Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:09, реферат

Описание

Цель работы состоит в исследовании вопросов стратегического менеджмента.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить стратегический менеджмент как систему;
- выделить цель, функции, задачи и структуру стратегического менеджмента как системы;
- рассмотреть особенности влияния окружающей среды на систему стратегического менеджмента;
- определить общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента;
- рассмотреть принципы управления в стратегическом менеджменте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Описание проблем (развития, управления, планирования и т.д.)…..5
2. Стратегический менеджмент как система……………………………..8
2.1 Цель, задачи, функции системы………………………………………10
2.2 Структура системы стратегического менеджмента ………………..12
2.3 Особенности окружающей среды…………………………………….15
3. Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента………………………………………………….18
4. Принципы управления………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

реферат по стратегическому менеджменту.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

Принятие решений. Процесс стратегического  менеджмента – это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии  определяется не в последнюю очередь  предвидением, интуицией, чувством поступать  «правильно» - то есть всем тем, что  определяется как предпринимательская  инициатива.

Видение долговременных перспектив. В то время, как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется  на долгосрочные перспективы. Чаще всего  перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как  отправная точка стратегического  развития и изменений.

Стратегические альтернативы. Методология  стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов - одна из важнейших  и наиболее ответственных задач  стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии  допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более  соответствующей изменившимся условиям.

Междисциплинарный подход. Теория стратегического  менеджмента базируется на комплексе  поведенческих наук - социологии, психологии, политологии, экономике, праве и  др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные  методы исследования.

Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации  и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, -- определяющий фактор планирования, выбора и осуществления  стратегии.

Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому  фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда  менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют  преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды  и управлять ожиданиями людей, вовлеченных  в процесс стратегических изменений.

 

3. Общесистемные принципы  решения проблем в области  стратегического менеджмента

 

Концепция технологии решения стратегических проблем раскрывается через объяснение ее видения, научную платформу и  стратегические свойства. Первым основополагающим принципом концепции является получение  полного системного знания по проблеме и опора на это знание при достижении решений. Вторым ее принципом является гарантия полноты, завершенности, согласованности, сбалансированности, эффективности, рациональности и реализуемости выполняемых  проектных разработок.

Проблема осознается как вопрос и стратегическая цель. С ней связано  стремление что-то познать, чего-то достигнуть, что-то изменить, чем-то стать. Проблема обращена к реальному миру с его  внутренними скрытыми закономерностями. Она выступает определенной относительной  частичной мерой непознанного в  этом мире. Проблема и реальность связаны  через систему. Проблема отграничивает  в реальности сферу своего проявления, определяет ракурс видения этой реальности, преобразует реальность в систему. Решение проблемы связано с получением объективных знаний о реальном и основано на научном познании закономерностей системы.

Сложные стратегические проблемы связаны  с открытыми крупномасштабными  системами. Для них полное научное  знание не разработано. Полное объективное  знание о таких проблемах содержится в самой эмпирической реальности. Получение этих знаний связано с  организацией наблюдений и измерений  сложных проблем как открытых систем.

Ландшафт стратегических проблем  и решений образуют четыре сегмента, в которых формируются эмпирическая, научная, технологическая и организационная базы решений.

Эмпирическая база объективирует  видение стратегической проблемы в  данных. В научной базе решений  содержатся объективные знания, раскрывающие глубинные смыслы и закономерности проблемы. Технологическая база включает наборы согласованных реализуемых  эффективных правил, методов и  действий, составляющих проект решения  проблемы. Организационная база накапливает  стратегические обзоры, оценки, истории  исполнения проектов, обеспечивает обратную связь и совершенствование информационной технологии решения стратегических проблем.

Стратегическая проблема имеет  четыре уровня представления: видение (проблема в форме концепции стратегического  развития), данные (проблема как совокупность стратегических мер), знания (проблема, раскрытая в ее смыслах), решение (проблема, воплощенная в проекте  стратегического развития).

Стратегические проблемы развития имеют три уровня решения: стратегический план, проект управления выполнением  стратегического плана, проекты  решения частных задач стратегических инноваций.

Решение стратегической проблемы на каждом из этих уровней обеспечивает информационная технология нового уровня - технология решения стратегических проблем. Главными опорными пунктами этой технологии являются реальные эмпирические данные об организации и ее окружении, объективные научно обоснованные знания о проблеме, реалистичные эффективные решения стратегической проблемы.

Современный инструментарий решения  стратегических проблем создается  на основе различных информационно-технологических  ресурсов. Планирование информационных технологий нового уровня как составной  части единой общей проблемы управления стратегическим развитием связано  с разработкой концепций, методологий, теорий, методов целенаправленного  скоординированного использования  этих ресурсов.

 

4. Принципы управления

 

Можно выделить следующие основные принципы стратегического управления:

- Перспективность;

- Устойчивость;

- Реализуемость;

- Итерративность (поэтапность);

- Комплексность;

- Приоритетность.

Стратегическое управление направлено на долгосрочную перспективу. Последствия  принимаемых стратегических решений  играют определяющую роль в судьбе компании на протяжении длительного  времени. Нужно помнить, что стратегические ошибки очень сложно исправить. Более  того, никакими оперативными методами нельзя изменить последствия стратегической ошибки.

