Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:15, курсовая работа
Таким образом, цели данной курсовой работы следующие:
1- изучить теоретико-методологические основы и ключевые факторы обучения производственного персонала;
2- исследовать особенности обучения производственного персонала в компании ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Введение
Глава 1: Теоретические основы обучения персонала предприятия
1.1 Обучение производственного персонала как основа успешной работы организации
1.2 Сущность, формы и методы обучения персонала
1.3 Планирование и управление процессом обучения персонала предприятия
Глава 2: Практика обучения персонала на предприятии ОАО «Вимм-Билль Данн Продукты Питания»
2.1 Общая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»
2.2 Организация обучения производственного персонала в ОАО «Вимм Билль-Данн Продукты Питания»
2.2.1 Учебный центр компании
2.2.2 Дистанционное обучение
2.2.3 Корпоративный университет «Вимм-Билль-Данн»
2.3 Анализ результатов внедрения системы обучения персонала в ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»
Заключение
Список литературы
5) Ролевые игры - этот метод активного
обучения становиться все
6) Поведенческое моделирование
- является одним из новых
7) Разбор практических ситуаций
- метод начали использовать еще
в двадцатых годах в США,
он связан с разбором
8) Баскет-метод - данный метод
основан на имитации ситуаций,
которые часто встречаются в
трудовом процессе
Методы обучения персонала на рабочем месте Таблица 1
Метод обучения
Характерные особенности метода
Направленное приобретение опыта
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
Производственный инструктаж
Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.
Смена рабочего места (ротация)
Получение знаний и приобретение опыта
в результате систематической смены
рабочего места. В результате этого
за определенный промежуток времени
создается представление о
Использование работников в качестве ассистентов, стажеров
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного
порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
Подготовка в проектных группах
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных ограниченных сроком задач.
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и др.), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников. Это метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.
Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в учебных цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой проходит обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия, например шум, отвлечение со стороны других работников и напряженный график и ритм работы.
Обучение на рабочих местах как особый метод обучения следует шире использовать в тех случаях, когда:
· работники проходят обучение преимущественно в аудитории, хотя лучших результатов можно было бы достичь посредством обучения на рабочем месте;
· фактически обучение на рабочем месте уже осуществляется стихийно, требуется лишь наведение порядка и документальное и процедурное оформление этого процесса в соответствии с установленными требованиями к профессиональному обучению;
· профессиональная адаптация новых
работников может проходить эффективнее
при более широком
· в организации уже имеются люди, которые при соответствующей организации обучения могут стать хорошими преподавателями (инструкторами, наставниками) для обучения на рабочем месте.
Сейчас наблюдается
Выбор метода обучения определяется характеристиками самих слушателей, возможностями предприятия, уровнем квалификации педагога, целями учебного процесса. Ошибки при выборе метода могут негативно отобразиться на эффективности обучения. К примеру, слишком большое количество лекционных занятий для слушателей с невысоким уровнем практики, достаточно давно закончившим учебное заведение, может существенно ухудшить усвояемость учебного материала и снизить интерес к занятиям.
Принципы внутрифирменной
обучение производственный персонал
1.3 Планирование и управление процессом обучения персонала предприятия
Для полноценного и продуктивного обучения персонала необходимо разработать систему управления и развития персонала. Зачастую потраченные время и бюджеты оказываются не столь эффективны, как хотелось бы. Безусловно, важным является выбор поставщика тренингов, учебного заведения, но в ряде случаев даже качественные тренинги не приносят нужного результата. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо при планировании обучения кадров на основе анализа организации получить ответы на вопросы: каких именно сотрудников нужно обучать, повышать квалификацию; чему нужно обучать, какие профессиональные навыки должен получить работник и когда проводить обучение; какой именно результаты хочет получить организация и как именно эти изменения должны отразиться на эффективности работы персонала.
Управление профессиональным обучением призвано решить следующие задачи:
> определение тех навыков и знаний, которым должны быть обучены работники;
> определение тех кадров, вклад средств в которых принесёт пользу для организации;
> учет и эффективное
> соответствие мероприятий по обучению целям предприятия и извлечения из них максимальной пользы;
> заинтересованность и
Система подготовки и переквалификации персонала может быть эффективной только в случае глубокой оценки перспективы и формировании желаемого образа будущего предприятия, необходим анализ текущего положения организации, формирование желаемого образа предприятия, подготовка проекта изменения, спланированы необходимые будущие изменения, определены затраты и сроки на исполнение подготовленного проекта. Построение системы обучения является очень трудоемким из-за финансовых затрат. Поэтому руководители среднего и высшего звена и все сотрудники организации должны понимать поставленные цели и задачи подготовки персонала, а также осознавать его значение в формировании успешной работы компании в условиях рынка.
