Операционные рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Для разумного применения законов рынка, повышения своей конкурентоспособности, постоянного совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к проведению анализа и разрабатывать новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов является операционный анализ.
Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Операционный рычаг.docx

— 75.02 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Для разумного применения законов рынка, повышения своей  конкурентоспособности, постоянного  совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к  проведению анализа и разрабатывать  новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов является операционный анализ.

Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого  учета, а результаты этого анализа  могут составлять коммерческую тайну  предприятия.

Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности  и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры  управления, методов производства и  т.д.

Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли  в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного  левериджа.

В общем виде леверидж (рычаг) трактуется как фактор, изменение которого приводит к существенному изменению ряда результативных показателей. Операционный (производственный) леверидж показывает потенциальную возможность изменения прибыли при изменении объема производства. Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при любом изменении объема производства прибыль всегда изменяется еще более быстрыми темпами.

 

 

1 Сущность,  основные  направления и необходимые условия проведения операционного анализа

 

Операционный анализ - это  элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры  затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение  между переменными и постоянными  затратами, ценой продукции и  объемом производства. Распространены и другие названия операционного  анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность  операционного анализа для выработки  управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино  маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Исходя из содержания понятия  «управление» основными элементами управления затратами и себестоимостью продукции промышленного фирмы  является прогнозирование и планирование, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.

По показателю выпуска  продукции фирмы имеют возможность  определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков. С этой целью следует рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности, точку безубыточности), т.е. сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов фирмы.

Порог рентабельности определяют по формуле:

 

=

 

Запас финансовой устойчивости определяется по формуле:

 

 

 

Запас финансовой прочности  показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.

Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения  выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь  сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры  и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.

Факторную модель зоны безопасности фирмы можно представить следующим  образом:

 

ЗФУ= =1- : ,

 

где В - выручка от продажи продукции;

Т - безубыточный объем продаж,

Спост - сумма постоянных затрат;

Дi - доля i-гo вида продукции в общей сумме выручки;

Qобщ - общий объем проданной продукции;

Удi; - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж;

pi - цена единицы продукции;

Спер - переменные расходы на единицу продукции.

прибыль


Запас финансовой устойчивости можно представить графически рис. 1.


убыток


Ктп


В


Q

Т

Переменные затраты

Постоянные затраты

Выручка

ЗФУ

В

 

 

 

порог рентабельности

А

Рис. 1 - Расчет точки безубыточности

 

На оси абсцисс откладывается  объем продаж продукции, на оси ординат - постоянные, переменные затраты и  прибыль. Пересечение линии выручки  и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна  затратам. Выше ее зона прибыли, ниже зона убытков. Отрезок линии выручки от точки до верхней точки и есть запас финансовой устойчивости.

Из приведенного графика  видно, что порог рентабельности (точка безубыточности) отделяет объем  производства, при котором могут  быть получены убытки (треугольник  ОАТ), от объема производства, приносящего  прибыль (треугольник ТВС).

Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в  количестве единиц продукции, которую  необходимо продать, чтобы покрыть  затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции  будет приносить прибыль предприятию.

При таком уровне цена будет  равна себестоимости единицы  продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого  уровня невыгодно для фирмы, так  как в результате будет получен  убыток.

В условиях спада производства на многих фирмах объем продаж находится  ниже уровня безубыточности. Поэтому  расчет объема продаж в натуральном  выражении имеет актуальное значение. Каждое предприятие может определить для себя, какое количество продукции  необходимо произвести для достижения уровня, при котором оно сможет покрыть все свои затраты.

Разные соотношения доли переменных и постоянных затрат в  их общей величине сильно влияют на положение точки безубыточности. Поэтому очень важно улучшать управление отдельно постоянными и  отдельно переменными издержками. Нужно  иметь в виду, что рост доли постоянных затрат, даже при снижении переменных издержек на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объема продаж.

Общую формулу прибыли  от продажи продукции можно представить  в виде:

 

Ппрод=P*Q-(Cпост + Спер*Q),

 

где Ппрод - прибыль от продажи продукции;

Q - количество проданной  продукции;

Р - цена изделия;

Спер - удельные переменные затраты;

Спост - совокупные постоянные затраты.

Каждое предприятие должно постоянно проверять обоснованность деления затрат на постоянные и переменные и при необходимости вносить  коррективы в свои планы.

Основанием для принятия решения по инвестированию в производство, освоение новых рынков и новых  видов продукции и т.д. может  служить наличие надежного (достаточного) запаса финансовой прочности. Если такого запаса нет, то предприятие обязано  осуществлять жесткий контроль за затратами и оптимизацией всей деятельности.

Создание и функционирование любого фирмы упрощено представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с  целью извлечения прибыли. Процесс  управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется  в финансовом менеджменте категорией левериджа. Кроме того, он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках.

Логика взаимосвязи между  выручкой и прибылью заключается  в следующем. Прибыль можно рассматривать  как разницу между выручкой и  расходами двух типов - производственного  и финансового характера. Они  не взаимозаменяемы, однако величиной  и долей каждого из этих типов  расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры  прибыли является важным в условиях рыночной экономике и свободы в финансировании фирмы с помощью предметов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

Величина чистой (нераспределенной) прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью фирмы на нее оказывают  влияние:

а) то, насколько рационально  использованы представленные предприятию  финансовые ресурсы;

б) структура источников средств.

Основными допущениями операционного  анализа являются:

- объем производства равен  объему продаж (нет товарных остатков);

- все затраты классифицируются  как переменные и постоянные;

- все зависимости описываются  линейными уравнениями;

- поведение затрат рассматривается  применительно к определенному  периоду времени, в течение  которого затраты не меняются (релевантный период).

Для выполнения аналитических  расчетов все затраты, имеющие отношение  к производству продукции классифицируются как:

- переменные и постоянные

- прямые и косвенные

Переменные меняются вместе с объемом производства, постоянные остаются неизменными.

Прямые включаются в себестоимость  конкретного вида продукции. Косвенные  имеют отношение ко всем видам  продукции.

Поэтому в регистрах бухгалтерского учета отражается накопление косвенных  затрат, которые затем распределяются каким-то методом по видам продукции.

В качестве базы можно использовать базу основных производственных рабочих, тогда косвенные расходы будут  включены в себестоимость конкретного  вида расходов пропорционально доле зарплаты рабочих, материальные затраты в себестоимости продукции, доля объема продукции в общем объеме продаж.

В себестоимость включают прямые переменные затраты + распределенные косвенные затраты производственного  характера.

Современные учетные системы  предполагают, что в себестоимость  включается не полная себестоимость, в  нее включаются прямые переменные затраты (материальные и трудовые) + распределенные косвенные расходы производственного  характера (расходы по содержанию оборудования и цеховые расходы).

Формирование прибыли  от продаж осуществляется по схеме:

Выручка (цена * количество продукции)       -

Общие прямые переменные затраты (затраты на 1 * количество)          =

Маржинальный доход (брутто прибыль)       -

Постоянные  затраты                                                                               =

Прибыль от продаж (нетто  прибыль)

На первой стадии формируется  маржинальный доход (валовая прибыль, брутто прибыль, сумма покрытия, сумма  поглощения).

Маржинальный доход покрывает  постоянные затраты, которые не распределяется по отдельным видам продукции, а  списываются с финансового результата.

Это упрощенная схема, которая  на практике применяется в более  сложном варианте, как основа управленческого  учета. Ее содержание зависит от величины, состава косвенных расходов.

Операционный анализ может  быть применен только при соответствующих  изменениях в аналитическом учете.

В основе логических взаимосвязей и формул лежит операционная зависимость, которая связана со структурой себестоимости  при данном объеме продаж.

Если объем продаж увеличивается, то затраты ведут себя так:

- общие переменные затраты  растут, но на ед. продукции они  не  меняются;

Информация о работе Операционные рычаги