Оценка эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:51, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение понятий эффективности и способов ее оценки. Задачи работы: изучение существующих подходов к понятию эффективности, видов эффективности управления, методов исследования оценки персонала, а также понятий результативности работы сотрудников.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы оценки эффективности управления персоналом 4
1. Экономическая и социальная эффективность 4
2. Показатели, применяемые для оценки эффективности 6
3. Оценка по результатам и успешности реализации отдельных функций 7
4. Исследование уровня удовлетворенности персонала 11
5. Индивидуальная и групповая результативность 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 18

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 50.98 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Байкальский  государственный  университет экономики  и права»

Кафедра Экономики и  управления

                                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

«Оценка эффективности управления персоналом»

 

Работу выполнила:

Якимова Ксения Владимировна

Студентка 1 курса сокращенной формы обучения, БУ-1-11

 

Научный руководитель:

Ассистент Коротич Мария  Владимировна

 

 

 

 

 

Чита 2012

Оглавление

Введение 3

Теоретические основы оценки эффективности  управления персоналом 4

1. Экономическая и социальная  эффективность 4

2. Показатели, применяемые для оценки  эффективности 6

3. Оценка по результатам и  успешности реализации отдельных  функций 7

4. Исследование уровня удовлетворенности  персонала 11

5. Индивидуальная и групповая  результативность 14

Заключение 16

Список используемой литературы 17

ТЕСТОВОЕ  ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 18

 

 

Введение

Современная рыночная система управления персоналом различных категорий, основанная на эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов в процессе производства, предполагает систематический анализ и оценку всех видов деятельности предприятия, и в первую очередь трудовых достижений персонала. Анализ содержания выполняемых работ, действующих на предприятии процессов труда и полученных результатов служит экономической основой не только совершенствования управления трудовыми ресурсами, рабочей силой, но и рационального расходования всех производственных ресурсов, сбережения человеческого капитала. Именно персонал любой организации или фирмы, все ее руководители, специалисты и исполнители в ходе своей работы прямо и непосредственно в той или иной мере связаны как с выработкой основных экономических целей, так и с осуществлением важнейших проектных и управленческих решений о производстве, распределении и потреблении имеющихся в их распоряжении ресурсов.

В современном производстве основным показателем его экономический эффективности, как известно, является высокая прибыль, образующаяся за счет наиболее полного использования всех организационных ресурсов, главным образом трудового потенциала и предпринимательских способностей работников предприятия. На основе анализа содержания трудовой деятельности и оценки показателей выполнения работы можно установить вклад каждого сотрудника или отдельной рабочей группы в общие результаты всего предприятия или фирмы. При прочих равных условиях основным критерием для оценки личного вклада работников  должны служить показатели результативности их трудовой деятельности, качество выполнения закрепленных работ или установленных должностных функций.

В связи с этим возрастает актуальность использования в деятельности руководителя обязательной оценки эффективности  управления, разработки показателей эффективности, которые характеризовали бы состояние управления на конкретном предприятии или участке работы.

Целью настоящей работы является изучение понятий эффективности и способов ее оценки. Задачи работы: изучение существующих подходов к понятию эффективности, видов эффективности управления, методов исследования оценки персонала, а также понятий результативности работы сотрудников.

Теоретические основы оценки эффективности управления персоналом

1. Экономическая и социальная эффективность

Для характеристики целей управления персоналом используются понятия «экономическая эффективность» и «социальная (персональная) эффективность». При этом экономическая эффективность в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал целей организации — экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде; социальная эффективность — как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.)

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность  показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации  в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

Общий эффект можно условно  принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта  измеряются по-разному, и напрямую сложить  их не представляется возможным. Помимо понятия эффекта используют понятие эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффективность = Эффект/Затраты

При управлении стремятся  к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению  всех видов эффектов. Затраты в  организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести  их в денежную форму).

Обычно затраты подразделяют на:

  • материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
  • трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
  • финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить  уменьшением любого из перечисленных  ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно  уменьшить трудовые ресурсы и  более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов  производства путем электронного раскроя  материала). Однако для внедрения  такой техники финансовые затраты  должны быть увеличены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так  как между решением и результатом  проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения  имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую  систему (например, градообразующие  предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д.

Таким образом, экономическая  эффективность – это достижение целей организации – экономических  результатов – с минимальными затратами на персонал. А социальная эффективность проявляется в  степени достижения индивидуальных целей работников, удовлетворения их интересов и потребностей. Также, социальная эффективность имеет  два основных измерения: ориентацию на работу и ориентацию на отношения  с другими людьми. Эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

  • в управлении трудовыми ресурсами;
  • в управлении производством или при создании операционной системы;
  • при определении методов и структур управления.

2. Показатели, применяемые для оценки эффективности

 Выделяют пять групп показателей эффективности управления персоналом, первые три из которых характеризуют экономическую эффективность, четвертый и пятый — социальную:

  1. эффективность результатов деятельности (общая экономическая эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль, рентабельность, производительность, рост оборота, качество удовлетворения спроса);
  2. материальная эффективность производственного процесса (индикаторы измерения: отклонения от плана, брак, рекламации, своевременность поставок, качество продукции);
  3. нематериальная эффективность производства (индикаторы измерения: точность и время решения проблемы, готовность к инновациям, преодоление, снятие неуверенности, определенность цели, точность и своевременность информации и др.);
  4. установки на труд (удовлетворенность трудом, инициатива, доля потерь рабочего времени, жалобы, способность брать на себя ответственность и др.);
  5. установки на отношения с другими индивидами (восприятие влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие, групповая сплоченность и др.)

Экономическая и социальная эффективность могут как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Важная задача управления персоналом состоит не только в их повышении, но и в оптимизации их взаимоотношения на базе прежде всего экономической эффективности, организационных целей.

Кроме того, показатели эффективности  управления можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели эффективности включают:

  • комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
  • финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); 
  • показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур). 

К качественным показателям  эффективности относят:

  • повышение научно-технического уровня управления;
  • уровень интеграции процессов управления;
  • повышение квалификации менеджеров;
  • повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
  • формирование организационной культуры;
  • управляемость системы; удовлетворенность трудом;
  • завоевание общественного доверия;
  • усиление социальной ответственности организации;
  • экологические последствия.

3. Оценка по результатам и успешности реализации отдельных функций

Применительно к управлению персоналом проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической  эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать:

  • достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики;
  • достижение целей, поставленных перед управлением персоналом, с минимальными затратами средств;
  • выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления. 

  Рассмотрим более подробно первый из этих подходов - достижение конечного результата.

Общий экономический эффект можно рассматривать как результат  только производственной деятельности или как результат всей хозяйственной  деятельности предприятия. В первом случае экономическим эффектом является произведенная продукция в натуральном  или денежном выражении (валовая, товарная, чистая продукция). Во втором случае принимается  во внимание не только производство продукции, но и сбыт, реализация (объем реализованной  продукции, прибыль). Продукция должна быть выражена в текущих (действующих) ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами. Таким образом, повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов. 

Наиболее часто для  оценки эффективности производства применяется показатель эффективности  затрат труда, в частности показатель производительности труда Пт:

Пт = Оп / Т,

где Оп - объем произведенной  продукции в течение определенного  календарного периода (руб); Т - затраты труда (чел.-ч, чел.-дн., средняя списочная численность работников). Однако надо отдавать себе отчет в том, что этот показатель изменяется под влиянием многих факторов.

Кроме того, поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Информация о работе Оценка эффективности управления персоналом