Исполнители, курирующие определенные направления работы по обучению, должны обеспечиваться финансовыми и материальными ресурсами, которые необходимы для реализации персонал-технологии Персонал-технология - образ поведения руководителя, придерживаясь которого, он при помощи необходимой документации и слов, обращенных к сотрудникам, может добиться решения поставленной задачи с необходимым качеством и в установленные сроки. . Провести успешное обучение работников, не имея достаточных финансовых средств, оборудования, материалов и приспособленных для этого помещений, не представляется возможным, поэтому для исполнителей необходимо создать условия, которые позволяют наиболее эффективным образом достигать поставленных перед ним задач. Исполнители для успешного выполнения поставленных перед ними целей должны обладать соответствующей квалификацией.
Не менее важным является квалификация преподавателей в не зависимости от того, по какому методу обучаются работники, они должны обладать высокой компетентностью по преподаваемым предметам, а также максимально полно использовать различные методы обучения. Психологические особенности преподавателя, такие, как доброжелательное отношение к обучаемым, коммуникативные способности, особенности характера, влияют на включенность работников в процесс обучения. Высокие результаты обучения достигаются не только в уровне заинтересованности преподавателя, но и работников, необходимо обеспечить высокую заинтересованность методистов, координаторов, вспомогательного персонала.
Для контроля процессов обучения должна быть предусмотрена организационная поддержка, а именно: лица руководства, курирующие эту работу, четко установить порядок выполнения работы и составления отчетности, должностные лица ответственные за выполнение работы. Вся работа по достижению целей, связанных с любым направлением работы с персоналом, должна проводиться в соответствии с соответствующими регламентирующими инструкциями, положениями. С помощью регламента обеспечивается высокая эффективность достижения заданных результатов.
Эффективность работы по обучению и повышению квалификации может быть повышена за счет уменьшения или устранения факторов, снижающих ее эффективность, таких как плохая система контроля, низкая подготовка самих преподавателей, отсутствие заинтересованности руководства. А также выявление недостаточно полного использования методик обучения, неверно выбранных методик, незнание опыта других организаций.
Задача формирования кадрового резерва в организации не менее важна, резерв необходим для замещения вакантных в будущем должностей в связи с освобождением работников от занимаемой должности или появлением новых рабочих мест с ростом компании, открытием новых направлений развития. Для формирования кадрового резерва необходимо провести первичный отбор кандидатов, далее определить потенциал отобранных сотрудников, что позволяет определить наиболее перспективных кандидатов, способных в будущем занять руководящие должности в компании, далее проводиться разработка программы обучения для кадрового резерва.
Одним из инновационных систем учета обучения персонала является Learning Management System. LMS ? это система сбора и учета данных по обучению персонала компании. Система LMS позволяет планировать и учитывать очные и дистанционные учебные мероприятия, планирование и доставку учебных ресурсов.
Функции системы обучения: формирование индивидуальных планов развития сотрудников, составление графика обучения, учет учебных мероприятий, документооборот в процессе обучения, сбор и обработка заявок на обучение, ведение базы данных учебных программ, планирование и учет затрат и бюджетов на обучение, анализ результатов обучения.
Система LMS предоставляет менеджеру по управлению обучением необходимые инструменты для формирования программ обучения, контроля, составления отчетов о прохождение обучения и их результативности. Одним из важнейших элементов системы LMS является возможность получить точный отчет по учебному процессу, которая позволяет делать выводы об эффективности вложений в обучение персонала.
Очень важна поддержка развития системы обучения на предприятии со стороны высшего руководства, без нее крайне трудно внедрить даже отработанный метод обучения в других компаниях, не говоря уже об инновационных системах обучения. Проявленный энтузиазм отдельно взятых работников может дать определенные результаты, но если работник понимает, что его старания никому не нужны, энтузиазм быстро иссякает. Поэтому именно поддержку высшего руководства можно считать важнейшим компонентом успеха внедрения эффективной системы обучения на предприятии. Получить высокую отдачу от развития направления работы с персоналом можно только при поддержке и непосредственном участии высшего руководства.
По опыту развитых стран многие внедренные направления работы с персоналом, такие как развитие инициативы персонала путем вовлечения их в работу целевых групп, обогащение труда, создание кружков качества, без обеспечения поддержки руководителей не получает должной отдачи. Во многих российских компаниями повторяется такая же ситуация, высшее руководство дает свободу кадровым подразделениям компании, линейным и средним руководителям проводить преобразования в системе управления, обучения персоналом, в результате получаются не дающие желаемого эффекта косметические, формальные улучшения.
На задачах планирования роль высшего руководства не ограничивается, хороший эффект на качество обучения оказывает участие руководства в самом процессе обучения работников. Одним из видов такого участия является выступления руководителя перед слушателями при открытии и закрытии курсов обучения, а также присутствие на защитах итоговых работ.