Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, лекция

Описание

Организации разного рода – существенная и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей. Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организаций, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по ОП.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение.

Выделяются три важные характеристики пространственного расположения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или определенного места или территории. Во-вторых, это личное пространство. В-третьих, это взаимное расположение мест.

Влияние задач, решаемых группой, на функционирование группы и на поведение и взаимодействие членов группы очевидно. Различают несколько характеристик задачи, на которые важно обращать внимание для того, чтобы попытаться определить, как решение данной задачи будет влиять на группу в целом и на поведение ее членов. Во-первых, надо определить, как много взаимодействий будет возникать между членами группы в процессе решения задачи и как часто они будут коммуницировать друг с другом. Во-вторых, надо выяснить, насколько действия, выполняемыми отдельными людьми, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние. В-третьих, важно установить, насколько решаемая задача является структурируемой.

При анализе влияния оплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:

- насколько взаимозависимы действия членов группы

- насколько велика дифференциация в оплате.

Возможны четыре комбинации этих факторов.

- низкая взаимозависимость – низкая дифференциация в оплате

- низкая взаимозависимость – высокая дифференциация в оплате

- высокая взаимозависимость – низкая дифференциация в оплате

- высокая взаимозависимость – высокая дифференциация в оплате.

Первый и четвертый случаи порождают много проблем во взаимоотношениях между членами группы. Второй и третий случаи могут способствовать успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами группы.

 

9. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения

В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.

Первый тип. Полностью принимаются ценности и нормы поведения. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.

              Второй тип. Человек не приемлет ценностей организации, однако старается себя вести, полностью следуя формам и нормам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца.

Третий тип. Человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выгладит оригиналом. Однако, такие люди могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.

Четвертый тип. Индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.

Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом.  Возможный подход к решению данной проблемы – это подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.

Второй подход базируется на том, что человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых его поведению со стороны окружения.

Научение поведению – это достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.

Для научения поведению характерно наличие нескольких моментов. Во-первых, научение может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-вторых, научение поведению не обязательно касается собственно реального поведения. Оно может касаться потенциального поведения, т.е. такого поведения, которое может быть осуществлено человеком, но которое не осуществляется им в его практике поведения. В-третьих, научение поведению всегда выражается в изменении человека.

Последствия действий непосредственно зависят от тех, кто, оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. Компенсация – это внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или же чего-то не достигает в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий.

Типы компенсаций:

- положительная компенсация

-отрицательная компенсация

- наказание,

- гашение нежелательного поведения.

 

 

13

 



Информация о работе Организационное поведение