Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 02:24, курсовая работа
Психологический словарь определяет термин «Организационная культура» следующим образом: «Организационная культура - 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения; 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.» [1]
Введение
Глава I. Понятие «организационной культуры»
1.1 Введение в понятие «Организационная культура»
Глава II. Организационная культура и стратегии управления предприятиями
2.1. Организационная культура и стратегии фирмы
2.1. Сравнительная характеристика стратегий фирмы с учетом экономической культуры стран Востока и Запада
2.2. Основные принципы эксплуатационной системы и финансово-экономические стратегии фирмы
2.4. Цель предприятия и его организационная культура на примере западно-европейской фирмы "Хьюлетт-Паккард"
Глава III. Организационная культура во внешнеэкономическом сотрудничестве
3.1. Организационная культура и экономические модели развития микро- и макроэкономических систем
3.2. Организационная культура во внешнеэкономическом сотрудничестве
3.3. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры
3.4. Культурные особенности в использовании мировых достижений научно-технического прогресса
3.5. Формирование сильной культуры в международных бизнес-коммуникациях
Глава IV. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием
Глава V. Организационная культура и стратегическая устойчивость бизнеса: пути капитализации «человеческого потенциала»
Заключение
Список литературы
При моделировании процессов
антикризисного управления предприятием
организационную культуру следует
рассматривать как весомый
С точки зрения системного
анализа, организационную культуру
следует рассматривать как
Таким образом, учет, анализ, структуризация организационной культуры предприятия является непременным условием при моделировании и разработке программы антикризисного развития предприятия. Понимание принципов и способность управления организационной культурой является ключом к эффективному менеджменту предприятия.
V. Организационная культура
и стратегическая устойчивость
бизнеса: пути капитализации «
Один из острых вопросов,
которые волнуют сегодня
Все большее число менеджеров осознает, что конкурентное преимущество фирмы - это преимущество своего персонала перед персоналом конкурентов. Что одно и то же оборудование, одно и то же сырье принципиально доступны всем конкурентам. Что "тонкости" технологии и способов организации работы - это единственное, чем одно предприятие может отличаться от другого, но они недоступны конкурентам только в том случае, если рождены на данном предприятии и применительно к конкретным условиям данного предприятия, и люди, работающие на предприятии, тщательно охраняют это know how. И более того - эти технологии и способы организации дают реальное конкурентное преимущество только в том случае, если они точно и во всех деталях реализованы в деятельности работников предприятия.
Прежде, чем обсуждать
вопросы капитализации
- формальный капитал,
к которому относятся все
- реальный капитал - та
часть активов, которая
Известно, что экономическая теория выделяет три фактора производства: капитал, труд и природные ресурсы, оплачиваемые рентой. Правильна ли сама постановка вопроса о капитализации человеческого потенциала или человек приносит в производство только свой труд?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные составляющие "человеческого потенциала" предприятия:
а) оплачиваемый труд наемных работников по созданию товара (продукции, услуг), продаваемого на рынке;
б) создаваемая оплачиваемым трудом персонала интеллектуальная собственность (know-how, технологии, патенты и т.п.), учитываемая в балансе предприятия и включаемая в его формальный капитал, но не предназначенная для продажи в качестве товара;
в) создаваемая, но не оплачиваемая из средств предприятия и, соответственно, не отражаемая в балансе интеллектуальная собственность в виде бизнес-идеи предприятия, а также деловые связи и личный имидж сотрудников;
г) организационная культура предприятия - уникальная для каждой организации совокупность формальных и "неписаных" норм или стандартов поведения, которым подчиняются члены организации, структура власти и ее компетентность, система вознаграждений и способов их распределения, ценности, уникальные для данной организации, модели коммуникации, базисные убеждения, которые разделяются членами организации, действующие подсознательно и определяющие способ видения себя и окружения. Организационная культура (определяющая организационную структуру предприятия и взаимодействующая с ней) есть тот элемент организации, который позволяет сделать бизнес-идею реализуемой и эффективной, достичь эффективности труда и извлечь выгоду из обладания интеллектуальной собственностью.
Оплачиваемый труд наемных работников не есть составная часть капитала. Может быть капитализирована лишь часть его результатов, если этот труд приносит прибыль и часть этой прибыли капитализируется. Это единственный способ превращения труда в капитал, и он может быть достигнут только в условиях определенной организационной культуры.
