Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель данной работы – сформулировать основные методы формирования необходимой для успешной работы предприятия организационной культуры.
Понятие и структура организационной культуры
Содержание организационной культуры
Формирование организационной культуры
Поддержание организационной культуры
Изменение организационной культуры
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран (1991) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик1:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРЫ
Рис.1.3 Содержание
отношений организационной
Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Культура организации определяет каков климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия1. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом, стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального общения и поведения
Содержание
организационной культуры влияет на
направленность поведения и определяется
не простой суммой предположений, а тем,
как они связаны между собой и как они
формируют определенные образцы поведения2
Отличительной чертой той или иной культуры
является относительный порядок, в котором
располагаются формирующие ее базовые
предположения, что указывает на то, какая
политика и какие принципы должны превалировать
в случае возникновения конфликта между
разными наборами предположений. Так,
две компании в равной мере могут заявлять
как об одной из своих
ценностей о развитии кооперации и внутренней
конкуренции в работе. Однако в одной компании
кооперация будет иметь больше отношения
к процессу принятия решения, а внутренняя
конкуренция - к планированию карьеры.
В другой компании акценты могут быть
расставлены в обратном порядке. Культуры
этих двух организаций будут достаточно
различны по содержанию, несмотря на то,
что набор предположений в сущности один
и тот же.
Приведенное
выше еще раз наглядно показывает,
что говорить об
организационной культуре как монолитном
феномене не приходится. Тем не менее необходимо
понимать, что в одной организации может
быть много «локальных» культур. При этом
имеется в виду одна, преобладающая во
всей организации культура и культура
ее частей (уровней; подразделений; профессиональных,
региональных, национальных, возрастных,
половых и других групп). Эти различные
субкультуры могут сосуществовать под
крышей одной общей культуры.
Одна
или несколько субкультур в организации
могут по своей
природе находиться в том же измерении,
что и доминирующая в
организации культура, или создавать как
бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий анклав,
в котором приверженность
ключевым ценностям доминирующей культуры
проявляется в большей мере, чем в других
частях организации. Обычно это имеет
место
с субкультурой центрального аппарата
какой-либо организации. Во втором случае
ключевые ценности доминирующей в организации
культуры принимаются членами какой-нибудь
из ее групп одновременно с отдельным
набором других, часто неконфликтующих
ценностей для себя. Такое можно наблюдать
на периферии организации или в территориальных
органах
управления. Таким путем может идти приспособление
к специфике
деятельности (функциональные службы)
или местным условиям
(территориальные отделения).
Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
На организацию значительное влияние оказывает внешняя среда, что естественно сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации, проблемы. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.
Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих — может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое (рис. 1.4).
В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:
• выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
• разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
• находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Процесс
внутренней интеграции
связан с установлением и поддержанием
эффективных отношений по работе между
членами организации. Это процесс нахождения
методов совместной работы и сосуществования
в организации. Процесс внутренней интеграции
часто начинается с установления специфики
в определении себя, что относится как
к отдельным группам (субкультуры), так
и ко всему коллективу организации.
Нередко это ведет к дифференциации организации.
НИЗКАЯ
Степень привлечения
работников к выбору
средств для достижения
поставленных целей
ВЫСОКАЯ
ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ:
Традиционно управляемая корпорация Кооперативы, творческие союзы
с централизованной структурой
Институты
социальных и других
услуг
(лечебные и учебные заведения)
целям» или по результатам, компания
со
Рис.
1.4 Типы культур как отношения
власти в группе/организации
На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. Внутренняя среда организации – это та часть внешней среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой
На
всех стадиях развития организации
управленческая культура ее лидера (его
личная вера, ценности и стиль) во многом
может определять культуру организации1
(табл. 1.1).