Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа
Современный этап научно-технической революции, привел к качественному изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор. Опыт наиболее успешных организаций показавает, что инвестиции в персонал, создание условий для роста работников и повышения их профессионального потенциала дают в 2-3 раза более высокую отдачу, чем средства, направленные на решение чисто производственных задач. Именно поэтому подготовка, обучение и повышение квалификации персонала становятся приоритетным направлением деятельности любой организации.
Введение 3
Понятие обучения персонала 5
Основные задачи, решаемые в ходе обучения 7
Классификации способов обучения 9
Способы обучения 11
Тренинги 11
Деловые игры 13
4.3. Ротация 14
4.4. Лекции 14
4.5. Наставничество 15
4.6. Обсуждение в группах 16
4.7. Разбор проблемных ситуаций 18
Заключение 19
Список литературы 21
Самыми эффективными среди способов обучения на сегодняшний день являются активные методы обучения персонала – то есть методы, основанные на практике. Именно они зарекомендовали себя лучше всех.
К
активным методам обучения персонала
можно отнести: тренинги, деловые игры,
обсуждения в группах и разбор проблемных
ситуаций.
4. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Тренинги
Под
тренингами понимается такое обучение,
в котором теоретические блоки
материала минимизированы и основное
внимание уделяется практической отработке
навыков и умений. В ходе проживания
или моделирования специально заданных
ситуаций менеджеры получают возможность
развить и закрепить
Тренинг
- тот метод, который способен наиболее
оперативно реагировать на все внешние
и внутренние изменения. Он обеспечивает
более интенсивное и
Несомненный
плюс тренинга в том, что он повышает
мотивацию персонала. Во время тренинга
происходит не только передача знаний,
но и определенная эмоциональная
зарядка людей. Пробуждается, актуализируется
потребность применить новые
знания на практике, т.е. побудительные
мотивы деятельности существенно возрастают.
Обычно после хорошо проведенного тренинга
3-4 месяца сотрудники находятся в
состоянии эмоционального подъема.
В связи с этим обычные тренинговые
программы построены таким
Однако существует ряд причин, которые препятствуют закреплению навыков тренинга - это: дефицит самодисциплины для отработки и закрепления навыка или умения, полученного в ходе тренинга, желание делать сразу все быстро и правильно, психологический дискомфорт от того, что не все получается и сложность анализа собственного настроения и поведения.
Таким
образом, теряются до 80% приобретенных
в ходе тренинга знаний. В связи
с этим очень важным является обеспечение
поддержки изменений после
В качестве корпоративных тренингов для туристических компаний следует выделить следующие основные направления обучения:
1. Навыки телефонного общения и телефонный этикет являются одними из ключевых для сотрудников турфирм. Тренинг включает в себя упражнения, помогающие научиться устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, выяснять всю необходимую информацию, предлагать клиенту посетить офис турфирмы, так, чтобы клиент действительно пришел в турфирму, правильно использовать правила телефонного этикета.
2. Продажи по телефону – данный тренинг направлен на выработку умения выявлять потребности клиента в телефонном разговоре и предлагать варианты туров, которые могут действительно заинтересовать клиента. В ходе тренинга менеджеры учатся презентовать туры и услуги туристической компании, преодолевать возражения и сомнения клиентов.
3. Работа
с информацией в туристической компании
и тайм-менеджмент для турменеджеров включает
в себя упражнения, позволяющие научить
сотрудников эффективнее использовать
стратегический ресурс компании - рабочее
время и время клиента, а также научиться
организовывать поиск информации о турах,
гостиницах и перелетах с наименьшими
затратами.
4.2. Деловые игры
Деловые игры — это форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами. В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства в развитии.
Игра
представляет собой совокупность мероприятий,
в ходе которых команде обучающихся
"игроков" предлагается решить определенную
игровую задачу, отражающую реальные
проблемы турфирмы. В условиях деловых
игр создаются исключительно
благоприятные возможности
Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков.
Однако возникают некоторые проблемы в использовании игрового метода: требуется достаточно точно передать характеристики и условия работы и включить в игру всех участников.
4.3. Ротация
Ротация – это метод обучения, при котором работник временно перемещается на другую должность для приобретения новых навыков и ознакомления работников с различными производственными задачами фирмы.
Сотрудник может перейти также в другой филиал или отдел компании на ту же должность. Смена обстановки помогает работнику открыть в себе новые качества. В другом коллективе могут работать более опытные сотрудники, которые передают свои знания и навыки. Такой метод широко используется в небольших турагентских и туроператорских фирмах.
Кроме того, ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещаясь на другую должность, сам отрабатывает новых навыки и умения. Ротация положительно влияет на мотивацию персонала, помогает справиться со стрессом, если прежняя выполняемая работа была однообразной и наскучила работникам.
Таким
образом, помимо чисто обучающего эффекта
ротация оказывает
4.4. Лекции
Лекция
является традиционным и одним из
самых древних методов
При применении данного метода используют много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.
Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы. В этом процессе квалифицированные специалисты передают сотрудникам фирмы знания, убеждения и мотивацию. Однако в результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Таким образом, сразу выявляется недостаток данного способа обучения: ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. Усвоение лекционного материала составляет всего 10-15% от общего объема. Но этот недостаток можно победить, раздав слушателям основные лекционные материалы.
Но все-таки следует отметить весьма важное преимущество лекций: один лектор работает сходу с несколькими десятками слушателей, потому этот способ экономически чрезвычайно выгоден.
4.5. Наставничество
Наставничество - это форма взаимодействия более опытного сотрудника - наставника с менее опытным - обучаемым сотрудником. Она отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте тем, что одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность, работая рядом с мастером своего дела, молодые работники быстрее постигают премудрости профессии. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника.
Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, например в сфере туристических услуг.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Наставником может быть не каждый. Для того чтобы сделать этот метод успешным и способствующим развитию навыков, человек должен ответственно относиться к обучению. Наставничество происходит прямо на рабочем месте. Руководит им опытный специалист, знаток своего дела. Наставник и сотрудник вместе прорабатывают проблемные моменты, самые разные ситуации. Уровень обучаемого человека может быть совершенно разным (от новичка до работника со стажем). Наставник в работе – учитель, помощник и друг (в лучшем случае).
Основными
целями наставничества являются: передача
знаний, передача навыков, изменение
поведения, передача элементов корпоративной
культуры, рост, развитие потенциала наставляемого,
эффективное использование
4.6. Обсуждение в группах
В
рабочих ситуациях, когда необходимо
найти способы решения
В то же время, в отличие от прямой критики на обычном совещании, обсуждение не затрагивает личность каждого человека в отдельности, не оскорбляет его, не вторгается в сферу его компетенции, а напротив, конструктивно помогает ему совершенствовать какой-либо навык, таким образом у участников сохраняется позитивное восприятие информации и ощущение психологической безопасности.
Отличительной характеристикой данного метода является то, что рабочая группа выносит только свои решения в форме шагов достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передаются на рассмотрение руководству турфирмы. Руководство может принять во внимание решение группы или отклонить их предложение.
Преимуществами
работы в группах являются: развитие
самостоятельности сотрудников, формирование
у сотрудников навыка принятия решения,
повышение мотивации
Для более эффективной работы над поставленной задачей участников группы лучше предварительно обучить методологии и аналитическим методам при решении проблемы. И естественно, важнейшими требованиями к поведению в ходе обсуждения остаются активность всех участников и доброжелательное отношение друг к другу.