Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:47, дипломная работа
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект».
Предмет исследования - организационная структура управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».
Цель исследования, проводимого в рамках дипломной работы, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» и поиске путей её совершенствования.
Задачи исследования:
Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2 Классификации организационных структур управления
1.2.1 Классификация типов организационных структур управления
1.2.2 Классификация видов организационных структур управления
1.3 Принципы проектирования организационных структур управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
2.3 Оценка эффективности функционирования существующей организационной структуры
ГЛАВА 3. Рекомендации по СОВЕРШЕНСТВОВАНИю организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
3.3 Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
Заключение
Список используемой литературы
Широкой реструктуризации будет подвергнута важная сфера – работа с персоналом. Весь спектр этих вопросов сосредоточен в блоке начальника отдела кадров, но это только одна сторона. Сегодня существенно меняется сам характер работы службы управления персоналом, ее цели, функции, задачи. Если традиционно эти подразделения выполняли функции учета личного состава, то сегодня преобладают содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности. В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности.
Современной
организационной структуре
Важным аспектом оценки эффективности управления является определение эффективности мер, направленных на совершенствование структуры управления.
Существующие подходы к оценке эффективности управления вне зависимости от их достоинств и недостатков характеризуют систему управления, не говоря ничего о сравнительных особенностях организационных структур. В практике управления чаще всего осуществляются сравнения действующей или проектируемой структуры с типовой организационной структурой.
Состояние
и эффективность
Анализируя результаты эффективности действующей и модернизируемой структур управления следует отметить, что основные показатели эффективности модернизируемой структуры управления в большинстве своем лучше действующей.
Из
данных таблицы 8, можно сделать следующие
выводы. Вследствие реструктуризации
действующей организационной
Вследствие
выделения некоторых
Таблица 8
Показатели эффективности организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» за 2008 год (тыс. руб.)
№
п/п |
Наименование показателя | Действующая структура управления | Модернизируемая структура управления | |
1 | Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей) | 570899 | 650000 | |
2 | Балансовая прибыль | 181251 | 230000 | |
3 | Чистая прибыль | 94342 | 120000 | |
4 | Себестоимость продукции | 320265 | 340000 | |
5 | Управленческие расходы | 69383 | 61000 | |
6 | Численность сотрудников (чел.) | 220 | 244 | |
7 | Фонд заработной платы сотрудников | 5940 | 6588 | |
8 | Численность аппарата управления (чел.) | 38 | 45 | |
9 | Фонд заработной платы аппарата управления | 1900 | 2250 | |
10 | Коэффициент
эффективности |
- | Кэф=25658/7800=3,28 | |
11 | Величина экономии в сфере управления | - | Эу = 69383-61000=8383 | |
12 | Сумма балансовой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления | Кбп1=181251/ 38=4770 | Кбп2= 230000/ 45=5111 | |
13 | Сумма чистой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления | Кчп1=94342/38=2482 | Кчп2=120000/45=2667 | |
14 | Коэффициент насыщенности на 1 тыс. руб. стоимости продукции, услуг | Кфо1 = 570/38=15 | Кфо2 = 650/45 = 14,4 | |
15 | Удельный
вес работников аппарата управления
в общей численности |
Кч1=38/220= 0,173 | Кч2=45/244= 0,184 | |
16 | Удельный вес затрат на управление в себестоимости продукции | Кз1=69383/ 320265 = 0,217 | Кз2=61000/ 340000 =0,18 | |
17 | Удельный вес заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции: | К1зп= 1900/ 320265 =0,0059 | К1зп= 2250/340000= 0,0066 | |
18 | Удельный вес заработной платы работников аппарата управления в общем объеме зарплаты производственного персонала | К2зп=1900/5940 = 0,32 | К2зп= 2250/6588 = 0,34 | |
19 | Затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления | С`упКч1 = 69383/38/ = 1825 | С`упКч2= 61000/45 = 1356 |
Показатели эффективности
управления для действующей структуры
за 2008 г. рассчитывались на основе фактических
данных, для модернизованной структуры
– исходя из перспективных данных. Так,
при реструктуризации действующей организационной
структуры управления планируется повысить
эффективность производственной деятельности
предприятия, а значит увеличить чистую
прибыль.
