Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:09, реферат

Описание

Цель работы состоит в исследовании вопросов стратегического менеджмента.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить стратегический менеджмент как систему;
- выделить цель, функции, задачи и структуру стратегического менеджмента как системы;
- рассмотреть особенности влияния окружающей среды на систему стратегического менеджмента;
- определить общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента;
- рассмотреть принципы управления в стратегическом менеджменте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Описание проблем (развития, управления, планирования и т.д.)…..5
2. Стратегический менеджмент как система……………………………..8
2.1 Цель, задачи, функции системы………………………………………10
2.2 Структура системы стратегического менеджмента ………………..12
2.3 Особенности окружающей среды…………………………………….15
3. Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента………………………………………………….18
4. Принципы управления………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

реферат по стратегическому менеджменту.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

- возможность добиться системного  принятия решений на всех уровнях  управления организацией.

Основные особенности стратегического  менеджмента:

1. Ориентирован на длительную  рыночную перспективу (5 и более  лет).

2. Предполагает взаимодействие  различных хозяйственных подразделений,  осуществляющих единую хозяйственную  политику.

3. Основные принципы стратегического  менеджмента определяются состоянием  и изменениями внешней среды. 

Функции стратегического менеджмента  должны целенаправленно реализовывать  руководители для достижения конкурентоспособной  стратегии организации. Дальше эта  стратегия должна осуществляться (воплощаться, материализовываться) в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии? Ответ на все три вопроса дает стратегический менеджмент.

 

2.2 Структура системы  стратегического менеджмента 

 

Как было отмечено ранее, главной целью  стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности  товаров и организации в целом, не уступающих достижениям главных  конкурентов в период выхода с  новым товаром на рынок. Будет высокая конкурентоспособность товаров организации на внешних и внутренних рынках – будут и хорошая прибыль, и средства для развития организации.

Улучшению факторов конкурентоспособности  товара мы уделяем такое большое  внимание в связи с тем, что  они должны быть основными компонентами первой подсистемы стратегического  менеджмента - целевой подсистемы.

Важнейшим вопросом управления циклами  развития товара является определение  системы, в которой происходят эти  процессы.

Основные этапы жизненного и  воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента фирмы-производителя.

Поэтому сначала рассмотрим структуру  этой системы. Система фирменного менеджмента  охватывает всю управленческую деятельность фирмы. Во времени систему менеджмента  можно разделить на две части:

I) формирование стратегии фирмы; 

2) оперативное управление реализацией  стратегии фирмы (тактика).

Структура системы стратегического  менеджмента отличается от структуры  системы менеджмента только составом некоторых компонентов и временной  ориентацией этих компонентов.

В стратегическом менеджменте повышается роль методического, информационного  и правового обеспечения системы, так как эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу. Обеспечение системы  материальными ресурсами упрощается, однако повышаются требования к обеспечению  системы высококвалифицированными специалистами и менеджерами.

В управляемой подсистеме вместо функций  маркетинга, планирования, организации  процессов, учета и контроля, мотивации  и регулирования вводятся функции  по стратегическому маркетингу, разработке стратегии фирмы. Управляющая подсистема будет состоять из двух компонентов: разработки стратегического управленческого  решения; управления персоналом по разработке и реализации стратегических планов.

К компонентам «внешней среды» системы  стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда), микросреда фирмы.

К компонентам входа системы  относятся: законодательные факты; нормативно-методические документы  по различным вопросам разработки стратегического  управленческого решения; информация; необходимые ресурсы для разработки стратегии фирмы и контроля за ее реализацией.

К компонентам обратной связи системы  стратегического менеджмента относятся  новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в связи  с новыми достижениями научно-технического прогресса и другими факторами.

На выходе системы будет стратегия  фирмы на определенный период (например, на 3 года) в форме комплексного стратегического  плана (программы) фирмы, стратегических планов по отдельным разделам и программы реализации стратегических планов.

При отработке системы стратегического  менеджмента сначала следует  на основе маркетинговых исследований конкретизировать выход, затем проанализировать влияние на «процесс» в системе  «внешней среды» и в последнюю  очередь – обеспечить качество «процесса» в системе на уровне качества входа. Оценки качества по компонентам системы должны быть даны в единой системе отсчета.

