Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель данной работы – сформулировать основные методы формирования необходимой для успешной работы предприятия организационной культуры.
Понятие и структура организационной культуры
Содержание организационной культуры
Формирование организационной культуры
Поддержание организационной культуры
Изменение организационной культуры
Таблица 1.1
Два подхода к формированию лидерами
организационной культуры
Административная культура | Организационные переменные | Предпринимательская культура |
Извне | Система контроля | Изнутри |
Собственник процесса | Отношения собственности | Собственник имущества |
Ждем момента | Отношение к возможностям | Ведет поиск |
Рационально-логическое | Преимущественное решение проблем | Интуитивное |
Централизация | Делегирование полномочий | Децентрализация |
Иерархическая | Организационная структура | Сетевая |
«Взрослый» - «ребенок» | Отношения субординации | «Взрослый» - «ребенок» |
На организацию | Организационный фокус | На человека |
Снижение стоимости | Производственная стратегия | Дифференциация производства |
Производительность | Главные цели | Эффективность |
Системный | Подход к управлению | Ситуационный |
Интеграции | Работа проектируется с позиций | Автономии |
По правилам | Выполнение работы | Творческое |
Модификация | Проводимые изменения | Радикальные |
Делать дело правильно | Основополагающий курс действий | Делать правильное дело |
В очень большой степени влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью, а организация только создается.
Формирование культуры организации связано с внешним для организации окружением:
Принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания.
Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно.
Лидерство – важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели.1 Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.
К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований. В их числе:
Вместе с тем существуют определенные ограничения для занятия должности руководителя. Это:
Стиль
руководства. Руководитель-лидер
использует разные стили
управления. Стиль — это совокупность
конкретных способов взаимодействия руководителя
и подчиненных. Он зависит от характера
организации (в отделении милиции он иной,
чем в научно-исследовательском институте),
уровня культуры, от сложившейся ситуации
от привходящих факторов. Самой распространенной
классификацией стилей руководства является
деление их на: авторитарный, демократический,
либеральный (рис. 1.5).1
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль | |
деловые
краткие распоряжения;
запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ приемов – не система; позиция руководителя – вне группы, держит дистанцию, не общителен, единолично решает вопросы. |
дела в группе
планируются руководителем определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны; голос руководителя – решающий. |
Демократический (коллегиальный) стиль | |
инструкции
в форме предложений;
не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание – с советами; распоряжения и запреты – с дискуссиями; позиция руководителя – внутри группы, распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями. |
мероприятия планируются
не заранее, а в группе, инициатива
в руках подчиненных;
за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Нейтральный (попустительский) стиль | |
тон –
конвенциальный;
отсутствие похвалы, порицания; никакого сотрудничества; позиция руководителя – быть в стороне от группы, снять с себя всякую ответственность. |
дела в группе
идут сами собой;
руководитель не дает указаний; предложения по разделам работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп. |
Рис.
1.5. Характеристика различных стилей
руководства
Наиболее распространенным считается авторитарный стиль1. Он мало коммуникабелен и характеризуется приказной, распорядительной формой общения с подчиненными, как правило, без разъяснений деталей дела. Этот стиль типичен для военизированных учреждений. Он может иметь эксплуататорскую и благожелательную разновидности (эксплуататорско-авторитарный и благожелательно-авторитарный). В последнем случае действуют те же приказы, но менеджер относится к подчиненным снисходительно, по-отечески.
Демократический
стиль обычно присущ менеджерам в децентрализованных
организациях. Такой руководитель, прежде
чем отдать
распоряжение, советуется с подчиненными,
принимает во внимание
их рекомендации. Демократический стиль
тоже имеет две разновидности: консультативно-демократический
и метод группового участия.
В первом случае руководитель ограничивается
консультациями с подчиненными, хотя и
не всегда принимает во внимание их мнение,
даже
если в нем есть «рациональное зерно».
Так поступает, например, руководитель
кафедры вуза при распределении учебных
поручений
среди членов кафедры. Метод группового
участия предполагает привлечение подчиненных
к определению цели подразделения, к совместной
работе и контролю. Он применяется руководителями,
например,
при выборе темы коллективной монографии
в секторе научно-исследовательского
института.
Либеральный тип руководителя склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность, зачастую идти на поводу у работников, предоставлять полную свободу, граничащую с попустительством2. Либеральный (пассивный) стиль характеризуется невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка. При либеральном руководстве значительно снижается и объем и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем.
Чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности, включающей очень разные типы ситуаций, руководитель должен вести себя по-разному в различных ситуациях. Иначе говоря, управление должно быть гибким, а стиль руководства приспосабливаться к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Руководитель, который владеет несколькими стилями управления, способен повысить эффективность своей деятельности.
Многолетние наблюдения показывают, что предпочтение следует отдавать разумному сочетанию демократического и авторитарного стиля.
Любой руководитель должен создавать (либо разрушать) традиции, культуру организации.1 Как общество в целом развивает (а не разрушает) ранее созданные народом социальные структуры, законы, традиции, культуру, так и организация должна сохранять и развивать культуру.
Наказ любому «новому» руководителю: прежде чем ломать «старое» - изучите это старое, вы всегда найдете очень много хорошего, полезного в правилах поведения, исполнения приказов и распоряжений предыдущего руководителя, и только после изучения приступайте к корректировке старых традиций, культуры данной организации.
Известно, что люди в различной степени проявляют свою индивидуальность в процессе выполнения работы-распоряжения вышестоящего руководителя. В результате проявляются не только разные стили в выполнении одной и той же работы, но различные образцы отношений между сотрудниками данной организации. Со временем такие образцы «типизируются». Из них вырастают традиции: культура взаимоотношений, характер и направленность того, как люди взаимодействуют в организации. Такого рода традиции не могут быть выявлены по структуре организации. Отсюда возникает сомнение, что эти традиции могут быть изменены в результате только изменения организационной структуры новым директором. Вот почему новому директору, помимо изучения и четкого представления о структуре организации, необходимо время для изучения процессов, происходящих между сотрудниками в динамике, чтобы понять характер неформальных взаимоотношений, традиций, культуры, которые окружают структуры данной организации.
Культуру
предприятия следует
На любую культуру сильное влияние оказывают личностные особенности персонала. «Культура власти» особенно проявляется на уровне высшего руководства.
Конечно, стиль управления у каждого руководителя должен быть свой. Но руководитель должен помнить, где, когда и с помощью каких правил, традиций вы лично закладываете культуру организации: при выработке решения (авторитарное, коллегиальное, демократическое); при исполнении принятого решения; при служебных взаимоотношениях между отделами, подразделениями; при оценке законченных работ по проблеме, теме, направлению; при достижении поставленных целей, конечных результатов.