Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, лекция
Организации разного рода – существенная и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей. Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организаций, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей.
Возможны два принципиально различных процесса обучения. Первый – это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации.
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения.
Удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организации. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.
На этапе вхождения нового работника в организационное окружение организация должна решать одновременно три задачи:
- разрушать старые поведенческие нормы входящего человека;
- заинтересовывать его в работе в организации:
- прививать ему новые нормы поведения.
Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависит от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации.
Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы: безусловно необходимые для принятии всеми членами организации и принятые, не обязательно необходимые нормы и ценности. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, может быть выделено четыре типа адаптации:
- отрицание
- конформизм
- мимикрия
- адаптивный индивидуализм.
6. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Одним из важнейших условий избежать конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации, является правильное распределение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.
Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями для это являются ясность и приемлемость роли….. ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с целями и задачами организации. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала его действия.
При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Ролевые конфликты – достаточно распространенное явление во многих организациях, и их не следует рассматривать исключительно как негативное явление, т.к. они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов. Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации.
Основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли:
1. Причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.
2. Причины, связанные с противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации.
3. Причины, вызванные противоречием между ролью и ее восприятием организационным окружением.
4. Причины, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами:
1. Изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы)
2. Развитие людей, исполняющих роль
3. Перестановка работников
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.
Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значениями и влиянием роли в организации.
Таким образом, ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.
7. Личностный аспект взаимодействия человека и организации
Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.
Восприятие – это процесс получения из окружения и обработка информации.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.
Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию
Выделяют три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:
- установление соотношения фигуры и фона
- завершение образов.
Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ – это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Второй способ – обработка информации с использованием чувств, предпочтений, эмоций, убеждений.
При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:
- люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые
- люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера
- люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние они имеют во время восприятия сигнала.
Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:
- интенсивность передаваемого сигнала
- подвижность сигнала
- размер
- состояние окружения, в котором находится человек.
Критериальная основа поведения.
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.
Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.
Расположение – это априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.
Ценности – это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.
Верования – это устойчивое представление о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.
Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.
Характеристика индивидуальности человека.
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. В-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Вторую группу составляют факторы, проистекащие из окружения человека. Третью группу составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
8. Взаимодействие человека и группы
Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.д. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.
Независимо от типа группы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении.
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
- характеристика членов группы
- структурные характеристики группы
- ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
- коммуникации в группе и нормы поведения
- статус и роли
- личные симпатии и антипатии между членами группы
- силу и конформизм.
Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. Однако выяснено, что на установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов. Во-первых, личностные характеристики взаимодействующих. Во-вторых, на развитие и установление дружеских отношений между людьми, на развитие взаимной симпатии большое влияние оказывает наличие территориальной близости в расположении этих людей.
В-третьих, от частоты встреч , а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
В-четвертых, взаимоотношения между членами группы, их взаимные симпатии и антипатии, атмосфера дружественности в группе зависят от того, насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
В-пятых, развитию дружеских отношений между членами группы способствует наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы.
В-шестых, положительная ориентация в отношении друг к другу возникает тогда, когда в группе практикуется широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия группы.
Ситуационные характеристики мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.
В малых по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, т.к. члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно. В группах с четным число членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее, меньше несогласия и антагонизма между членами группы.