Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, лекция

Описание

Организации разного рода – существенная и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей. Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организаций, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по ОП.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Возможны два принципиально различных процесса обучения. Первый – это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации.

Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и  нормами поведения.

Удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организации. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.

На этапе вхождения нового работника в организационное окружение организация должна решать одновременно три задачи:

- разрушать старые поведенческие нормы входящего человека;

- заинтересовывать его в работе в организации:

- прививать ему новые нормы поведения.

Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависит от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации.

Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы:  безусловно необходимые для принятии  всеми членами организации и принятые, не обязательно необходимые нормы и ценности. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, может быть выделено четыре типа адаптации:

- отрицание

- конформизм

- мимикрия

- адаптивный индивидуализм.

 

6.      Ролевой аспект взаимодействия человека и организации

 

Одним из важнейших условий избежать конфликтных      противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации, является правильное распределение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.

              Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями для это являются ясность и приемлемость роли….. ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с целями и задачами организации. Приемлемость роли состоит в том,  что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала его действия.

              При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено  противоречиями, порождаемыми ролью. Ролевые конфликты – достаточно распространенное явление во многих организациях, и их не следует рассматривать исключительно как негативное явление, т.к. они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов. Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации.

Основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли:

1.      Причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

2.      Причины, связанные с противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации.

3.      Причины, вызванные противоречием между ролью и ее восприятием организационным окружением.

4.      Причины, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами:

1.      Изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы)

2.      Развитие людей, исполняющих роль

3.      Перестановка работников

Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.

Неформальный статус  роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значениями и влиянием роли в организации.

Таким образом, ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.

 

7. Личностный аспект взаимодействия человека и организации

 

              Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.

Восприятие – это процесс получения из окружения и обработка информации.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию

Выделяют три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

- установление соотношения фигуры и фона

- завершение образов.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ – это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Второй способ – обработка информации с использованием чувств, предпочтений, эмоций, убеждений.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

- люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые

- люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера

- люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

- интенсивность передаваемого сигнала

- подвижность сигнала

- размер

- состояние окружения, в котором находится человек.

Критериальная основа поведения.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.

Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.

Расположение – это априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

Ценности – это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

Верования – это устойчивое представление о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.

Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Характеристика индивидуальности человека.

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. В-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Вторую группу составляют факторы, проистекащие из окружения человека. Третью группу составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность.

 

8. Взаимодействие человека и группы

 

Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как  бы от имени группы. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.д. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.

Независимо от типа группы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении.

Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

- характеристика членов группы

- структурные характеристики группы

- ситуационные характеристики.

К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

- коммуникации в группе и нормы поведения

- статус и роли

- личные симпатии и антипатии между членами группы

- силу и конформизм.

Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. Однако выяснено, что на установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов. Во-первых, личностные характеристики взаимодействующих. Во-вторых, на развитие и установление дружеских отношений между людьми, на развитие взаимной симпатии большое влияние оказывает наличие территориальной близости в расположении этих людей.

В-третьих, от частоты встреч , а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.

В-четвертых, взаимоотношения между членами группы, их взаимные симпатии и антипатии, атмосфера дружественности в группе зависят от того, насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.

В-пятых, развитию дружеских отношений между членами группы способствует наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы.

В-шестых, положительная ориентация в отношении друг к другу возникает тогда, когда в группе практикуется широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия группы.

Ситуационные характеристики мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.

В малых по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, т.к. члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно. В группах с четным число членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее, меньше несогласия и антагонизма между членами группы.

Информация о работе Организационное поведение