3.3
Разработка положений
о подразделениях
и должностных
инструкций
Разрабатывая должностные инструкции, важно соблюдать единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности изложения текста. Инструкции должны содержать перечень всех обязанностей и полномочий работника в кратких и четких формулировках с однозначным толкованием, учитывать меняющиеся условия деятельности организации. Как нормативный документ должностная инструкция определяет организационно-правовое положение работника и его взаимоотношения с другими сотрудниками предприятия. Инструкцию разрабатывает руководитель структурного подразделения, он же и подписывает. При отсутствии структурных подразделений текст инструкции составляет специалист, занимающий данную должность, соответственно он и подписывает.
Должностные инструкции относятся к документам, подлежащим утверждению, и, как правило, утверждаются руководителем организации или его заместителем, курирующим работу кадровой службы. Во многих организациях принято согласовывать должностные инструкции с юридической службой, что следует признать положительной практикой, позволяющей существенно улучшить качество данного документа и привести его в соответствие с действующим законодательством о труде. Должностная инструкция доводится до сведения работника под расписку [25].
В
унифицированной форме
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Должностные обязанности.
4. Права.
5. Ответственность.
6.
Взаимоотношения. Связи по
В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел «Оценка работы», в котором должны быть перечислены критерии оценки степени выполнения работником своих функций и обязанностей, использования прав и т.д. Основными критериями при этом являются качество работы и своевременность ее выполнения, а качество работы определяется в первую очередь выполнением обязанностей, возложенных на работника в должностной инструкции.
Раздел «Общие положения» должен содержать: основные сведения о должности; наименование подразделения, в котором работает сотрудник, занимающий данную должность; его непосредственную подчиненность; порядок приема на работу и порядок увольнения; порядок замещения сотрудника при его отсутствии; перечень законодательных, нормативных и методических материалов, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей деятельности; квалификационные требования к претенденту на данную должность, т.е. требования к уровню образования и стажу работы [36].
В разделе «Функции» определяются основные направления деятельности работника, тот участок работы, за который он несет ответственность.
В разделе «Должностные обязанности» перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.
В разделе «Права» описываются полномочия работника, необходимые для выполнения предписанных ему действий. Здесь указываются такие права работника, как право принятия решений, получения информации, необходимой для работы, право визирования документов и участия в их подготовке и обсуждении и т.п. Работник должен быть наделен правом требовать от других сотрудников организации своевременного и качественного исполнения определенных действий.
Виды
и формы ответственности
Раздел
«Взаимоотношения» должен четко
показывать служебные взаимосвязи
сотрудников, и, прежде всего взаимный
обмен документацией между
При необходимости во второй и третьей графах таблицы могут быть указаны дополнительные характеристики процессов обмена информацией: периодичность представления сведений, объем подготавливаемой документации, вид носителя информации и т.д.
Раздел «Организация работы и критерии оценки деятельности» помимо организационных вопросов (режим или график работы сотрудника, порядок контроля за его деятельностью, совмещение разных видов работ и т.п.), должен содержать параметры оценки результатов труда сотрудника для объективной его характеристики как специалиста.
После
утверждения должностной
Должностные инструкции рекомендуется разрабатывать с учетом введенных в действие руководящих и методических материалов и других директивных документов, регламентирующих деятельность служащих. Должностные инструкции должны основываться на положениях о структурных подразделениях с тем, чтобы весь комплекс функций был полностью и четко распределен между работниками данного подразделения.
При этом в должностных инструкциях руководителям необходимо четко указать, какие решения по функциям управления: планированию, организации, координации, регулированию, мотивации, контролю и анализу - он принимает и оценивает исполнение.
Для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке решений по соответствующим перечисленным функциям, т.е. это работы, связанные с расчетами, обоснованиями и т.д. Для технических исполнителей определяется круг обязанностей по оформлению решений и сбору исходной информации, рассылке и другой работе, связанной с доведением управленческих решении до исполнителей.