Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:45, реферат
В данной работе – целью является рассмотрение и определение эффективности организационной структуры управления предприятием. При этом в структурном подходе рассматриваем как способы распределения полномочий и обязанностей и то каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.
Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.
Существует три главных этапа в построении любой организации:
Для решения первой задачи целесообразно определить задачи, расчёт необходимого объёма работ для решения задачи, недопущение дублирования, разработка процесса управления (делегирование полномочий, распределение ответственности, распределение обязанностей).
Распределение работ между отдельными позициями менеджмента включает в себя установление норм, стандартов, анализ деятельности в рамках научных методов управления.
Решение третьей задачи должно привести к созданию отделов и структурных единиц организации.
Для
эффективной работы организации
важно чётко и ясно определить
функциональные обязанности и полномочия,
а также их взаимоотношения. Каждый
сотрудник должен понимать что ожидается
от него, какими полномочиями он обладает,
какие должны быть его взаимоотношения
с другими служащими. Это достигается
с помощью схемы организации,
дополнительной справочной (инструктивной)
документацией и
Существует
ряд типов организационных
А. Линейная организация управления имеет место как правило на небольших предприятиях, где распределение задач управления ограничено наличием небольшого управленческого аппарата и производства, смотри схему 2.1.
Схема 2.1. Организационная структура предприятия «Аура» г. Хабаровск
Все полномочия прямые идут сверху вниз.
В
числе преимуществ: чёткое распределение
обязанностей, ответственности, оперативный
процесс принятия решений, чёткость
единоначалия, что способствует формированию
стабильной и прочной организации.
В числе недостатков –
Б. Линейно-функциональная структура это наиболее распространённый подход. Линейное управление подкрепляется вспомогательными службами по основным функциям управления (производство, сбыт, финансы).
Схема 2.2 Организационная структура управления (АО «Али-Восток»)
Анализ данной структуры в АО «Али-Восток» показывает следующие преимущества:
К числу слабостей автор относит:
В. Дивизиональные структуры.
В
поисках выхода из ситуации неэффективности
деятельности линейно-функциональных
структур ряд американских компаний
в 20-е годы осуществили децентрализацию
управления путем создания так называемых
дивизиональных структур (Дюнон, Дженерал
моторс). В 60-70 годы для крупных фирм
США это стал доминирующий подход.
Сущность такого подхода в выделении
в аппарат управления в качестве
основного структурного элемента не
функциональной службы, а полностью
автономного в хозяйственном
отношении производственного
Схема 2.3. Дивизионная орг. структура управления АО Камаз
Кроме того, дивизионная система может строиться по региональному типу.
Г. Матричная система построения организации.
Данная
схема предназначена для
Схема 2.4. Матричная структура авиакосмического отделения Фирмы «Юниверсал продактс»
Ин – инженер, К – конструктор, МС – снабжение, Ф – финансы, М - маркетолог
Сотрудники материальной структуры имеют двойное подчинение как руководителю проектной группы, так и своим функциональным руководителям.
Такой подход обеспечивает – разработку инновационных технологий, оперативность, инициативу и т.д. Среди недостатков – алчность, расходы, борьба за власть.
Вместе с тем, что матричные подходы в различных модификациях (отделы разработки нового продукта, хозяйственные инновационные единицы, микроотделы рискованных инициатив, НХЗ (независимые хозяйственные единицы), стратегические хозяйственные центры с ХЦ) благодаря своей гибкости имеют место в крупных и средних компаниях. Необходимо иметь ввиду, что сами по себе они могут быть не эффектны. Опыт банка FM показал, что эффект в деятельности предприятия наступает, когда информационные технологии были «совмещены» со структурой банка.
Эффективность введения компьютерных технологий в деятельности банка была обеспечена созданием рабочих групп из экспертов в области финансов, маркетинга, компьютерных инженеров, действующих совместно на стадии обращения сделки. В то же время рабочая группа стала эффективной, благодаря использованию последних достижений информационных технологий, проникших в экономику. В FM были созданы многопрофильные группы, деятельность которых исправлена на комплексное обслуживание потребителя. Именно взаимодействие обновленных организационных структур и передовых технологий – причина роста производительности труда. В результате изменения организационной структуры FM избавимся от огромного числа управляющих среднего звена, сократив управленческий аппарат.
Есть ещё один подход к созданию организационных структур управления – конгломеративный, суть которого в использовании в компании нескольких организационных структур (функционального, продуктового, матричного и т.п.).
Менеджмент
исходит из того, что идеальная
организационная структура
Пример
тому корпорация «Тексас инструментс»,
производящая электронное оборудование
и другие товары. В начале 80-х годов
её система управления получила широкую
известность и рассматривалась
как эффективная, смотри схему:
Центральным
звеном были ППЦ, отвечающие за разработку,
производство, модификацию конкретных
видов продукции. Однако со временем
функциональные службы штаб квартиры,
являющиеся держателями основных ресурсов,
обретали большую власть, чем ППЦ
метал самостоятельности и
Сегодня
проблема оптимального сочетания централизации
и децентрализации –
Второе направление создания «плоских» структур, обеспечивающих сокращение аппарата (среднего звена) с передачей полномочий низовым звеньям.
Третье
направление – определяет, что
только глубокое изменение организационной
культуры, всей системы ценностей
в компании – может обеспечить
повышение эффективности
3. Анализ и проектирование организационных структур управления
В рамках управленческого мышления любая производственная система рассматривается как социально-иерархическая. Именно этот подход целесообразно положить в основу проектирования и анализа структур управления. Техническая система включает не только машины, станки, технологии, но и управленческие знания, организационные структуры, методы управления, подготовку персонала. Иначе говоря, техническая система – это совокупность физического и человеческого капитала.
Социальная
система – это форма морального
и материального
М. Мескон определяет следующий подход (последовательность действий) при проектировании структуры управления.
Кроме
того, при проектировании организационной
структуры имеет место