Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции каждая организация понимает, что ее успех в большой степени зависит от персонала. Как руководство относится к своему персоналу, так в конечном итоге оно относится и к своему клиенту». Для того что бы работа делалась эффективно, необходимы основные управленческие навыки, и главное комфортная рабочая атмосфера, которая создана как внутри, так и вне компании. Поэтому обучение персонала, включающее повышение квалификации, переподготовку кадров, несомненно, является важным фактором любой успешной организации.
В настоящее время проблема обучения персонала еще более активизировалась. В экономических журналах таких как «Управление персоналом», «Служба кадров и персонала», «Человек и труд» за последний период печатается очень много статей посвященных этой проблеме.
Объектом исследования является процесс организации обучения персонала.

Содержание

Введение
Глава 1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности.
Теоретические основы организации обучения персонала.
Цели обучения персонала.
Понятие активных методов обучения.
Значение и принципы выбора метода обучения персонала.
Виды методов обучения.
1.5.1. Критерии деления методов на группы.
1.5.2. Традиционные методы обучения персонала.
1.5.3. Активные методы обучения персонала.
Глава 2. Оценка организации обучения персонала на конкретном предприятии.
2.1. Организационная характеристика предприятия.
2.2. Организационная структура обучения персонала.
2.3. Анализ методов обучения персонала в организации.
2.4. Организация и контроль процесса обучения.
2.5. Совершенствование системы обучения работников организации.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (Автосохраненный).docx

— 48.91 Кб (Скачать документ)
 

«СОДЕРЖАНИЕ»   

Введение

Глава 1.  Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности.

    1. Теоретические основы организации обучения персонала.
    2. Цели обучения персонала.
    3. Понятие активных методов обучения.
    4. Значение и принципы выбора метода обучения персонала.
    5. Виды методов обучения.

    1.5.1. Критерии  деления методов на группы.

    1.5.2. Традиционные  методы обучения персонала. 

    1.5.3. Активные  методы обучения персонала.  

Глава 2. Оценка организации обучения персонала на конкретном предприятии.

    2.1. Организационная  характеристика предприятия. 

    2.2. Организационная  структура обучения персонала. 

    2.3. Анализ  методов обучения персонала в  организации.

    2.4. Организация  и контроль процесса обучения.

    2.5. Совершенствование  системы обучения работников  организации.

Заключение 
Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 «ВВЕДЕНИЕ» 
 
  В настоящее время в условиях жесткой конкуренции каждая организация понимает, что ее успех в большой степени зависит от персонала. Как руководство относится к своему персоналу, так в конечном итоге оно относится и к своему клиенту». Для того что бы работа делалась эффективно, необходимы основные управленческие навыки, и главное комфортная рабочая атмосфера, которая создана как внутри, так и вне компании. Поэтому обучение персонала, включающее повышение квалификации, переподготовку кадров, несомненно, является важным фактором любой успешной организации. 
  В настоящее время проблема обучения персонала еще более активизировалась. В экономических журналах таких как «Управление персоналом», «Служба кадров и персонала», «Человек и труд» за последний период печатается очень много статей посвященных этой проблеме.  
  Объектом исследования является процесс организации обучения персонала. Предмет исследования – деятельность менеджеров, связанная с организацией обучения персонала (постановка целей обучения, разработка учебных планов и программ, выбор методов обучения, контроль за обучением, оценка эффективности обучения). 
  Целью курсовой работы является теоретическое изучение и сравнение различных методов обучения персонала, выявление преимуществ активных методов обучения, а также рассмотрение процесса их реализации на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы организации обучения персонала
 

      Обучение персонала является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Чем быстрее развивается отрасль, тем скорее устаревают знания научного и прикладного характера, и появляется потребность в получении новых.  
      Смена целей общественного развития и способов их достижения, работа в рыночных условиях требует постоянного переобучения персонала с учётом освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приёмов труда.  
      В целях определения потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.  
      Уровень образования и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.  
      Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, планирование, а карьеры персонала организации.  
      Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.  
      Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые соответствуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами её развития, потенциалом и склонностями сотрудников.
     
     
     
     
     
     

    1.2. Цели обучения  персонала 

На основе предварительного анализа задач  необходимо определить конкретные функции  или элементы рабочего процесса, требующие  улучшения или развития. То, что  Вы надеетесь достичь с помощью  обучения, должно быть зафиксировано  в четко сформулированных целях  обучения. Причем эти цели должны быть четко и ясно сформулированы, так как только в этом случае можно оценить будет ли обучение эффективным.

 Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей. При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать. 
  Цель профессионального обучения – подготовка персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач.  
  Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.   
Точка зрения работодателя.  Специалисты считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

     Точка зрения наемного работника, определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

     Мотивацией  непрерывного обучения в американских компаниях является связь между  результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением  ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для  повышения его квалификации. 
  Обучение уже сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внешняя адаптация и внутренняя интеграция.  
С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

     Основные  ситуации с точки зрения направлений  в обучении

Ситуация Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
1. Специализированные  программы обучения (тренинга продаж, переговоров, креативности) Методы поведенческого тренинга
2. Программы командообразования Активная групповая  и межгрупповая деятельность с последующей  рефлексией группового процесса. Деловые  и ролевые игры, анализ проблем  организации
3. Развитие межличностной  и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления  конфликтов Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры
4. Управленческая  подготовка Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые  игры
5. Подготовка  к организационным инновациям Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации

 

обучение  руководитель

1.3. Понятие активных методов обучения

Обучение  персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.

В зависимости  от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и  корпоративным, проходить в форме  лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через  Интернет: обучаемые выполняют задания  и проходят тестирование на сайте  обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации. Организовать учебный  процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные  организации создают собственные  учебные центры и корпоративные  университеты.

Методы  обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное  обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

Активные  методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

  • Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения
  • Сотрудничество обучающихся и преподавателя (в данном смысле – инструктора, координатора обучения) в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения).
  • Активное, творческое, инициативное  участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения.
  • Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения
  • Развитие – наряду со специфическими изучаемыми навыками – приемов эффективного обучения.

  Таким образом, применение системы активных методов обучения, разработанной и совершенствуемой в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий является одним из ключевых элементов в реализации идеи непрерывного обучения, правления накоплением и развитием навыков и знаний индивидов для активной же (само) реализации.  
  Проблема наличия адекватно квалифицированных, гибких, способных к самообучению и саморазвитию, эффективному планированию образовательных и карьерных путей кадров – прежде всего в области управления – является одной из ключевых в обеспечении успеха развития предприятия.   
  В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха.   
Причины необходимости обучения персонала предприятия заключаются в следующих тезисах.

  1. Повышение квалификации. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами.
  2. Мотивация. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.
  3. Специфика профессии. Сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию.
  4. Соответствие стандартам. В некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.
  5. Международное сотрудничество. Наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса (например, ИТ). Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.
  6. Отсутствие специалистов. Зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись. Осваивая новое для России производство, а значит и технологии, компания берет на себя задачу подготовки кадров.
  7. Стратегия компании. В некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию — там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля».

Информация о работе Обучение персонала