Сегодня следует различать
два понятия: рабочая сила и трудовой
ресурс. Рабочая сила - это способность
работников предприятия выполнять
некоторую работу, т.е. это - возможность
производства. Трудовой ресурс - это
способность работников производить
продукцию или услуги, удовлетворяющие
потребителя и
Исключение
Иной аспект той же проблемы заключается в специфических социокультурных особенностях России, описанных ниже.
В нашей стране на любом этапе ее истории находились умельцы, способные изготовить любые уникальные предметы. От тульского Левши до специалистов по микроэлектронике, несколько лет назад изготовивших уникальные подслушивающие устройства для монтажа в здании посольства США, от строителей космических кораблей до пивовара Жигулевского завода, продукцию которого поставляли Черчиллю, - в любой области деятельности в России умельцами совершалось нечто, поражающее весь мир.
Однако, российское серийное и массовое производство было и остается одним из самых дорогих и не обеспечивает стабильного качества продукции.
Реально в России почти
нет технологий в буквальном смысле
этого слова - как точно сформулированных
и неуклонно исполняемых
Технологии, действующие
на наших предприятиях, обычно предусматривают
настройку и регулировку
Российский "трудящийся" не привык работать по технологии. По своей натуре он - "творец". Или творчество - или халтура.
Творчество, как недавно перевыполнение плана, у нас безусловно почитаемо. Поэтому с конвейера не может сойти два одинаковых изделия с одними и теми же параметрами - теми, которые нужны потребителю, а не рождены "соображениями" изготовителя, как бы сделать "получше", либо просто работой "спустя рукава". На складах полуфабрикатов не может оказаться одинаковое количество болтов и гаек к ним, потому что по одному из этих изделий план обязательно будет то ли перевыполнен, то ли не выполнен. Стоимость "лишних" деталей, не образующих законченных комплектов, формирует часть указанной выше разницы между формальным и реальным капиталом.
Технологии - это порядок. Это закон, который надо соблюдать, а не совершенствовать в процессе исполнения.
Проявление творчества, индивидуальности человека в технологизированной, урегулированной законом деятельности- это нарушение порядка. Противопоставление индивидуальности порядку есть разрушение порядка - это может быть проступок, а может быть и преступление, но в любом случае - разгильдяйство, которому пытаются найти объяснение и оправдание. Ценность порядка, не свойственная российской ментальности, тем не менее, должна быть "внедрена" в сознание работников любого предприятия. Без этого невозможно реально превратить рабочую силу в трудовой ресурс, сохранять конкурентоспособность и стабильно получать прибыль.
Должен быть установлен писаный
и неписаный порядок, определяющий,
как и когда проявлять
Потребности предприятия в рассматриваемой области - это:
- соблюдение работниками
законов и технологий, если они
однозначно предписывают
- рациональный выбор действий
работниками, если законом или
технологиями предусмотрены
- рациональное решение, принимаемое работниками, если возникла ситуация, не предусмотренная законом и технологиями.
Потребности работника в рассматриваемом аспекте - это, с одной стороны:
- творчество;
- участие в принятии решений,
а с другой стороны - минимизация затрат труда.
Разрешение противоречий
между потребностями
Это важнейшее требование
к организационной культуре, обеспечивающее
возможность устойчивого
Капитализация прибыли, созданной
трудом работников - не единственный путь
капитализации человеческого
Приобретение существующих технологий (российских или зарубежных), на которое часто возлагаются большие надежды, не создает стратегических преимуществ предприятию, так как покупаемые технологии принципиально доступны конкурентам. Необходима организация собственных технологических разработок. Это не означает, что такие разработки обязательно должны выполняться на предприятии. Разработка может быть выполнена подрядной организацией, но с условием нераспространения результатов другим лицам.
В последние годы во всем мире непрерывно растет наукоемкость выпускаемой продукции, затратность ее разработки, все дороже стоит каждый месяц запаздывания с ней на рынке. Анализ развития мировой экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство компьютеров и полупроводников, лекарственных средств и медицинского оборудования, средств связи и систем коммуникаций. Этот коммерческий успех основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.