Организационная культура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 02:24, курсовая работа

Описание

Психологический словарь определяет термин «Организационная культура» следующим образом: «Организационная культура - 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения; 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.» [1]

Содержание

Введение
Глава I. Понятие «организационной культуры»
1.1 Введение в понятие «Организационная культура»
Глава II. Организационная культура и стратегии управления предприятиями
2.1. Организационная культура и стратегии фирмы
2.1. Сравнительная характеристика стратегий фирмы с учетом экономической культуры стран Востока и Запада
2.2. Основные принципы эксплуатационной системы и финансово-экономические стратегии фирмы
2.4. Цель предприятия и его организационная культура на примере западно-европейской фирмы "Хьюлетт-Паккард"
Глава III. Организационная культура во внешнеэкономическом сотрудничестве
3.1. Организационная культура и экономические модели развития микро- и макроэкономических систем
3.2. Организационная культура во внешнеэкономическом сотрудничестве
3.3. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры
3.4. Культурные особенности в использовании мировых достижений научно-технического прогресса
3.5. Формирование сильной культуры в международных бизнес-коммуникациях
Глава IV. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием
Глава V. Организационная культура и стратегическая устойчивость бизнеса: пути капитализации «человеческого потенциала»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

олька1.docx

— 97.49 Кб (Скачать документ)

При моделировании процессов  антикризисного управления предприятием организационную культуру следует  рассматривать как весомый фактор в функционировании предприятия. Представление  предприятия, как развивающейся  системы, в классическом виде S = < A, R, Z, N, G >, где A – множество элементов  системы, R – множество отношений  между элементами системы, Z – совокупность целей системы, N – наблюдатель  системы при ее исследовании или  принятии решений, G – метод моделирования, с помощью которого наблюдатель  отображает объект или процесс принятия решения , следует дополнить элементом, определяющим характеристики взаимосвязей между компонентами системы, в качестве которого и выступает организационная культура.

С точки зрения системного анализа, организационную культуру следует рассматривать как характеристику, предопределяющую поведение и развитие предприятия, как открытой, целенаправленной системы, то есть способность эволюционно  переходить из одного состояния в  другое .

Таким образом, учет, анализ, структуризация организационной культуры предприятия является непременным  условием при моделировании и  разработке программы антикризисного развития предприятия. Понимание принципов  и способность управления организационной  культурой является ключом к эффективному менеджменту предприятия.

V. Организационная культура  и стратегическая устойчивость  бизнеса: пути капитализации «человеческого  потенциала»

Один из острых вопросов, которые волнуют сегодня менеджеров - как сделать "человеческий потенциал" предприятия фактором устойчивого  получения прибыли? Иначе говоря, речь идет о капитализации человеческого  потенциала. О том, что люди, соответственно подготовленные и рационально, с  учетом способностей и возможностей каждого распределенные по рабочим  местам, должны приносить предприятию  больше, чем тратится на их заработную плату плюс затраты на обеспечение  и воспроизводство их деятельности. О том, как эти люди становятся факторами формирования конкурентного  преимущества предприятия, в том  числе, при возникновении новых  конкурентов с новыми идеями, технологиями, деловыми связями и пр. О том, что эти люди должны работать, точно выполняя формальные предписания технологий и правил трудового распорядка, не пытаясь "творчески" изменять их в процессе работы, а с другой стороны, реализовать себя творчески, но не в нарушении технологической и трудовой дисциплины, а в формировании предложений по технологиям и организации работы и продвижении их в установленном на предприятии порядке.

Все большее число менеджеров осознает, что конкурентное преимущество фирмы - это преимущество своего персонала  перед персоналом конкурентов. Что  одно и то же оборудование, одно и  то же сырье принципиально доступны всем конкурентам. Что "тонкости" технологии и способов организации работы - это единственное, чем одно предприятие может отличаться от другого, но они недоступны конкурентам только в том случае, если рождены на данном предприятии и применительно к конкретным условиям данного предприятия, и люди, работающие на предприятии, тщательно охраняют это know how. И более того - эти технологии и способы организации дают реальное конкурентное преимущество только в том случае, если они точно и во всех деталях реализованы в деятельности работников предприятия.

 

Прежде, чем обсуждать  вопросы капитализации человеческого  потенциала, отметим целесообразность различения двух понятий капитала:

- формальный капитал,  к которому относятся все активы, учитываемые в балансе предприятия,  кроме предназначенных для потребления  (выдачи работникам в виде зарплаты  и премий, собственникам в виде  дивидендов, перечислений на благотворительные  нужды и т.п.)

- реальный капитал - та  часть активов, которая реально  участвует в получении прибыли,  а кроме того - некие возможности,  не учитываемые в балансе, но  реально участвующие в бизнес-процессах  - сюда относятся бизнес-идея предприятия,  деловые связи, имидж и т.п.  Принятый затратный принцип бухгалтерского  учета активов позволяет вводить  перечисленные возможности в  состав формального капитала  лишь настолько, насколько их  создание оплачено из средств предприятия, и это, как правило, лишь малая доля от их оценки, если бы таковая могла быть сделана по их полезности в бизнесе.

Известно, что экономическая  теория выделяет три фактора производства: капитал, труд и природные ресурсы, оплачиваемые рентой. Правильна ли сама постановка вопроса о капитализации  человеческого потенциала или человек  приносит в производство только свой труд?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные составляющие "человеческого  потенциала" предприятия:

а) оплачиваемый труд наемных  работников по созданию товара (продукции, услуг), продаваемого на рынке;

б) создаваемая оплачиваемым трудом персонала интеллектуальная собственность (know-how, технологии, патенты и т.п.), учитываемая в балансе предприятия и включаемая в его формальный капитал, но не предназначенная для продажи в качестве товара;

в) создаваемая, но не оплачиваемая из средств предприятия и, соответственно, не отражаемая в балансе интеллектуальная собственность в виде бизнес-идеи предприятия, а также деловые связи и личный имидж сотрудников;

г) организационная культура предприятия - уникальная для каждой организации совокупность формальных и "неписаных" норм или стандартов поведения, которым подчиняются  члены организации, структура власти и ее компетентность, система вознаграждений и способов их распределения, ценности, уникальные для данной организации, модели коммуникации, базисные убеждения, которые разделяются членами  организации, действующие подсознательно и определяющие способ видения себя и окружения. Организационная культура (определяющая организационную структуру предприятия и взаимодействующая с ней) есть тот элемент организации, который позволяет сделать бизнес-идею реализуемой и эффективной, достичь эффективности труда и извлечь выгоду из обладания интеллектуальной собственностью.

Оплачиваемый труд наемных  работников не есть составная часть  капитала. Может быть капитализирована лишь часть его результатов, если этот труд приносит прибыль и часть  этой прибыли капитализируется. Это  единственный способ превращения труда  в капитал, и он может быть достигнут только в условиях определенной организационной культуры.

Сегодня следует различать  два понятия: рабочая сила и трудовой ресурс. Рабочая сила - это способность  работников предприятия выполнять  некоторую работу, т.е. это - возможность  производства. Трудовой ресурс - это  способность работников производить  продукцию или услуги, удовлетворяющие  потребителя и конкурентоспособные  по отношению к аналогам, это ресурс бизнеса. Очевидно, что выполнение не всякой работы (или не всякое выполнение работы) способствует появлению такой  продукции (услуг), которая может  быть выгодно продана. Поэтому не любое производство прибыльно, не любое  производство есть основа для бизнеса. В числе работников любого предприятия можно найти немало таких, которые работают и получают зарплату, но лишь небольшая часть результатов их труда приносит пользу. Их зарплата включается в себестоимость и повышает цену предложения продукции (услуг) предприятия, в то же время их труд не влияет на качество и другие факторы, определяющие цену спроса. Расхождение диапазонов цены предложения и цены спроса в лучшем случае приводит к снижению прибыли, в худшем - к невозможности продажи.

Исключение непроизводительного  труда, в том числе несоответствия квалификации работников требованиям  выполнения работы, нерационального  расходования рабочего времени, небрежности, брака и т.п. требуют определенных правил и ценностей, признаваемых всеми  работниками и подкрепленных  системой оплаты труда, системы взаимоотношений  руководителей с подчиненными, способов разрешения противоречия между общим  и индивидуальным, системы стимулирования развития персонала. Все перечисленные  условия являются компонентами организационной  культуры.

Иной аспект той же проблемы заключается в специфических  социокультурных особенностях России, описанных ниже.

В нашей стране на любом  этапе ее истории находились умельцы, способные изготовить любые уникальные предметы. От тульского Левши до специалистов по микроэлектронике, несколько  лет назад изготовивших уникальные подслушивающие устройства для монтажа в здании посольства США, от строителей космических кораблей до пивовара Жигулевского завода, продукцию которого поставляли Черчиллю, - в любой области деятельности в России умельцами совершалось нечто, поражающее весь мир.

Однако, российское серийное и массовое производство было и остается одним из самых дорогих и не обеспечивает стабильного качества продукции.

Реально в России почти  нет технологий в буквальном смысле этого слова - как точно сформулированных и неуклонно исполняемых предписаний, обеспечивающих выпуск продукта, соответствующего стандарту (техническим или иным условиям) независимо от наличия на данном производстве рабочих и специалистов уникального класса.

Технологии, действующие  на наших предприятиях, обычно предусматривают  настройку и регулировку выпущенных изделий после их изготовления. Но все, что должно настраиваться, имеет  свойство само по себе "расстраиваться". Дошедшее до потребителя изделие, как  правило, нужно настраивать заново. Технолог не может заложить в технологию жесткие параметры изделия, которые не нуждаются в дальнейшей регулировке. Поступая так, он прав.

Российский "трудящийся" не привык работать по технологии. По своей  натуре он - "творец". Или творчество - или халтура.

Творчество, как недавно  перевыполнение плана, у нас безусловно почитаемо. Поэтому с конвейера не может сойти два одинаковых изделия с одними и теми же параметрами - теми, которые нужны потребителю, а не рождены "соображениями" изготовителя, как бы сделать "получше", либо просто работой "спустя рукава". На складах полуфабрикатов не может оказаться одинаковое количество болтов и гаек к ним, потому что по одному из этих изделий план обязательно будет то ли перевыполнен, то ли не выполнен. Стоимость "лишних" деталей, не образующих законченных комплектов, формирует часть указанной выше разницы между формальным и реальным капиталом.

Технологии - это порядок. Это закон, который надо соблюдать, а не совершенствовать в процессе исполнения.

Проявление творчества, индивидуальности человека в технологизированной, урегулированной законом деятельности- это нарушение порядка. Противопоставление индивидуальности порядку есть разрушение порядка - это может быть проступок, а может быть и преступление, но в любом случае - разгильдяйство, которому пытаются найти объяснение и оправдание. Ценность порядка, не свойственная российской ментальности, тем не менее, должна быть "внедрена" в сознание работников любого предприятия. Без этого невозможно реально превратить рабочую силу в трудовой ресурс, сохранять конкурентоспособность и стабильно получать прибыль.

Должен быть установлен писаный  и неписаный порядок, определяющий, как и когда проявлять индивидуальность - не просто разрушая порядок, а создавая при этом новый порядок, и делать это не в процессе исполнения технологии (закона), а в то время, когда технологию (закон) можно менять. Необходим зафиксированный  способ разрешения противоречия между  потребностями предприятия и  работника.

Потребности предприятия  в рассматриваемой области - это:

- соблюдение работниками  законов и технологий, если они  однозначно предписывают действие, т.е. если свобода ограничена  до единственного варианта;

- рациональный выбор действий  работниками, если законом или  технологиями предусмотрены различные  варианты, это умение пользоваться  свободой, когда разрешено все,  что не запрещено;

- рациональное решение,  принимаемое работниками, если  возникла ситуация, не предусмотренная  законом и технологиями.

Потребности работника в  рассматриваемом аспекте - это, с  одной стороны:

- творчество;

- участие в принятии  решений,

а с другой стороны - минимизация  затрат труда.

Разрешение противоречий между потребностями предприятия  и работника может быть выполнено  только одним способом: человек должен чувствовать себя комфортно в  правовой (технологизированной) среде, не испытывая психологического дискомфорта от ограничения свободы, и при этом способен выходить в рефлексивную позицию по отношению к законам (технологиям), чтобы в установленном порядке изменять установленный порядок, создавая этим новый порядок.

Это важнейшее требование к организационной культуре, обеспечивающее возможность устойчивого бизнеса.

Капитализация прибыли, созданной  трудом работников - не единственный путь капитализации человеческого потенциала. Другой и не менее важный путь - создание интеллектуальной собственности для "внутреннего" использования. Прежде всего, это касается создания новых  технологий.

Приобретение существующих технологий (российских или зарубежных), на которое часто возлагаются  большие надежды, не создает стратегических преимуществ предприятию, так как покупаемые технологии принципиально доступны конкурентам. Необходима организация собственных технологических разработок. Это не означает, что такие разработки обязательно должны выполняться на предприятии. Разработка может быть выполнена подрядной организацией, но с условием нераспространения результатов другим лицам.

В последние годы во всем мире непрерывно растет наукоемкость выпускаемой продукции, затратность ее разработки, все дороже стоит каждый месяц запаздывания с ней на рынке. Анализ развития мировой экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство компьютеров и полупроводников, лекарственных средств и медицинского оборудования, средств связи и систем коммуникаций. Этот коммерческий успех основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.

Информация о работе Организационная культура предприятия