Оценка эффективности стратегии туристской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Системный кризис российской экономики, сопровождающийся значительным ослаблением роли государства в управлении, спадом производства во всех отраслях материальной сферы, снижением
уровня жизни населения, обусловливает необходимость разработки адекватных рыночным условиям хозяйствования организационно-экономических механизмов функционирования предприятий. Сложность указанной проблемы подтверждается ухудшением финансового состояния, ростом убытков, неплатежеспособности и банкротств предприятий промышленности в постприватизационный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Кризисы в социально-экономических системах……………..…...4
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии…………..…...4
1.2. Причины возникновения экономических кризисов и их возможные последствия…………………………………………………………………..……7
Глава 2. Типология кризисов в социально-экономических системах…..10
2.1. Типология кризисов……………………………………………………...10
2.2. Признаки кризисов: распознавание и разрешение……………………..15
Глава 3. Рекомендации по разработке стратегической программы антикризисного управления………………………………………………….19
3.1. Разработка антикризисной стратегии организации……………………19
3.2. Реализация выбранной антикризисной стратегии……………………...25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемых источников и литературы…………………………29

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ1.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

Предприятие имеет  успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного  и неуклонного развития. Поэтому  полноценная стратегия антикризисного управления — это стратегия созидания, захвата и удержания определенной рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.

В антикризисном  управлении решающее значение имеет стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируется внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляется сбор и отслеживание информации по каждому компоненту, и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

При проведении анализа внешней среды с целью выявления причин кризиса слишком большой или слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа.

  • Анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
  • Анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью  метода создания сценариев — реалистического описания того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые из них будут находиться под прямым контролем предприятия, но будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

Наряду с анализом внешней среды предприятия важно  провести углубленное исследование его реального состояния. На основе результатов этого исследования и видения того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.

Чем слабее положение  предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

  • Эффективность текущей стратегии. Нужно определить:
    • место предприятия среди конкурентов;
    • границы конкуренции (размер рынка);
    • группы потребителей, на которые предприятие ориентируется;
    • функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров.
  • Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Сила предприятия — это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения. Слабость — это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению с другими. После выявления сильных и слабых сторон они тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия могут быть использованы как основа антикризисной стратегии.
  • Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек, который отражает процесс создания стоимости товара и включает различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности могут стать важным источником преимуществ предприятия.
  • Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.
  • Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.

Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей предприятия.

Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:

  • провозглашение убеждений и ценностей;
  • продукцию или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);
  • рынки, на которых будет работать предприятие:
  • способы выхода на рынок;
  • технологии, которые будет использовать предприятие;
  • политику роста и финансирования.

Затем наступает  процесс корректировки системы  целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.

Каждое предприятие имеет определенную систему целей, которые возникают как отражение целей различных групп:

  • собственников предприятия;
  • сотрудников предприятия; покупателей;
  • деловых партнеров;
  • общества в целом.

Если миссия — это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей — это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.

Третий этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив  выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.

На этом заканчивается  процесс стратегического планирования и начинается процесс определения  тактики реализации выбранной стратегии, а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и  контроль результатов.

Предприятие может  функционировать на определенном сегменте рыночных отношений, руководствуясь одной из существующих маркетинговых стратегий.

  • Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.
  • Стратегия роста — захват новых рынков сбыта.
  • Стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.
  • Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.
  • Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.

Та или иная из перечисленных стратегий реализуется  предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведения. Принято различать три типа конкурентного поведения:

  • креативное — создание нового продукта с уникальными свойствами;
  • приспособленческое — сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей;
  • преимущественное — нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции.
 

3.2. Реализация выбранной антикризисной стратегии

Тактическими  мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т. д.

Стратегическое и тактическое планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глубинные причины кризисных явлений.

Первый этап тактического планирования — реализация выбранной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны:

  • окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;
  • детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью их широкого вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;
  • привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
  • выработать решения по поводу организационной структуры.

При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На многих предприятиях отсутствует оптимальное сочетание структуры, культуры, навыков, необходимое для успешной деятельности.

Структура предприятия  во многом определяет его способность  реагировать на изменения внешней  среды: слишком жесткая организационная  структура может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач.

На данном этапе  менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения между этими состояниями по следующим критериям:

  • навыки и ресурсы;
  • структура и системы;
  • управленческая культура.

При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут оказать сильное влияние на успех предприятия.

Второй этап тактического планирования — оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.

Если  предприятие своевременно отслеживает  появление внешней угрозы и располагает  временем, достаточным для выработки  эффективной реакции, оно может  последовательно ликвидировать  все проблемы. Но в кризисной ситуации реализацию изменений надо осуществлять в жестко ограниченные сроки. Поэтому при планировании антикризисной стратегии необходимо предусматривать максимальную параллельность работ. Антикризисная стратегия наиболее эффективна, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается и приходится решительно изменять сложившуюся систему управления, что оказывает негативное влияние на работу персонала.

Преодоление сопротивления  со стороны персонала требует  осуществления мероприятий двух видов:

  • психологических, т. е. определения культурной ориентации различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создания опорных точек внедрения антикризисной стратегии, ограничения влияния на принятие решений со стороны групп, невосприимчивых к изменениям;
  • системных, т. е. формирования переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.

Информация о работе Оценка эффективности стратегии туристской организации