 

2.3 Особенности окружающей  среды

 

Слово «стратегия» заимствовано из военной науки. Другими словами, стратегия - это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого  искусства, главная из которых - находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью  организации, действующей в условиях сложной окружающей среды.

Разработать стратегию организации – значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества.

Стратегию можно рассматривать  как детальный всесторонний комплексный  план, направленный на осуществление  миссии и достижение целей организации  с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана – обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде.

Стратегия необходима, поскольку будущее  в основном непредсказуемо, абсолютной определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений  в окружающей среде, увеличение количества знаний и информационных потоков  настолько велики, что планирование стратегии представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана  развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной  или недостоверной информации о  возможностях организации или о  внешней среде. При выборе стратегии  можно добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события  во внешней среде и быстрее  на них реагировать.

Адаптация к окружающей среде охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное  приспособление стратегии организации  к окружающим условиям с учетом как  возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой  такой стратегии менеджмента, при  которой действия и внутренняя структура  организации оптимально соответствуют  внешним условиям. Даже такие великие  компании современности, как General Motors, IBM, PanAm вынуждены вести борьбу за выживание из-за неспособности руководства  приспосабливаться к происходящим изменениям; эти компании опережены  конкурентами, сумевшими в большей  степени адаптироваться к переменам в окружающей среде.

Можно выделить четыре этапа в развитии систем управления организацией, связанных  с определенным уровнем нестабильности окружающей среды.

1. Управление на основе контроля - эта довольно простая система  явилась важным этапом в развитии  формализованного аспекта управления  организацией. Она допускает замедленную реакцию фирмы, что оправданно при постепенном изменении внешнего окружения.

2. Управление на основе экстраполяции  можно рассматривать как реакцию  фирм на ускорение темпов изменения  среды, когда будущее еще можно  предсказать путем аналогии со  сложившимися тенденциями в прошлом.

Основной механизм реализации данной системы управления - долгосрочное планирование, которое предполагает, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций развития.

3. Управление на основе предвидения  изменений – это реакция организации на появление новых источников изменений и неожиданные явления, имеющие природу своего происхождения во внешней среде, когда темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Здесь при построении системы управления организацией на первое место выходят задачи предвидения возможных ситуаций.

В условиях высокого уровня нестабильности внешней среды единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей является стратегическое планирование, основополагающий принцип которого - обеспечение адаптивности организации к окружающим переменам.

4. Управление на основе гибких  экстренных решений – это система управления, которая складывается в настоящее время в условиях, когда многие важные задачи, отличающиеся новизной и сложностью, возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Чтобы справиться с быстро меняющимися  задачами, необходимо применение системы  управления, связанной не столько  с определением позиции (долгосрочное и стратегическое планирование), сколько  со своевременной реакцией в реальном масштабе времени на быстрые и неожиданные изменения в окружении организации. По сути, речь идет о стратегическом менеджменте как наиболее продвинутом этапе стратегического планирования, которое, в свою очередь, составляет его сущностную основу.

Таким образом, можно считать, что  система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих  подсистем: планирования и анализа  стратегии организации, а также  управления стратегическими проблемами в режиме реального времени, учитывая особенности окружающей среды.

 

2.4 Отнесение системы  к определенному классу (классификация  видов моделей)

 

Конкретными формами реализации принципа управления являются прежде всего краткосрочные  и долгосрочные цели и все решения, принимаемые в ходе стратегического  анализа по достижению целей. Весь комплекс этих решений сводится к выбору стратегий, формированию стратегического плана, развитию деловых способностей предприятия  для реализации плана и выбору методов внедрения стратегий  и развития способностей. И вот  только этот комплекс стратегических решений может быть назван высшим типом из всех моделей стратегического  поведения, или моделью стратегического  менеджмента.

Каждый из шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных элементов. Детально содержание модели мы рассмотрим в последующих темах, сейчас же выделим предпосылки или методологические основания исследований в области стратегического менеджмента.

Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка  и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания  являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.

Сбор информации. Организации необходимо достаточное количество каналов  поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных  процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма  должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.

Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент – это высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процессов, так и разработки «глобальных» стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии.

Транснациональный бизнес. Как научная  дисциплина стратегический менеджмент начала ХХI в. ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.

Информация о работе Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента