Оптимизация кадровой политики в системе государственного управления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Цель исследования - определить состояние кадрового обеспечения государственной службы и специфику взаимодействия государственных органов власти по формированию и реализации государственной и муниципальной кадровой политики как целостной системы, выявить особенности управления персоналом в органах власти.
В связи с поставленной целью в работе намечаются следующие задачи:
- Определить основные тенденции формирования и развития государственной кадровой политики в Российской Федерации.
- Раскрыть основные принципы и приоритеты государственной кадровой политики, их социальную направленность на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Понятие государственной кадровой политики
2. Механизм кадровой политики в системе государственной службы РФ
2.1 Совершенствование методов кадровой политики
2.2 Система мотивации государственных служащих
2.3 Подготовка и повышение квалификации государственных служащих
3. Оптимизация кадровой политики в системе государственного управления в РФ
3.1 Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы
3.2 Проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 68.93 Кб (Скачать документ)

     5) принцип обновления, ротации кадров. Планомерное обновление кадрового  состава государственных служащих  обеспечивается путем привлечения  на государственную службу квалифицированных  специалистов, а ротация осуществляется  на основе их перевода с  одной должности на другую  в пределах государственного  органа или переводом в другой  орган;

     6) принцип гарантии правовой и  социальной защищенности государственных  служащих. Реализация этого принципа  означает, что человек на госслужбе находится под опекой государства и пользуется рядом льгот и преимуществ по сравнению с другими гражданами. Государственным служащим обеспечивается единство основных государственных гарантий независимо от уровня и вида государственной службы. Дополнительные гарантии устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гарантии предоставляются преимущественно в денежной форме;

     7) принцип реализации служащими  предоставленных им прав и  служебных обязанностей, что и  лежит в основе их деятельности  по обеспечению исполнения полномочий  государственных органов.

     К принципам прекращения государственной  службы относятся5:

     1) принцип отставки, который предполагает  увольнение служащего с госслужбы  по собственному желанию. Такое  право служащего в зависимости  от вида службы может быть  предусмотрено законодательством  или оговорено служебным контрактом. Служащий может быть отправлен  в отставку и по инициативе  государственного органа в случае  несоблюдения условий контракта  или по другим основаниям;

     2) принцип увольнения со службы  по выслуге лет, что дает  право служащему, если это предусмотрено  законом, досрочно, по сравнению  с общепринятыми нормами, выйти  на пенсию и прекратить служебную  деятельность;

     3) принцип увольнения со службы  по достижении предельного возраста. По существующему законодательству  предельный возраст нахождения  на госслужбе установлен в  60 лет, предполагается, что в ближайшие  годы он может быть увеличен  на 5 лет.

     Наряду  с принципами законодательством  определяются основания прекращения  государственной службы. Служащий может  быть уволен ввиду прекращения гражданства  Российской Федерации, в случае разглашения  сведений, составляющих государственную  и иную охраняемую законом тайну, по болезни и т. п. Общие основания  для прекращения государственной  службы и особенности прекращения государственной службы по ее отдельному виду устанавливаются федеральными законами.

     При организации прохождения государственной  службы важно учитывать также  присущие данному процессу функции. Под функциями в этом случае подразумеваются  специализированные виды деятельности уполномоченных на то органов и должностных  лиц, связанных с отбором, движением  кадров, их профессиональным развитием, целесообразным использованием и т. д. Такими функциями являются6:

     1) функция кадрового прогнозирования,  которая вытекает из необходимости  расчета потребностей в кадрах  на ближайший период и перспективу,  позволяет предвидеть появление  новых специальностей, возможные  модели их подготовки, в целом  состояние кадрового корпуса;

     2) функция планирования исходит  из прогнозных обоснований и  предполагает введение всего  процесса работы с кадрами  в строгие временные рамки;

     3) функция перемещения кадров по  вертикали и горизонтали;

     4) функция учета, ранжирования кадров  по должностям, квалификационным  разрядам, званиям, рангам и т.  п.

     Осуществление названных функций обеспечивает упорядоченность процесса прохождения  государственной службы служащими  и совершенствование методов  кадровой политики.

     2.2 Система мотивации государственных служащих 
 

     Система мотивации государственных служащих включает в себя материальные и нематериальные стимулы7.

     Материальные  стимулы обусловлены систематическим  получением служащими денежного  содержания (вознаграждения, довольствия), в которое включаются оклады по замещаемой должности государственной службы, оклады за классный чин или дипломатический  ранг, либо по воинскому и специальному званию, надбавки, отражающие в том  числе квалификацию, эффективность  деятельности государственного служащего, условия государственной службы, а также выплаты стимулирующего характера. Все это должно обеспечить государственному служащему и его  семье качество жизни, соответствующее  уровню развития общества и государства.

     Значительное  влияние на повышение качества прохождения  государственной службы оказывают  и принимаемые государством меры по повышению уровня материального  благосостояния государственных служащих. При сохранении достигнутого уровня социальных гарантий в перспективе  они связаны с увеличением  должностных окладов, их дифференциации в зависимости от группы, к которой  относится должность государственной  службы, существенно возрастая от младшей группы к высшей. Это делает государственного служащего конкурентоспособным  на рынке труда в сопоставлении  со специалистами, занимающими аналогичные  должности в коммерческих структурах, и стимулирует его стремление к должностному (служебному) росту. В государственной службе апробируются механизмы, непосредственно связывающие  уровень получаемого денежного  содержания с результатами деятельности государственных гражданских служащих, подразделения и государственного органа в целом.

     В этих целях расширяются полномочия руководителей государственных  органов по дифференциации оплаты служебной  деятельности служащих. Перечень должностей гражданской службы, по которым может  устанавливаться особый порядок  оплаты труда, а также обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности будут утверждены указом Президента Российской Федерации. Предполагается, что все это положительно скажется на индивидуальной и коллективной деятельности служебного персонала.

     Для организации материального стимулирования важную роль играет классификация должностей гражданской службы8.

     Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

     Между должностями и группами Законом  проводятся определенные взаимосвязи. Так должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

     Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры  должностей гражданской службы. Порядок  введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской  службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации.

     С учетом состава денежного содержания гражданского служащего в качестве не только морального, но и материального  стимула представляется возможным  рассматривать предусмотренную  ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" 9 присвоения государственным служащим классных чинов гражданской службы исходя из двух основных критериев, которыми являются:

     а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;

     б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без  ограничения срока полномочий).

     Классные  чины присваиваются в зависимости  от группы должности следующим образом10:

     Гражданским служащим, замещающим должности федеральной  гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской  службы – действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

     Гражданским служащим, замещающим должности федеральной  гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской  службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

     Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы ведущей группы, присваивается  классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской  службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

     Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы старшей группы, присваивается  классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской  службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

     Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы младшей группы, присваивается  классный чин государственной гражданской  службы – секретарь государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

     Вопрос  о том, кем присваивается классный чин государственной службы, также  зависит от группы должности.

     Классный  чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается  Президентом Российской Федерации.

     В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной  гражданской службы – государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

     В иных федеральных государственных  органах указанный классный чин  присваивается руководителем федерального государственного органа.

     Классные  чины гражданской службы, предусмотренные  частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются  представителем нанимателя.

     Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы субъекта Российской Федерации  высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

     В соответствии с п. 3 ст. 13 «Закона о системе государственной служб»11 законопроектом установлено, что непосредственно порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 4 ст. 11).

     Должности государственных служащих и получаемые ими классные чины непосредственно  зависят от стажа их деятельности. Вопросы исчисления стажа (общей  продолжительности) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности  дополнительного оплачиваемого  отпуска за выслугу лет и размера  поощрений в связи с безупречной  и эффективной гражданской службой  регулируются федеральным законом  о системе гражданской службы 12(п. 1 ст. 14).

     Мобилизующую  роль в прохождении службы имеют  и моральные стимулы: различного рода награды, грамоты, благодарности, другие поощрения духовного порядка.

     К. Магомедов отмечает, что личностная мотивация, как известно, определяет тот вид профессиональной деятельности, которую выбирает для себя каждый человек. Государственная служба как  объект профессиональной мотивации  имеет особенные отличия, так  как кроме материальных и социально-статусных  стимулов содержит еще и общегражданский  компонент. Поэтому гражданские  качества, включая их морально-этические  составляющие, гражданственность, осознанность человеком ценностей общественного  блага и прогресса, должны быть одними из главных при его поступлении  на государственную гражданскую  службу13.

     Результаты  проведенного ВЦИОМ в 2006 г. репрезентативного  социологического исследования показывают, что, по мнению российских граждан, в основе профессиональной мотивации государственных служащих прежде всего лежит стремление занять престижное место в обществе (53,6% опрошенных), получить гарантии стабильного положения и постоянной работы (38,2%) и открыть для себя возможности служебного роста (36,0%). Эти, в основном социально-статусные, стимулы достаточно органичны и лежат в основе многих видов профессиональной мотивации.

Информация о работе Оптимизация кадровой политики в системе государственного управления в РФ