Устойчивость. Выбирая ту или иную стратегию, руководство компании должно быть готово последовательно придерживаться её линии, подчиняя свои тактические  действия стратегическим приоритетам. Однако, ввиду своей долгосрочности, стратегическое управление осуществляется в области высокой неопределенности, поэтому руководство компаний всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений. Но все эти изменения должны быть осмыслены и не должны выходить за рамки согласованной концепции развития компании.

Реализуемость. При постановке долгосрочных целей и определении стратегии  их достижения, учитываются реальные возможности компании. Поставленные цели должны быть реализуемы, а задачи выполнимы. Естественно, что они  при этом должны быть напряженными, но реализуемы. Когда компания только внедряет систему стратегического  менеджмента, то можно ставить цели чуть-чуть заниженными, чтобы они  точно были реализованы. Это важно  чтобы механизм заработал. С работающим механизмом можно будет наверстать в будущем возможные небольшие  потери от того, что компания перераспределила свое внимание между текущей и  стратегической деятельностью. Т.е. на начальном этапе может возникнуть такое ощущение будто из-за того, что потратили время на стратегию  потеряли в текущей деятельности (и что важно в текущем финансовом результате), но при этом в стратегии  успеха не достигли. Поэтому при  внедрении стратегического менеджмента  очень важно чтобы менеджеры  почувствовали, что эта система  работает.

Итерративность (поэтапность). Внедрение  стратегии в жизнь происходит поэтапно: решение долгосрочных задач  происходит через реализацию среднесрочных  и краткосрочных целей, таким  образом, конечная стратегическая цель достигается путем детальной  последовательной работы. Здесь очень  важно понимать, что нужно постоянно  контролировать реализацию стратегии. Чем на более длительный срок разработана  стратегия тем больше точек контроля исполнения стратегии должно быть.

Комплексность. Всесторонний анализ и учет информации, позволяет своевременно реагировать на изменения внешней  и внутренней среды. Для того, чтобы  разработать эффективную стратегию  необходимо учесть большое число факторов. При этом даже в большей степени нужно изучать внешнюю среду, но и про компанию также забывать нельзя. Необходимо отслеживать все узкие места компании, чтобы знать какими внутренним ресурсом сейчас располагает компания, сможет ли она реализовать задуманную стратегию.

Приоритетность. Долгосрочная стратегическая линия является приоритетной и определяющей по отношению ко всей последующей  работе. Выбранная стратегия развития и путь её реализации служит основой  для построения всех оперативных  планов деятельности компаний. Вот  здесь к сожалению очень часто  происходит сбой. Когда необходимо быстро принять решение, то часто  текущие интересы преобладают над  стратегическими даже несмотря на то, что в компании утверждена стратегия. Нужно еще научиться следовать  разработанной стратегии.

Специфические принципы стратегического  менеджмента:

1) возложение на руководителей  ответственности за уровень организованности  работ по стратегическому менеджменту  и за его конечные результаты;

2) ориентация деятельности организации  на стратегические инновационные  проекты, обеспечивающие развитие  или получение новых конкурентных  преимуществ в области повышения  качества товара и его сервиса,  ресурсосбережения; 

3) стратегия обеспечения конкурентоспособности  организации преимущественно должна  базироваться на использовании  эксклюзивных ценностей. 

На основе результатов стратегических маркетинговых исследований, прогнозирования  будущих потребностей и ценностей, научно-производственных и финансовых возможностей производителя, стратегической сегментации рынка разрабатывается  стратегия организации в нормативах.

 

Заключение

Итак, стратегический менеджмент можно  определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в  достаточно длительной перспективе).

Примерами решений стратегического  типа служат, в частности, выбор рынков и круга производимых товаров, масштабов  и географии деятельности, способов ведения конкуренции и деловых  партнеров, источников снабжения материалами  и концепции маркетинга, технологий и структуры производственных возможностей, организационной структуры, правовой формы и системы управления (включая  подбор и воспитание руководителей  нужных типов), формирование адекватной организационной культуры и т.п.

Стратегический менеджмент - это  деятельность по обеспечению реализации целей органов в условиях динамичной изменчивой неопределенной среды, позволяющей  оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой  к внешним требованиям.

Основной целью стратегического  менеджмента является достижение (в  нормативах) оптимального уровня эффективности  и конкурентоспособности товаров  и организации в целом. Поскольку  стратегический менеджмент является частью (началом) реформирования организации, то на него распространяются все принципы целого - реформирования.

Функции:

1. Планирование - предполагает решения  о том, какими должны быть  цели фирмы и что должны  делать члены фирмы, чтобы их  достичь; 

2. Мотивация - выявление побудительных  мотивов с целью адресного  делегирования конкретного задания; 

3. Организация;

4. Контроль - измерение того, что  сделано, сравнение достигнутого  с ожидаемым результатом.

Стратегическое управление представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как: анализ среды; определение миссии и цели; анализ и выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.

Анализ среды считается первым этапом стратегического управления. В процессе анализа среды формируется  база для формулирования миссии и  определения целей фирмы, выработки  стратегии деятельности, позволяющей  фирме осуществить свою миссию и  достичь поставленных целей.

Стратегический менеджмент развивает  широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для  организации. Руководители, имеющие  знания и навыки в области стратегического  менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов  в принятии важных организационных  решений.

Информация о работе Общесистемные принципы решения проблем в области стратегического менеджмента