте.

 

 

 

1. Описание проблем (развития, управления, планирования и т.д.)

Менеджмент – это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Менеджмент - это широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте искусства управления.

Основными составляющими любой  организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования  организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими  тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса  принадлежит менеджменту.

Понятие «управление» шире понятия  «менеджмент» в том смысле, что  управлять можно почти любым  объектом (машиной, организацией, страной), а «менеджмент» применим только к  социально-экономическим (включая производственные) системам. В менеджменте применяются  почти в равной мере все методы управления персоналом - методы принуждения, побуждения и убеждения, а в управлении в современных российских условиях пока предпочитаются методы принуждения (наследие административно-командной  системы).

Представления о роли и месте  управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах  и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в  организации. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой  менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами  управленческой мысли новые идеи в области управления, а также  новые подходы к осуществлению  управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента.

Одной из основных проблем стратегического  управления является степень обоснованности выбора того или иного направления  развития. Другая проблема заключается  в «одностороннем» подходе к  разработке и реализации стратегии.

Ещё одна проблема заключается в  банальной путанице долгосрочного  и стратегического планирования. В системе долгосрочного планирования показатели, которых необходимо достигнуть - это скорее цель, в системе стратегического  управления это ориентир. В первом случае в процессе деятельности предприятия  степень достижения цели контролируется сравнением фактических и запланированных  промежуточных показателей. Во втором случае так же, но каждый последующий  шаг корректируется (через систему  управленческих решений) по результатам  предыдущего, ориентируясь на конечные показатели. В первом случае необходимость  достижения цели однозначна. Во втором случае в процессе реализации ориентиры  могут быть заменены.

Поскольку элементом управления является планирование, причем занимающий в  системе управления центральное  место, необходимо обратиться к объективным  основам возникновения потребности  в планировании.

Планирование – один из экономических методов управления, основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования и подготовки управленческого решения. Оно ориентируется на прошлый опыт, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Важным аспектом планирования является достоверность исходных данных.

Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Следует иметь в виду, что планирование всегда осуществляется на основе неполного  объема информации.

Планирование осуществляется в 4 этапа:

-выработка общих целей организации;

-детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития организации;

-определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

-контроль за достижением целей.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей  их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и  элементов определяется положением, которое планирование занимает в  системе управления.

 

 

 

2. Стратегический менеджмент  как система

2.1 Цель, задачи, функции  системы

Успех любого бизнеса – это точно сформулированные цели и грамотно выстроенные пути их достижения. Как превратить хаос бесчисленных представлений о перспективах компании и личных амбиций в стройную систему стратегического менеджмента?

Успешные лидеры всегда имеют свою стратегию – они адекватно оценивают свои возможности и в соответствии с ними действуют на рынке, вырывая преимущества в конкурентной борьбе.

Стратегический менеджмент – осуществляет выработку линии поведения организации с учетом изменений её внешней среды.

Главная цель стратегического менеджмента  противостоять риску потери капитала при реализации стратегических целей.

Т.е., главной целью стратегического  менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности товаров  и организации в целом, не уступающих достижениям главных конкурентов  в период выхода с новым товаром  на рынок Будет высокая конкурентоспособность  товаров организации на внешних  и внутренних рынках – будут и хорошая прибыль, и средства для развития организации.

Определяющим фактором конкурентоспособности  товара является его качество (весомость  равна четырем из десяти). Важнейшим  вопросом управления циклами развития товара является определение системы, в которой происходят эти процессы. Основные этапы жизненного и воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента  фирмы-производителя.

Если же говорить об определении  понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации – это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом. Он реализуется посредством решения пяти взаимосвязанных задач.

Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс  формирования руководством организации  стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки  видения целей, стратегии и ее реализации.

Выделим основные преимущества, которые  дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического  менеджмента:

- направленность всей организации  на ключевой аспект стратегии;

- ориентация менеджеров на необходимость  более четко реагировать на  появляющиеся перемены, новые возможности  и потенциальные угрозы;

- наличие четких критериев оценки  менеджерами всевозможных альтернатив  вложения средств в те или  иные проекты и развитие персонала  (имеется в виду поиск стратегически  обоснованных приоритетов распределения  ограниченных ресурсов);

Информация о работе Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента