Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:10, курсовая работа
Для разумного применения законов рынка, повышения своей конкурентоспособности, постоянного совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к проведению анализа и разрабатывать новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов является операционный анализ.
Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
- общая сумма постоянных расходов не меняется, но в расчете на единицу продукции постоянные затраты снижаются.
Себестоимость единицы изделия снижается, и прибыль увеличивается за счет двух факторов:
- увеличение объема продаж;
- за счет сокращения доли постоянных расходов в себестоимости продукции.
2 Эффект операционного рычага (операционный леверидж). Сущность и способы расчёта силы воздействия операционного рычага (уровня операционного левериджа)
Операционный рычаг – сила влияния производственных факторов на изменение прибыли от продаж.
Эффект операционного рычага – это изменение прибыли под воздействием операционных факторов, рассчитывается в %.
Эффект равен % изменения фактора x на силу операционного рычага.
Производственный леверидж, представляет собой взаимосвязь между совокупной выручкой фирмы, его прибылью до налогообложения и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы фирмы, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой (нераспределенной) прибылью и величиной прибыли до налогообложения. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая (нераспределенная) прибыль.
Соотношение постоянных и переменных затрат фирмы позволяющее «включать» механизм производственного левериджа с различной интенсивностью воздействия на прибыль до налогообложения, характеризуется «коэффициентом производственного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:
Кпр.л = ,
где Кпр.л - коэффициент производственного левериджа;
Спост - сумма постоянных затрат;
Sпол - полная себестоимость.
Чем выше значение коэффициента производственного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста прибыли до налогообложения по отношению к темпам прироста объема продажи продукции.
Конкретное соотношение прироста прибыли до налогообложения и выручки от продажи, достигаемое при определенном коэффициенте производственного левериджа, характеризуется показателем «эффект производственного левериджа», который исчисляется отношением темпов прироста прибыли до налогообложения к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Принципиальная формула расчета этого показания имеет вид:
Эпр.л = ,
где Эпрл - эффект производственного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
ΔПдонал - темп прироста прибыли до налогообложения, в %,
ΔВ - темп прироста объема продажи продукции, %.
Задавая тот или иной темп прироста объема продажи продукции всегда имеется возможность, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает прибыль до налогообложения при сложившемся на предприятии коэффициенте производственного левериджа.
В конкретных ситуациях хозяйственной деятельности фирмы проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформируем основные из этих особенностей:
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей хозяйственной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные расходы (т.е. обеспечить равенство МД = Спост)
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент производственного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем продажи продукции.
3. Наибольшее положительное воздействие производственного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема продажи продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращивании придела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Таким образом, каждый последующий процент прироста объема продажи продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли до налогообложения (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими чем темпы прироста объема продажи продукции).
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продажи продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер выручки. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента производственного левериджа. чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма выручки по отношению к темпам снижения объема продажи продукции.
5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется только тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращивания объема продажи продукции происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения результативности хозяйственной деятельности. Это проявление сводится к изменению значения коэффициента производственного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла фирмы при наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены - в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
Управление производственным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные производственные затраты.
При управлении постоянными
затратами следует иметь в
виду, что высокий их уровень в
значительной мере определяется отраслевыми
особенностями осуществления
При управлении переменными
затратами основным ориентиром должно
быть обеспечение постоянной их экономии,
т.к. между суммой этих затрат и объемом
производства и продажи продукции
существует прямая зависимость. Обеспечение
этой экономии до преодоления предприятием
точки безубыточности ведет к
росту суммы маржинальной прибыли,
что позволяет быстрое
Целенаправленное управление
постоянными и переменными
3 Максимизация прибыли на основе использования эффекта операционного рычага (операционного левериджа)
Известно, что прибыль зависит не только от количества реализованной продукции, но также и от доли расходов предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (Cost - Volume - Profit Relationships или CVP), позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом. Считается, что по мере увеличения предприятием выпуска продукции настает такой момент, когда ее затраты на создание каждой новой единицы товара становятся ниже.
Особенностью организации
а) переменные /маржинальные/ б) постоянные
Постоянные и переменные расходы
классифицируются по источникам возникновения
расходов: переменные характеризуют
расходы хозяйственной
Переменные затраты - это затраты, которые при росте или падении объема производства и реализации продукции соответственно увеличиваются или уменьшаются (в сумме). Переменные затраты на единицу произведенной или реализованной продукции представляет собой дополнительные затраты, понесенные при создании этой единицы. Такие переменные затраты иногда называют маржинальными затратами на единицу произведенной или реализованной продукции. Переменные затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.
Эта группа включает:
· расходы на сырье;
· транспортные расходы;
· расходы на оплату труда;
· топливо, газ и электроэнергию для производственных целей;
· расходы на тару и упаковку.
Постоянные затраты - это затраты, на сумму которых изменения объема производства и реализации продукции не влияет. Они начисляются независимо от того, используется ли техника частично, полностью или вообще простаивает.
Постоянные затраты
· арендная плата;
· амортизация основных фондов;
· износ нематериальных активов;
· расходы на содержание зданий и помещений;
· затраты на подготовку кадров;
· отчисления на обязательное страхование имущества и другие.
Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так переменные затраты. К ним относятся: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, командировочные расходы, затраты на материально-техническое обеспечение и т.д.
Измеряя затраты, мы, естественно, не должны забывать и о выручке от реализации продукции. Если продажная цена единицы какого-то вида продукции известна, то валовая выручка от реализации этого вида равна произведению продажной цены единицы продукции на количество реализованных единиц продукции.
При увеличении объема реализации продукции
на единицу выручка увеличивается
на одинаковую или постоянную сумму,
и переменные затраты также возрастают
на постоянную величину. Следовательно,
разница между продажной ценой
и переменными затратами на каждую
единицу продукции также должна
быть постоянной величиной. Эта разница
между продажной ценой и
Отсюда вытекает, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом операционного рычага.
Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли.
Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи - долю валовой маржи в выручке от реализации.
Валовая маржа в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия, чтобы результат от реализации после возмещения переменных затрат (или валовой маржи) хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Пусть, например, выручка от реализации в первом году составляет 10 000 тыс. тенге при переменных затратах 8 600 тыс. тенге и постоянных затратах 1200 тыс. тенге (в сумме 9800 тыс. тенге). Прибыль равна 200 тыс. тенге. Предположим далее, что выручка от реализации возрастет до 11 000 тыс. тенге (+ 10,0 %). Увеличиваются на те же 10,0 % и переменные затраты. Теперь они составляют 8600 тыс. тенге + 860 тыс. тенге = 9460 тыс. тенге. Постоянные затраты не изменяются: 1200 тыс. тенге. Суммарные затраты равны 10 660 тыс. тенге, прибыль же достигает 340 тыс. тенге, что на 70 % больше прибыли прошлого года. Отсюда следует, что выручка от реализации увеличилась всего на 10 %, а прибыль - на 70 % ! Как после этого не проникнуться идеей разумной экономии на постоянных, в том числе и управленческих, затратах. Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль. Так при увеличении переменных затрат на 10 %, а постоянных всего на 1 %, прибыль увеличится уже не на 70 %, как раньше, а на 64 %. Нетрудно заметить, что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует операционный рычаг и наоборот. Это еще раз доказывает, что нельзя раздувать постоянные расходы, ведь при снижении выручки от реализации потеря прибыли может оказаться многократно выше. Например, в нашем случае сила воздействия операционного рычага равна (10 000 тыс. тенге - 8600 тыс. тенге): 200 тыс. тенге = 7,0. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем, на 3 %, прибыль возрастет на 3 % х 7,0 = 21 %; при снижении выручки от реализации на 10 % прибыль снизится на (10 % х 7,0 = 70 %). Отсюда можно сделать следующие выводы: