Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:16, курсовая работа
Цель моего исследования - выявить некоторые важнейшие аспекты про-блемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
Для достижения этой цели передо мною были поставлены задачи:
Изучить концепцию организационной культуры;
Проследить за развитием организационной культуры;
Рассмотреть влияние организационной культуры на эффективность производства.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Концепция организационной культуры.
Понятие и структура организационной культуры……………………………5
Содержание организационной культуры……………………………………...6
Глава II. Развитие организационной культуры.
Формирование организационной культуры…………………………………...8
Поддержание организационной культуры…………………………………….9
Изменение организационной культуры……………………………………….11
Глава III. Влияние организационной культуры на эффективность производства.
Подходы к измерению организационной культуры………………………….15
Соответствие культуры принятой стратегии………………………………….20
Управление организационной культурой……………………………………..22
Глава IV. Особенности организационной культуры в туризме………………...24
Заключение…………………………………………………………………...........26
Список используемой литературы………………………………………...........27
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени. При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены. Лежащее в основе этого предположение заключается в том, что меняющиеся цены и платежи должны стимулировать необходимые изменения в организации.
Административный механизм контроля строится на формальном авторитете. Сам процесс состоит в изменении правил и процедур посредством издания директив. В основе данного механизма лежат два предположения:
• сверху виднее, какими мерами достичь желаемого результата;
• работники подчиняются без вопросов в пределах разделяемых базовых предположений.
Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях. Именно из них исходят члены организации при осуществлении своих действий. Предполагается также, что работники достаточно привержены организации, знают, как действовать в рамках данной культуры. По мере роста и развития организации клановый механизм заменяется административным, а затем и рыночным.
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе — разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот.
Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие
индивидом организационной
Культура
помогает людям в организации
действовать осмысленно, обеспечивая
оправдание их поведению. В компаниях,
где ценится риск, человек идет на него,
зная, что в случае неудачи он не будет
наказан и что из неудачи будут извлечены
уроки на будущее. Оправдываемые таким
образом действия усиливают существующее
поведение, особенно когда оно вписывается
в ситуацию. Данный процесс является источником
средств для изменения самой культуры.
Поскольку люди используют культуру для
оправдания поведения, то можно изменять
культуру через изменение в поведении.
Однако для успеха этого процесса необходимо
обеспечить, чтобы люди не могли бы оправдывать
свое новое поведение «старой» культурой.
Модель Питерса — Уотермана.
Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
• вера в действия;
• связь с потребителем;
• поощрение автономии и предприимчивости;
• рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности;
• знание того, чем управляешь;
• не заниматься тем, чего не знаешь;
• простая структура и немногочисленный штат управления;
• одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации.
Вера в действия. Согласно этой ценности решения, принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя для таких фирм составляет сердцевину их организационной культуры.
Автономия и предприимчивость. Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, «делятся» на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска. Эта культурная норма поддерживается через распространение в организации легенд и историй о своих собственных эдисонах и фордах.
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает
человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением и достоинством ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний ожидается, что он управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Эти фирмы не приемлют диверсификации в сторону от основного бизнеса.
Простые структуры и мало управленцев. Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне. Положение менеджера в таких компаниях определяется не количеством его подчиненных, его влиянием надела организации и, главное, на ее результаты. Согласно этой культурной ценности менеджеры больше ориентируются на уровень выполнения подчиненными своей работы, а не на наращивание своих штатов.
Одновременная
гибкость и жесткость
в организации. Парадокс этого атрибута
организационной культуры успешных компаний
разрешается следующим образом. Высокая
организованность в них достигается за
счет того, что все работники понимают
и верят в ценности компании. Это их жестко
связывает и интегрирует. Гибкость обеспечивается
посредством сведения к минимуму «руководящих»
вмешательств и минимизации числа регулирующих
правил и процедур. Это поощряет новаторство
и стремление брать на себя риск. В итоге
жесткая структура разделяемых культурных
ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
Модель Парсонса.
Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели — AGIL:
• адаптация;
• достижение целей;
• интеграция;
• легитимность.
Суть
модели состоит в том, что для
своего выживания и процветания
любая организация должна быть способной
адаптироваться к постоянно меняющимся
условиям внешней среды, добиваться выполнения
поставленных ею целей, интегрировать
свои части в единое целое и, наконец, быть
признанной людьми и другими организациями.
Данная модель исходит из того, что ценности
организационной культуры являются наиболее
важными средствами или инструментами
выполнения функций этой модели. Если
разделяемые в организации верования
и ценности помогают ей адаптироваться,
достичь целей, объединиться и доказать
свою полезность людям и другим организациям,
то очевидно, такая культура будет влиять
на организацию в направлении успеха.
2. Соответствие культуры принятой стратегии
Перед каждой фирмой стоит вопрос о соответствии ее стратегий
существующей в организации культуре. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разложить стратегию как единое целое на составные части (задачи), образующие широкую программу стратегических действий. Взяв эти задачи за основу анализа, можно рассмотреть их с двух позиций:
• важность каждой задачи для успеха данной стратегии;
• совместимость между задачей и тем аспектом организационной культуры, который призван ее обеспечить.
Г. Шварц и С. Дэвис предложили построить матрицу, положив в основу две вышеуказанные переменные, демонстрирующие степень риска применения выбранной стратегии в условиях имеющейся в организации культуры. При этом подходе осуществляется позиционирование каждой задачи на поле матрицы с использованием для этого управленческого опыта и интуиции. Это позволяет найти ответ на вопрос о том, что должно быть сделано в случае серьезной несовместимости стратегии и культуры.
Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
• игнорируется
культура, серьезным образом
• система управления подстраивается под существующую в организации культуру; этот подход строится на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений в саму стратегию. Так, при переходе от механистической к органической схеме организации во многих производствах долгое время не удается изменить культуру на сборочных
участках. В этом случае данный подход может помочь в решении проблемы;
• делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть основным для достижения долговременного успеха фирмы;
• изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую
культуру.
Выводы,
которые могут быть сделаны из
этого краткого рассмотрения вопросов
совместимости культуры и стратегии в
организации, свидетельствуют о том, что
все усилия должны быть предприняты для
минимизации возникающего риска. Когда
этого нельзя избежать по причине структурных
изменений в отрасли, в которой действует
фирма, либо из-за серьезных трудностей
в ее работе, то может использоваться комбинация
трех последних подходов для выведения
«культурного» риска на допустимый уровень.
3. Управление организационной культурой
Культура организации включает три уровня: символы; ценности и верования; базовые предположения. Возникает вопрос о возможности манипулирования культурой через проведение изменений на каждом из указанных уровней. Существует позиция, что независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее высшее руководство может управлять
культурой двумя способами:
Информация о работе Организационная культура и её влияние на деятельность органицации